lybs.ru
Выгодно быть подлюгой, только конкуренция большая. / Андрей Коваль


Книга: ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

1.1. Регулирования экономики во время Нэпа

Опыт государственного регулирования экономики во время проведения новой экономической политики (Нэпа) привлекает сегодня к себе повышенное внимание.

Положение, в котором оказалась экономика Украины в конце 90-х годов, во многом подобное тому, которое существовало в народном хозяйстве СССР накануне Нэпа.

В сравнении с 1913 годом объем продукции промышленности в 1917 году уменьшился до 71%, а в 1920 году до 13,8%, сельского хозяйства в 1917 году-до 88%, а в 1921 году-до 60% (земледелия-55%, животноводства - 67%).

В Украине в 1997 году в сравнении с 1990 годом объем промышленного производства составлял 38,3% , сельскохозяйственного - 63,5%.

Экономику после гражданской войны было отстроено за 5-6 лет. Валовая продукция промышленности (в ценах 1925-26 гг.) составляла в 1926 году 11083 млн. руб., в 1913 г. - 10251 млн. руб. Валовая продукция сельского хозяйства превысила уровень 1913 года в 1925 году на 12%, (в земледелии на 7% и в животноводстве на 21%).

Среднегодовой темп роста продукции крупной промышленности в период восстановления составлял 40,8%, в т. ч. по производству средств производства -40,9%, предметов потребления-40,6%.

Эти темпы восстановления экономики сегодня на фоне неудачных попыток на протяжении уже восьми лет хотя бы остановить падение производства выглядят слишком привлекательно. Почему бы не использовать этот опыт восстановления экономики, тем более, что эта перестройка осуществлялась за подобных современных условиях - при действии рыночного механизма как основного регулятора производства?

Изучение опыта государственного регулирования экономики во время Нэпа имеет не только историческое, теоретическое, но и практическое значение.

“Военный коммунизм ". НЭП пришел на смену политике “военного коммунизма”, которая осуществлялась во время гражданской войны. Чтобы мобилизовать ресурсы для нужд армии, управление промышленностью было сосредоточено в централизованных органах - главках (главные управления ВСНХ - Высшего совета народного хозяйства ).

Было введено общую трудовую повинность, продовольственную раскладку (“продразверстку”): излишки продовольствия удалялись, продукты распределялись по карточкам. Свободная торговля была запрещена, деньги в значительной степени потеряли свое значение.

Суть новой экономической политики (Нэпа). На начальном этапе Нэпа в экономике преобладало мелкое товарное производство. Нормально вести и расширять его можно было при условии восстановления свободного обмена продукцией между товаропроизводителями, в частности между сельским хозяйством и промышленностью.

С этой целью продовольственную раскладку в 1921 году была заменена продовольственным налогом. Декретом правительства от 24.5.1921 г. разрешались “свободн ы й обмен, покупка и продажа остающихся у населения после выполнения натурального налога продуктов сельского хозяйства”.

В 1921-22 гг. продналог определялся по каждому из 18 видов продукции. В 1922-23 гг. был введен единый налог, который устанавливался в хлебных единицах и который крестьяне могли платить другими продуктами по установленному переводному коэффициенту. В 1923-24 гг. было разрешено вносить налог как натурой, так и деньгами. В 1924-25 гг. был осуществлен переход к налогу деньгами. Продовольственный налог как форма заготовки сельскохозяйственных продуктов перестал существовать.

Продовольственный налог был дифференцирован. Налог с хозяйства в процентах к годовому доходу в Украине составлял: если на одного члена семьи приходилось 0,25 десятины земли - 2,9%, 1,5 - 3,0 десятины - 12,4 - 16,8%, сверх 3,0 десятин - 24,2%.

Предпосылки эффективного регулирования экономики во время Нэпа .

На начало Нэпа государство владело основными средствами производства. На второй день после свержения Временного правительства был принят Декрет о земле, которым вся земля была национализирована. Постепенно была национализирована промышленность: во владение государства перешли не только крупные и средние предприятия, но и большая часть мелких промышленных предприятий. Крупные железные дороги, морской и речной транспорт фактически перешли в собственность государства в первые месяцы 1918 года.

К концу 1919 года была завершена национализация банков, банковское дело стало государственной монополией. В соответствии с декретом Совета народных комиссаров "О национализации внешней торговли” от 22.4.1918 г. вся внешняя торговля была национализирована. Право экспортировать или импортировать продукцию получили лишь специально уполномоченные на то государственные органы .

Формы и методы регулирования экономики во время Нэпа. Регулирование денежной системы . Для обслуживания товарно-денежных отношений, которые возрождались с началом Нэпа, нужны были твердые деньги. Советские денежные знаки (“совзнаки”) в это время быстро знецінювались, поэтому было разрешено в 1921 - 22 гг. применять золотые рубли дореволюционного выпуска. Устанавливался с 15.12.1921 г. Наркомфином, а в дальнейшем Госбанком курс пересчета в золотые рубли советских денежных знаков. После выпуска в обращение банкнот.Держбанка в червонцях (согласно декрета Раднаркома от 11.10.1922 года), необходимость в таких перерасчетах отпала.

Одновременное использование устойчивых банковских билетов и “совзнаков”, которые быстро обесценивались, подрывало обмен между городом и деревней. Поэтому 22.02.1924 г. декретом ЦИК и Совнаркома были введены казначейские билеты в 1, 3 и 5 рублей золотом, а также серебряные и медные монеты. 7.03.24 г. был установлен порядок выкупа совзнаків. На 1.06.24 г. денежный оборот СССР базировался на твердой валюте, совзнак был изъят из сферы обращения. С октября 1924 г. было прекращено использование эмиссии денег для покрытия бюджетного дефицита.

Организация кредитной системы. Начало организации кредитной системы был положен восстановлением в октябре 1921 г. Государственного банка. Был организован выпуск кредитных денег - банковских билетов Госбанка (октябрь 1922 года). Введение червонца способствовало росту текущих счетов и вкладов в кредитных учреждений, размеров кредитования; предотвратило попытки ввести в оборот иностранную валюту.

Для более полной мобилизации средств и улучшение кредитования были созданы специализированные банки: Банк потребительской кооперации (затем-Всероссийский кооперативный банк); на Украине - Украінбанк. Финансирование государственной промышленности было сконцентрировано в Торгово-промышленном банке (Промбанк), электрификации - в Електробанку, внешней торговли - у Внешторгбанка.

Система местных коммунальных банков, созданных в 1923 году, имела целью способствовать восстановлению местного экономического жизни. В 1925 году был создан Центральный банк коммунального хозяйства и жилищного строительства.

Были созданы Центральный и республиканские сельскохозяйственные банки, которые не имели своих филиалов на местах и все операции кредитования проводили через общества сельскохозяйственного кредита. Таким образом, в построении системы сельскохозяйственного кредита сочетались государственные и кооперативные начала.

С национализацией земли отпала потребность в кредитах на ее покупку. Кредитные ресурсы использовались теперь на производственные нужды.

Регулирование цен . Важнейшие элементы механизма действия товарно-денежных отношений: банки, кредит, денежное обращение и аппарат обобществленной торговли - находились под контролем государства. Это позволило эффективно контролировать цены, определять их величину, устанавливать твердые цены.

В первые годы Нэпа возникли так называемые “ножницы цен”: значительный разрыв между ценами на промышленные и сельскохозяйственные товары. В 1923 году в сравнении с 1913 г. надо было отдать зерна больше: за плуг - в 7,5 раз, косилку - в 7,1 раза, жатку - в 5,9 раза. Высокие цены заблокировали сбыт сельскохозяйственных машин, хотя село остро ощущал их нехватку.

Отпускные цены на промышленные изделия были снижены на 25,3%. За короткое время трудности сбыта были преодолены, за 1923-24 гг. потребление промышленных товаров выросло на селе с 600 млн. до 740 млн. руб. (в довоенных ценах).

Политика цен на сельскохозяйственную продукцию имела целью создать условия для нормального воспроизводства не только в крупных, но и в средних и мелких хозяйствах. С этой целью цены на продукцию, которую выращивали преимущественно мелкие и средние хозяйства, по сравнению с ценами 1913 года были повышены в большей степени, чем на продукцию, которую выращивали в основном крупные хозяйства. Так, в 1925-26 гг. цена ржи была выше на 50,2%, на овес - на 41%, на картофель - на 23,5%, а на пшеницу - на 15,5%, ячмень - на 10,1%.

Средние и мелкие хозяйства обычно продавали свою продукцию сразу после уборки урожая, когда цены были низкими. Крупные хозяйства продавали свою продукцию преимущественно весной или летом, когда цены были высокими. Иногда крупные хозяйства скупали продукцию осенью по низким ценам и перепродавали весной или летом.

Правительство проводило политику ликвидации сезонных колебаний цен, устанавливая твердые плановые заготовительные цены. Осенью 1924 г. за пуд ржи давали 354 копейки, весной 1925 г. - 775 коп., или 219% к предыдущей цене. В 1926-27 годах пуд ржи стоил осенью 433 коп., весной 440 коп., или 102% от предыдущей цены.

Организация хозяйственного расчета. В начале Нэпа предприятия частично оставались на сметно-бюджетном финансировании.

Они не имели права самостоятельно продавать свою продукцию, основная часть его реализовывалась согласно государственного плана. На рынке разрешалось продавать лишь ту продукцию, которую было произведено сверх плана государственного снабжения.

Переход к Нэпу заставил государственные предприятия приспосабливаться к условиям рынка. Главным в этом отношении было перевода их на хозяйственный расчет. Основными принципами хозрасчета были: 1.співставлення в денежной форме производственных затрат с результатами производства; самоокупаемость, рентабельность производства; 2.еквівалентність в отношениях между предприятиями; 3.матеріальна ответственность за выполнение плановых показателей; 4.матеріальне стимулирования; 5.контроль рублем со стороны государства за мерой труда и мерой потребления.

Хозяйственный расчет отличался от коммерческого расчета. В отличие от последнего, он базировался на плановых началах: вся деятельность предприятий базировалась на общегосударственных планах, выходила из этих планов. Хозрасчет нацеливал предприятия на выполнение государственных планов с наименьшими затратами. Коммерческий расчет нацеливает предприятия на получение максимальной прибыли, исходя из спроса, потребностей рынка.

С переходом промышленности на хозрасчет была тесно связана перестройка зарплаты. В период “военного коммунизма” зарплата характеризовалась уравниловкой, имела натуральный характер. Это позволяло при большой инфляции и нехватки продукции обеспечивать рабочих минимумом средств существования.

Первым шагом на пути ликвидации уравниловки стал переход к системе коллективного снабжения рабочих: государство отпускала предприятиям определенные фонды, величина которых зависела не от количества работников, а от процента выполнения производственной программы.

Проведению в жизнь принципа личной материальной заинтересованности трудящихся в результатах производства способствовал переход к сдельной системы оплаты труда, введение тарифной системы, по которой ставки зарплаты устанавливались согласно квалификации, переход к денежной оплате.

Был введен государственный минимум зарплаты для рабочих, ниже которого ни одно предприятие - государственное или частное - не имело права платить. Был введен “товарный рубль”, который определял покупную способность рубля (по отношению к ценам 1913 г.) и служил базой для индексации заработной платы по мере роста цен.

Произошел переход от государственного нормирования зарплаты до ее регулирования посредством коллективных договоров, которые устанавливали твердые нормы выработки и сдельную систему оплаты труда.

Монополия внешней торговли надежно защищала отечественного производителя. Критикуя предложение Бухарина ограничиться таможенным защитой, В.и.ленин писал:”...Ни о какой серьезной таможенной политике сейчас, в эпоху империализма, не может быть и речи, кроме системы монополии внешней торговли”[Полн. собр. соч. Т. 45. С. 335 - 336]. Таможенный защиту легко сломать какой-то богатой стране:” Для этого ей достаточно ввести вывозную премию за ввоз в Россию тех товаров, которые обложены у нас таможенной премией”[Полн. собр. соч. Т.45 С.335].

Монополия внешней торговли обеспечивала концентрацию валютных ресурсов в руках государства, централизацию их использования для нужд индустриализации страны, технической реконструкции производства.

Тот доход, который приносили внешнеэкономические связи, поступал в распоряжение государства, а не частных лиц.

Монополия внешней торговли позволяла эффективно контролировать экспорт и импорт товаров, “держать границу”.

Развитие планирования . Первым органом планирования и координации развития экономики стал Высший Совет народного хозяйства ( ВСНХ) , создана в декабре 1917 года. Аналогичные совета народного хозяйства формировались на местах. В феврале 1920 года создана государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО). В декабре 1920 года был обсужден и одобрен план ГОЭЛРО, который был первым в мире научным перспективным комплексным планом реорганизации и развития экономики на основе электрификации.

В феврале 1921 года было принято решение Совнаркома о создании Государственной плановой комиссии (Госплан). В положении о Госплан отмечалось, что он создан для разработки общегосударственного плана на основе плана ГОЭЛРО и для надзора за осуществлением этого плана. Ему был поручен рассмотрение и согласование с общегосударственным планом производственных программ и плановых предложений хозяйственных организаций. После образования Госплана была сформирована сеть плановых органов во всех отраслях экономики, созданы плановые комиссии на местах при губернских и областных исполкомах.

В первые годы Нэпа государство устанавливало ежемесячные, квартальные и годовые бюджеты, текущие плановые задания отдельным отраслям промышленности, планы посевных кампаний, топливные и продовольственные планы, планы перевозок и т.п. С 1925 года стали складываться контрольные цифры развития народного хозяйства, которые затем превратились в годовые народнохозяйственные планы. Начали прорабатываться варианты пятилетних планов развития народного хозяйства. Этот опыт был использован при подготовке первого пятилетнего плана (1928-1932 гг.).

1.2.Регулювання экономики во время индустриализации и войны.

В 1912 году национальное богатство страны на одного жителя составляло (в долларах) в России - 335, США - 2062 , Англии - 1522, Германии - 1184, Франции - 1448. Национальный доход на душу населения составлял (в долларах) соответственно 43; 351; 237; 154; 183.

Производительность труда в расчете на одного работника промышленности в России в 1913 году составляла примерно 11% от соответствующего показателя в США.

Три четверти населения были заняты в сельском хозяйстве преимущественно ручным трудом с применением устаревших средств труда.

Значительной была зависимость России от импорта современных средств производства: в 1913 году доля импорта составляла по тракторах и автомобилях - 100%, металлорежущих станках - 85%, машинам для промышленности - 60%, машинах для сельского хозяйства - 58%. Первая мировая война показала, что Россия не в состоянии обеспечить себя оружием собственного производства.

В дореволюционной России грамотных было 33% населения, лиц, которые имели высшее и среднее специальное образование, - 290 тыс.

Россия отставала от развитых стран мира на 100-150 лет.

Необходимости повышения производительности труда и уровня жизни населения, укрепление обороноспособности страны, ее независимости, изменений в структуре населения, его образованности - все это требовало проведения индустриализации страны. Индустриализация выступала также главным фактором изменений в производительных силах, что было нужно для закрепления в обществе новых, социалистических производственных отношений.

Источники средств для индустриализации. Особенностью индустриализации в СССР было то, что она проводилась за счет собственных накоплений.

Участие иностранного капитала в восстановлении экономики и индустриализации была мизерной. В конце 20-х годов удельный вес концессионных предприятий в группе “А” не превышала 1,2 %, в группе “Б” - менее 0,3 %. Иностранные инвестиции в 1928 году в народное хозяйство СССР составляли менее 2 % всех капитальных вложений. До 1937 года все концессионные договоры были ликвидированы.

Развитые страны мира осуществляли индустриализацию в значительной степени за счет средств из колоний, иностранных кредитов, контрибуций с побежденных стран (Германия).

Возможности накопления после революции выросли. Был прекращен вывоз за рубеж доходов иностранных инвесторов, а также исключены из государственного бюджета такие расходы, как уплата процентов по иностранным кредитам. Эта дань иностранному капиталу измерялась суммой 800-900 млн. руб. золотом в год.

После национализации земли отпала необходимость выплачивать из доходов крестьян 700 млн. руб. золотом в год за аренду земли у помещиков и куплю ее.

По подсчетам акад. С.Г.Струміліна, норма чистой прибыли в промышленности России составляла по 1885-1915 года 16,2 % в год, а темп прироста основного капитала только 7,2 %. Больше половины прибыли шло на потребление класса богатых.

Потребление городской буржуазии и помещиков в России ежегодно составлял 3 млрд. руб. золотом, что составляло примерно 20 % национального дохода в 1913 году. Примерно столько же составлял фонд производственного накопления народного хозяйства.

Определенные доходы приносила внешнеэкономическая торговля.

Особенности индустриализации в СССР. Индустриализация в СССР была проведена в сжатые сроки. ЕЕ особенностью был также первоочередное и ускоренное развитие тяжелой промышленности.

Если развитым странам мира нужно было 100-150 лет для проведения индустриализации, то в СССР этот процесс занял 13-15 лет. В период индустриализации среднегодовой прирост промышленной продукции в СССР составлял 17-20%, а темпы прироста производства средств производства достигли почти 30% в год.

Конечно индустриализация начнется с развития тех отраслей промышленности, которые производят товары широкого потребления: легкой, пищевой и др. Для них нужны средства производства, спрос на которые создает, стимулирует развитие тяжелой промышленности.

Индустриализация сопровождается перераспределением рабочей силы между сельским хозяйством и промышленностью, между городом и деревней. Рабочие, которые переходят в промышленность, обеспечиваются продукцией сельского хозяйства путем обмена на нее промышленных товаров широкого потребления. Рабочая сила, которая переходит работать в промышленность, высвобождаемой из сельского хозяйства в результате разорения крестьянских хозяйств, невозможности найти в селе работу.

Если же индустриализация начинается с развития тяжелой промышленности, налаживать обеспечения рабочих продуктами сельского хозяйства приходится другим способом. Иначе надо организовывать перераспределение рабочей силы в пользу промышленности. Использовать традиционные способы высвобождения работников из сельского хозяйства означало бы, что государство должно осуществить меры по ускорению банкротства мелких товаропроизводителей, поставить беднейшие слои населения в еще худшие условия.

Выход из положения был найден в коллективизации сельского хозяйства и в создании машинно-тракторных станций (МТС).

Развитие тяжелой промышленности обеспечил производство тракторов, автомобилей, комбайнов и другой сельскохозяйственной техники, которая была способна высвободить десятки миллионов работников села для работы в городе, в промышленности. Создание крупных сельскохозяйственных предприятий (колхозов, совхозов) позволило широко применять эту технику. При сохранении мелкого производства такое широкое применение техники было бы невозможным. Кроме того, сельское хозяйство имело в значительной степени натуральный характер, отсутствие денег на приобретение техники также существенно ограничивало ее применение.

Создание МТС позволило преодолеть и эту преграду для широкого применения техники в сельском хозяйстве. Колхозам не нужно было покупать тракторы, комбайны и др. технику. Не нужно было денег и для оплаты работ МТС, за это была установлена натуральная оплата. За счет натуральной оплаты обеспечивались продовольствием те рабочие, которые производили средства производства для села.

Стратегия развития экономики в период индустриализации . Период индустриализации - это период первичной механизации, когда затраты на высвобождение одного рабочего, замещению его машинами, незначительные. Это обстоятельство роднит стратегию развития экономики со стратегией экономического роста развивающихся стран.

В чем заключается стратегия экономического роста (проблема выбора техники при избытке рабочей силы)? Рассмотрим это на примере.

Таблица 1.1

Сравнительная характеристика двух способов

производства 300 тыс. изделий в год.

Способы производства

Капитальные вложения (млн. руб.)

Занято рабочих (тыс.)

Норма прибыли (%)

Полная механизация и автоматизация

900

50

15

Механизация основного производства

600

110

12

Разница

300

60

3

Котором варианта строительства предприятия отдать предпочтение при избытке рабочей силы?

При избытке рабочей силы преимущества имеет второй вариант. Первый вариант содержит в составе капитальных вложений 300 млн.руб., которые используются для замещения 60 тыс. рабочих в условиях, когда это не нужно, ибо и так рабочей силы избыток, есть много безработных. За счет этих 300 млн.крб. можно занять еще 55 тыс. рабочих и получить дополнительно 150 тыс. изделий. Избрание второго варианта обеспечивает более высокие темпы экономического роста.

Не исключено, что капитальные вложения по варианту с комплексной механизацией и автоматизацией будут более рентабельными, обеспечивать высокую норму прибыли. С точки зрения частного владельца первый вариант капитальных вложений будет выгоднее.

Учитывая это, в преамбуле второго пятилетнего плана Индии отмечалось, что "Основным критерием при определении направления развития служит не частная приб ы ль, а общественная выгода".

Стратегия экономического роста стран, где большое количество безработных и малые возможности накопления, нацелена на обеспечение большей занятости, что одновременно обеспечивает и больший объем производства, высокие темпы экономического роста.

В странах, что развиваются, и в странах Европы используются одинаковые машины для изготовления бетона, но в первых странах бетон до места его применения доставляют в корзинах на голове рабочих-носильщиков.

Основная производственная технология на цементных заводах, построенных в то же время во Франции и Индии, примерно одинакова, но общее количество рабочих на заводах Индии в 4-5 раз больше.

Стратегия развития экономики во время первичной механизации во многом напоминает стратегию экономического роста стран с избытком рабочей силы.

Примем, что в период первичной механизации затраты на замещение одного работника машинами составляют одну тысячу рублей. Теперь, чтобы в условиях полной занятости осуществить второй вариант производства 300 тыс. изделий (см. табл.1.1), нужно предварительно высвободить 110-50=60 тыс. рабочих. Это потребует дополнительных вложений в механизацию сельского хозяйства или другие области на сумму 60 млн .крб.

Чтобы получить прирост в 300 тыс. изделий, общие расходы по народному хозяйству при реализации второго варианта теперь будут составлять 60+600=660 млн. руб., тогда как по первому они составляют 900 млн. руб. За счет разницы 900-660=240 млн. руб. можно будет занять еще 40 тыс. рабочих и получить дополнительно более 109 тыс. изделий. Реализация второго варианта обеспечивает более высокие темпы экономического роста.

Таким образом, если в период первичной механизации избираются менее капиталоемкие варианты увеличения производства, это обеспечивает более высокие темпы экономического роста.

В это время механізується только основное производство. Ручным трудом в середине 80-х годов в СССР было занято около 50 млн. рабочих : примерно треть рабочих в промышленности, более половины - в строительстве, три четверти - в сельском хозяйстве. Это следствие той стратегии развития экономики, которая ориентировалась на механизацию основного производства.

Предположим, что отдачу от оборудования стоимостью в 100 тис.крб. можно повысить на 10 %, если увеличить обслуживающий персонал на 4 работника. В период первичной механизации такой вариант увеличения производства выгоден: выигрыш от лучшего использования оборудования составляет 100х10%=10 тыс.руб., а затраты на высвобождение 4 дополнительных рабочих - 4 тыс.руб. Этот пример в определенной степени объясняет, почему на индийских предприятиях при одинаковой технике рабочих в 4-5 раз больше, чем на французских.

Пока существует альтернатива: применять технику или ручной труд - преимущество будет отдаваться технике, хотя и изношенной, которая требует значительных затрат на ремонт. Предположим, что трактор поступил в МТС в 1934 году и заменял сначала 20 рабочих. В 1945 году из-за износа он заменяет 12 рабочих. Такой трактор целесообразно использовать, даже если его ремонтом будет занято 2-3 работника: иначе придется занять ручным трудом 12 рабочих.

В это время расходы для получения прироста сырья или материалов в объеме годовой выработки одного рабочего Вг сводятся практически к расходам на создание рабочего места (плюс 1 тис.крб. для высвобождения рабочего). Это определенным образом влияет на экономию материалов: их выгодно экономить тогда, когда расходы на сбережения в объеме Вг превышают стоимость рабочего места не более как на одну тыс.руб.

Высокая эффективность затрат по замещению рабочей силы во время первичной механизации относительно умаляет значение внешней торговли как средства экономии рабочего времени.

Стратегия экономического роста, которая ориентирует на выбор малокапіталоємких вариантов развития производства, продление сроков службы средств труда за счет их ремонтов, на наращивание добычи сырья, использование внутренних источников экономии времени за счет первичной механизации производства, имеет свои преимущества и недостатки.

Она обеспечивает высокие темпы экономического роста, повышение жизненного уровня населения, уровня его образования и культуры, быструю трансформацию общества в современное индустриальное. Но одновременно она формирует малоконкурентоздатну экономику. Со временем растет зарплата рабочих и заводы, где много рабочей силы, все больше становятся неконкурентоспособными. Созданная таким образом экономика оснащена во многих случаях устаревшей техникой, в ней высокая матеріалоємкість производства, она мало связана с мировым рынком.

Попытка как можно быстрее включить эту экономику в рынок, мировое хозяйство, сделанная в 90-е годы, привела к разрушению неконкурентоздатного производства, кризиса экономики, деиндустриализации страны, превращение стран СНГ на младших партнеров Мероприятия.

Результаты индустриализации . До начала Великой Отечественной войны построено, восстановлено и введено в действие 11,2 тыс. крупных промышленных предприятий, из них в первую пятилетку - 1500, во вторую - 4500, за три с половиной года третьей (1938-1941 гг.) - 3000. Промышленно-производственные основные фонды СССР возросли в 1940 г. по сравнению с 1928 г. в 7 раз.

По сравнению с 1928 г. парк тракторов в сельском хозяйстве увеличился до 531 тыс. (в 20 раз), зерноуборочных комбайнов - до 182 тыс. (в 1928 г. - было только 2 комбайна), грузовых автомобилей - до 228 тыс. (в 326 раз).

Численность учащихся в 1940 г. во всех школах составляла 35,5 млн. (против 1928 г. - 306%), студентов вузов - 812 тыс. (480% против 1928 г.), численность врачей - 155 тыс. (221% к 1928 г.), больничных коек - 791 тыс. (320% к 1928 г.). Доля неписемних среди взрослого населения в 1939 г. уменьшилась до 12,6% против 43,4% в 1926 г. и 71,6% в 1897 г.

Таблиця1.2

Основные показатели экономического развития СССР в предвоенные годы

Во сколько раз в 1940г. больше, чем в

1913г.

1928г.

Валовой общественный продукт

5,1

4,5

Произведенный национальный доход

5,3

5,1

Продукция промышленности

7,7

6,5

Производство средств производства (группа “А”)

13

10

Производство предметов потребления (группа “Б”)

4,6

4,2

Валовая продукция сельского хозяйства

1,4

1,3

Капитальные вложения

5,7

6,7

Численность рабочих и служащих

2,6

3,0

Плановая экономика во время индустриализации страны доказала свою способность мобилизовать и концентрировать ресурсы для решения крупных народнохозяйственных задач, исходя из интересов всего общества.

Эта способность была подтверждена во время Великой Отечественной войны. Первый этап войны сложился неудачно для СССР. Фашистская Германия оккупировала территорию, на которой проживало 42% населения СССР, производилась треть промышленной продукции: до 71% чугуна, около 60% стали. В этих районах находилось 47% посевных площадей.

За июль-ноябрь 1941 года на Восток было перевезено 1523 промышленных предприятия, из них 1360 - больших, эвакуировано 10 млн. чел. С июня по ноябрь 1941 г. промышленное производство сократилось в 2,1 раза. С марта 1942г. объем производства начал расти. В середине 1942 г. утраченные мощности военной промышленности были не только восстановлены, но и превышены.

На начало войны фашистская Германия имела в 1,5-2 раза больше военно-экономические ресурсы, чем СССР. Но экономика СССР обеспечила более производство оружия, чем экономика Германии, к тому же оружия лучшего качества, чем немецкая.

Таблиця1.3

Производство оружия в СССР и Германии (СССР - с июня 1941г.

по август 1945г., Германия - с сентября 1939 г. по апрель 1945г.)

СССР

Германия

Винтовки и карабины (млн.)

12,1

10,3

Пистолеты-пулеметы (млн.)

6,2

1,3

Пулеметы всех видов (млн.)

1,5

1,2

Орудия всех видов и калибров (тыс.)

482

320

Минометы (тыс.)

382

79

Танки и самоходные орудия (тыс.)

103

46

Боевые самолеты (тыс.)

112

89,5

Победа в Великой Отечественной войне - это победа не только советского солдата, но и советского оружия.

Внешние поставки в годы войны составили 4% к отечественного производства, в частности по артиллерии - 1,5%, по танках и самоходных орудиях - 6,3%, по авиации - около 10%.

Директивный характер планирования оправдывает себя в экстремальных ситуациях: во время войны, послевоенного восстановления экономики, во время быстрой индустриализации страны (например, в СССР). Планы в Англии, Германии и многих других странах во время войны были обязательны к исполнению, потребление - нормативное, за картами, распределение материалов согласно планов. В послевоенной Франции пятилетний план имел значительное количество директивных показателей, которые постепенно сокращались.

ЗАДАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ.

1. Как было организовано экономику во время “военного коммунизма”?

2. Чем объясняется то обстоятельство, что для восстановления экономики в 20-е годы

нужен был именно НЭП, возобновление товарно-денежных отношений?

3. Как был организован обмен между городом и деревней в 20-е годы? Продовольственный

налог?

4. Как происходили денежная и кредитная системы?

5. Организация планирования во время Нэпа.

6. Основные принципы хозрасчета и его отличие от коммерческого

расчета.

7. В чем заключались особенности индустриализации СССР?

8. В чем заключается проблема выбора техники для развивающихся стран, которые

имеют избыток рабочей силы и недостаток капитальных вложений? В чем

заключается родство стратегии развития экономики во время первичной

механизации с стратегией торгового роста?

9. Согласно преамбулы к второму п”ятирічного плана Индии,”Основополагающее м критерием

при определении направления развития служит не частная прибы ль, а

общественная вы года”. Как понимать этот тезис? Как такой подход влияет на

выбор вариантов развития экономики?

10. Что обеспечило высокие темпы роста экономики во время индустриализации?

11. Как связаны между собой индустриализация и коллективизация сельского

хозяйства?

12. Дайте оценку отказа от Нэпа при переходе к индустриализации СССР.

13. Какие черты характеризуют стратегию экономического роста? Как она

влияет на конкурентоспособность экономики?

14. Как было организовано планирование в период индустриализации?

15. В чем преимущества директивного планирования? Его недостатки?

Книга: ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

СОДЕРЖАНИЕ

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
2. 2. ПРИЧИНЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ, ПЕРЕХОДА К РЫНКУ
3. 3. КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМЫ
4. 5.ПРОБЛЕМИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ.
5. 6.РЕГУЛЮВАННЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ.
6. 7.ОРГАНІЗАЦІЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
7. 8. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, РЫНКА И КОНКУРЕНЦИИ.
8. 9. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ.
9. 11.ФІНАНСОВО КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ.
10. 12. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
11. 14. РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И АПК
12.

На предыдущую