lybs.ru
Ответственность человека растет в соответствии с ее восхваления. / Юрий Мушкетик


Книга: Основы экономической теории: политэкономический аспект


Основы экономической теории: политэкономический аспект

Часть И. ВСТУПЛЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

Раздел 1. Предмет и функции экономической теории

 

§ 1. Предмет экономической теории
§ 2. Функции экономической теории
§ 3. Логика и структура курса "Основы экономической теории: политэкономический аспект"

 

Раздел 1 ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

§ 1 Предмет экономической теории
Каждая наука имеет свой предмет изучения. С другими споріднени-ми науками она связана объект исследования: например, совокупность экономических наук объединяется рассмотрением проблем на-родного хозяйства. Целевой функцией каждой науки является раскрытие и познания соответствующих объективных законов природы или общества-ва. Для этого она пользуется приобретенными в процессе исторического развития общенаучными и специальными, присущими только ей методами познания объективной реальности.
Какой бы разнообразной не была человеческая деятельность, она должна иметь собственную основу. Такой основой является экономическая жизнь общества, тесно связано с потребностями и интересами людей. В переводе с греческого слово "экономика" означает искусство ведения домашне-го хозяйства ("ойкос" - дом, домашнее хозяйство; "номос" - учение, закон). Впервые этот термин ввел Аристотель (III в. до н. э.). Он разделил науку о богатстве на экономику и хримастику. Под первой он понимал производство благ для удовлетворения потребностей людей, во второй - накопление денег, к которому относился нега-тивно.
Мыслители древнего мира делали попытки выяснить внут-внутренние устои экономического развития и формировали отдельные эле-менты экономических знаний. С тех пор, как древнегреческий философ Ксенофонт (IV-III ст. до н. э.) начал новую на то время экономичес-кие науку в произведениях "Экономика" и "О доходы", содержание ее невпіз-нанне изменился. Во-первых, ведения хозяйства и управление им осуществляются теперь не только в рамках семьи, но и в пределах региона, страны, группы государств, всего мира. Во-вторых, оно организуется не только по территориальному, а по производственному признаку. Следовательно, в настоящее время понятие "экономика" охватывает: семью, предприятие (фирму); народ-не хозяйство определенной страны или его часть; совокупность взаимо-связанных хозяйств групп стран, объединенных в различные инте-игровые организации; мировое хозяйство как противоречивую целостность взаимосвязанных народных хозяйств всех стран и их объеди-нань.
 
 Экономика как народное хозяйство имеет две стороны выражения:
во-первых, как материально-натуральное наполнение, во-вторых, как совокупность производственных отношений, которые связывают процессы произ-водства, распределения, обмена и потребление общественного продукта как фазы постоянного воспроизводства экономики.
Материально-натуральное наполнение экономики проявляется в производительных силах, производственных ресурсах общества (рис. 1), что отражают систему отношений "человек - природа". К ним-лежит прежде всего рабочая сила как способность человека творить в мате-ріальній и духовной сферах. Особенно важными его проявлениями являются предпринимательские способности. Рабочая сила воплощается в трудовых ре-сурсах. Это личный фактор производства.
Второй составляющей производительных сил является овеществленный фактор производства, т.е. средства производства, которые человек использует в процессе труда, направленной на обеспечение своих материальных и духовных потребностей.
Средства производства делятся на предметы и средства труда. Первые охватывают предметы, данные природой, и те, что в процессе труда пе-реробляються или обрабатываются с целью получения готовой про-дукции для личного или производственного использование. Ко вторым относятся, во-первых, машины, оборудование, инструменты и другие технические орудия; во-вторых, технологические процессы и енергопоста-жения; в-третьих, автоматизированные системы управления (АСУ), элек-тронно-вычислительные машины (ЭВМ) и т.д.
Центральное место в системе средств труда занимают накопленные человечеством знания. Человек живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены его физические и интеллектуальные способности, время, которое она может уделить тому или иному занятию, средства, которые могут быть ис-ристані для достижения поставленной цели. Ограниченность имеющихся ресурсов была и есть главной и достаточно жестким условием, которое наша-ровується объективной реальностью на размеры и возможности роста-зования личного и общественного богатства. Однако это касается конкретного человека и конкретных условий существования общества.
Относительно развития общества в целом в исторической перспективе возможности человека неограниченные. На протяжении многовековой истории человек существенно раздвинула рамки указанных и других ограничений. Однако перед индивидом, как и перед обществом в целом, всегда на каждом этапе встает проблема выбора направлений и способов использо-вания ограниченных ресурсов. Ее можно решать различными мето-дами, которые лежат в плоскости экономики. Серьезной проблемой является не только производство, но и распределение его продуктов между различными вер-ствами населения.
Совокупность производственных отношений в широком понимании пред-представлена технико-экономическими, организационно-экономическими и социально-экономическими отношениями, Чисто экономические производственные отношения, о которых идет речь при определении конкретного предмета экономической теории, представленные преимущественно организационно-экономическими и социально-экономическими отношениями. Экономика как наука, тоб-то как систематизированное знание о сущности экономических явлений и процессов, начала оформляться лишь в XVII-XVIII вв. параллельно с бурным развитием рыночного хозяйства.
В экономической науке еще во времена В. Петти (XVII ст.) начался процесс дифференциации знаний. Теперь это система дисциплин. Подго-товка экономистов в Украине сегодня ведется более 50 спе-циальности.
Есть много современных определений понятия "экономическая наука". Среди них главными являются те, что определяют ее как науку, которая изучает: 1) условия и формы, при которых происходят производство и обмен и соответствующее распределение продуктов между людьми, о путях решения проблемы организации потребления и производства; 2) проблемы использования ограниченных производственных факторов (земли, труда, оборудования, тех-ночных знаний), а также финансовых ресурсов для производства и распределения продуктов между членами общества; 3) закономерности движения цен, денег, нормы процента, капитала и прибыли для выработки государством соответствующей политики влияния на экономическую жизнь и т.д.
Каждый из этих подходов отражает лишь определенную сторону экономики и поэтому не охватывает полностью ее систему. Собственно, это определение эко-ских наук, изучающих разные аспекты многогранного эконо-мический жизни. Однако все они подчеркивают тесную связь эконо-мики с производством и рынком.
Объектом изучения всех экономических наук является экономика в целом. Если объект изучения для них является общим, то предмет изучения разный. "Семья" экономических наук непрерывно растет. В ее струк-туре, если исходить из изучение не отдельных функциональных сто-рин или отраслей общественного производства, чем занимаются конкретные экономические науки, а экономической системы в целом, экономическая тео-рия, безусловно, занимает основное место.
Экономическая история и история экономических ученик также изуча-ют экономическую систему в целом, но в разных аспектах. Первая исследует конкретные формы функционирования и развитие экономичес-ных систем в различные исторические эпохи с учетом национальных, природных, политических и других особенностей конкретных стран (или их групп). Вторая анализирует отражение в сознании разных сус-пільних слоев тех экономических отношений, которые существуют на определенном отрезке времени. История экономических учений раскрывает также объек-тивные истоки возникновения разнообразных школ и направлений в эконо-мічній науке.
Отдельную группу образуют специальные (функциональные) подразде-лы экономической науки - экономическая статистика, экономика труда, финансы, кредит, денежное обращение, бухгалтерский учет т.д.
Наибольшую группу составляют отраслевые экономические науки, которые изучают-ляют специфику проявления производственных отношений, их законов и фун-кціональних систем (управления производством, денежно-финан-ный механизм т.п.) в различных сферах общественной производства. Найзагальнішою отраслевой наукой является экономика промышленности. Однако и она делится на экономику химической, металлургической, нафтодо-бувної или иной промышленности, поскольку постоянно развивается сус-пильный разделение труда, выделяются относительно самостоятельные отрасли производства и, как следствие, все более конкретизируются экономические дисциплины.
В связи с тем что нематериальная сфера (наука, образование, здравоохранение и т.д.) тесно связана с отраслями материального произ-водства, берет участие в распределении, обмене и потреблении общественного продукта, экономическую сторону имеет как материальная, так и нематериальная производственная деятельность людей. Выделяются новые отраслевые экономические дисциплины - экономика сферы услуг, экономика образования, экономи-ка туризма и т.д.
Поскольку объектом изучения всех экономических наук наряду со спе-цифічним предметом каждой из них есть отношения и связи между людьми в процессе их экономической деятельности, то взаимодействуют и науки через обмен информацией, использование результатов исследований смежных наук и т.д. Методологической основой системы экономических наук является экономическая теория.
Объектом экономической теории является экономика в целом (на микро-макро - и глобальном уровнях). Микроуровень экономики берет начало из семьи; фирма (предприятие) является его главным звеном. Макроуровень охватывает хозяйство страны в целом, а глобальный - міждер-ственные экономические объединения и мировое хозяйство.
Многоаспектность содержания экономики предопределяет разнообразие направлений изучение экономической жизни общества: в центре внимания предстают экономические производственные отношения, проблемы эффективности экономической системы, особенности различных систем хозяйствования и т.д. .
Важное значение имеет изучение мирового опыта развития эко-номической теории и соответствующих учебных дисциплин. Так, рассматри-ючи предмет экономики, П. Самуэльсон и Р. Нордхаус отмечают потому, что люди выбирают способ использования ограниченных вы-робничих ресурсов для выработки различных продуктов и распределения их между членами общества. Если исходить из прагматической направлен-ности учебного процесса, то такой подход вполне оправдан.
Экономическая теория исследует не только проблемы оптимизации производства при ограниченных ресурсах, но и экономические формы и закономерности, в которых осуществляется общественное воспроизводство в ціло-м. Одновременно ученые не исключают и политико-экономического анализа отношений собственности, поскольку экономическую науку нельзя свести к конкретно-экономического знания.
Термин "политическая экономия" по экономической теории был при-нных еще французским меркантилістом А. Монкретьєном в работе "Трактат политической экономии", написанной в 1615 г. С греческого "по-літикос" переводится как государственный, общественный. Следовательно, этот тер-мин можно трактовать как науку о ведении хозяйства в дер-ства, обществе.
Сегодня школа экономистов Чикагского университета (США) под руководством известного ученого М. Фридмана издает "Journal of Political Economy", посвященный проблемам политической экономии. Су-современный уровень развития политической экономии рассматривается в четы-ритомному словаре, изданном под редакцией Дж. Ітвелла, М. Мил-гейта, П. Ньюмена "The New Palgrave. A Dictionary of Economics";
London, N. Y. etc 1987 (VOL..
С, г. 906).


 В учебнике "Economics", который неоднократно переиздавался в Лондоне, Нью-Йорке, Мехико, Москве, Киеве, его авторы К. Г. Макконнелл и С. Л. Брю отмечают, что политэконом теперь входит как непременный член в высшие правительственные совета. Монументальные работы с политэкономических основ постоянно появляются в разных странах мира.
Развитие предмета экономической теории в ее политэкономическом аспекте, как и любой науки, безграничный, завершение определенных его направлений, проявлений ведет одновременно к появлению и становление новых.
Изучение политэкономического аспекта экономической теории означает исследование развития экономических явлений и процессов через познание экономических производственных отношений.
Главной задачей экономической теории является характеристика основ экономических систем через анализ организационно-экономических и социально-экономических (рис. 2) производственных отношений.
В процессе организации производства возникают общие организа-ционно-экономические отношения, которые отражают определенный его уровень. Они отражаются следующими абстрактно-общими категориями, как труд, средства производства, разделение труда и т.д., и выражают систему отношений "человек - производство".
Организационно-экономические отношения непосредственно связаны с производительными силами. Они возникают по поводу трудовой деятель-ности, кооперации труда, обмена средствами производства и т.д. В эти-лома эти отношения воплощены в хозяйственной системе организации и управления экономикой на разных уровнях.
Конкретные организационно-экономические отношения отражены в хозяйственных системах отдельных отраслей общественного произ-водства - экономика промышленности, сельского хозяйства, торговли, охраны здоровье и т.п. Их изучают специфику конкретные эко-номических науки. К общим организационно-экономических отношений относятся формы и методы хозяйствования, характерные для всех отрас-зей экономики. Среди последних сегодня выделяют, во-первых, рыночных-ную систему, в центре которой - товарно-денежные отношения; во-вторых, предпринимательство, основано на эффективном ведении хозяйства. Общие организационно-хозяйственные отношения - это и отношения в сфере денежного обращения, ценообразования, финансов, кредита, марке-тинга, менеджмента, биржевого дела т.д. Именно они, поскольку не охватываются конкретными экономическими науками, относятся к
общей экономической теории.
Социально-экономические отношения предопределяют систему связей "человек - человек". К ним относятся закономерности развития отношений собственности (прежде всего на средства производства), тесно связан-ных с ними распределения и воспроизводства общественного производства в эти-лома как экономического кругооборота, который происходит через производ-ство, распределение, обмен и потребление продуктов и услуг.
Исследование социально-экономических отношений раскрывает соци-альные возможности интеграционных процессов в современном обществе и управлении хозяйством. Это также дает возможность определять степень соответствия экономической деятельности требованиям роста общественного богатства и связанным с ним интересам подавляющего боль-шестые членов общества.
Исследование социально-экономических отношений показывает, кто ре-ально обладает средствами производства и финансами, присваивает их, то есть в чьих интересах происходит распределение произведенных продуктов и услуг, и, наконец, как и сколько труженик работает на себя и на
других членов общества.
Экономические производственные отношения соответствуют определенной форме собствен-ности на средства производства, которая сложилась исторически, и диалектически взаимодействуют с производительными силами как факторами производ-тва, его ресурсами.
Понятие "собственность" - одно из центральных в курсе экономической
теории. Собственность существует на трех уровнях. Первый - материально-натуральный (заводы, фермы, больницы, учебные и научные заведения и т.п.), второй - юридическое (правовое оформление владения, рас-порядження ним и его использование), третий - политэкономический, который отображает реальное, а не юридическое присвоение резуль-татов экономической деятельности.
К организационно-экономических форм собственности принадлежат индиви-дуальная, коллективная, государственная и т.п.; социально-экономических - частная, общественная (последняя может быть местного, загальнодер-ственного и даже общемирового уровня), смешанная. Каждая из них имеет свою сферу оптимального применение. Общим критерием эффективности той или иной формы собственности выступает мера отчуждения-ния от производителя средств производства и его результатов. В определенном обществе одна из форм собственности является господствующей. В соответствии с ней складываются социально-экономические отношения.
Политэкономический аспект экономической теории охватывает также анализ экономических законов и их взаимодействия.
Организационно-экономические и социально-экономические производственные от-носини воспроизводятся постоянно в самых разнообразных формах и сочетаниях. Понятия, отражающие в обобщенном виде условия экономической жизни общества, называются экономическими категориям (например, "товар", "стоимость", "прибыль", "нацио-нальний доход" т.п.). Экономические категории отражают сущность экономических явлений и процессов.
Экономические законы проявляют объективные, устойчивые причинно-слідкові связи как в внутри производственных отношений, экономических процессов и явлений, так и между ними, раскрывают сущность связей (на-пример, законы стоимости, средней или монопольной прибыли, соотношение между составляющими национального дохода). Экономические законы не могут быть неизменными, поскольку экономические процессы не являются чем-то застывшим.
Различают экономические законы всеобщие, общие и специ-фічні.
Всеобщие законы отражают соотношение между продуктивни-мы-силами и производственными отношениями, их взаимодействие. Это законы соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил, экономии времени, повышение потребностей и т.д. Общественному вы-робництву всегда присущи черты производственного процесса как тако-го, независимо от его социально-экономической структуры. Познание всеобщих экономических законов помогает постичь фунда-ментальные основы и последовательность развития человеческого общества.
Общие законы отражают взаимосвязь между-продуктивни-мы силами и организационно-экономическими отношениями (например, законы Товарного производства).
Специфические законы раскрывают уровень развития организаций-ка и социально-экономических производственных отношений (например, законы прибавочной стоимости, средней или монопольного доходов-ку). Так, отношения "товар- товар" на определенном этапе трансформу-ются в "товар - деньги-товар" и впоследствии - в "деньги-товар-деньги", в зависимости от степени развития общества. Специфические экономические законы, с одной стороны, характеризуют определенную экономическую систему в процессе ее развития, с другой - отдельные ее сферы.
Общей основой действия экономических законов есть объективная, су-перечлива биосоциальное сущность человеческого существа. .Біологічна сущность человека отражает его объективные природные характеристики. Соци-альная сущность является порождением объективного процесса развития человеческого-кого общества. Отсюда экономические законы порождаются объ-водительной реальностью, которая создает самого человека.
Различаются сущность экономического закона, механизм его действия и использования. Относительно экономических законов применяют такие категории диалектики, как количество и качество, содержание и форма, целое и част-ное, противоречие т.д.
При определенных условиях человек способен использовать экономические законы в своих интересах. Сознательное, согласованное хозяйствования невозможно без познания экономических законов.
Первые попытки изучения экономических процессов и явлений были сделаны еще в трудах Ксенофонта, Платона, Аристотеля, Сенеки, Юлия Цезаря, мыслителей Древнего Египта, Китая, Индии и др. Фор-ния экономической науки принадлежит до тех времен новой истории человечества, когда товарное хозяйство начало приобретать общего характера. Сегодня оно охватывает сферу как материального (промышленность, И сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговлю, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание), так и нематериального производства (охрану здоровье, образование, научное консультирование т.п.).
Поскольку товарные отношения охватили прежде всего сферу торговли, то и первой в новые времена (XV--XVII вв.) сложилась школа мерканти-листов (от итал. mercante - торговец, купец}. Она отождествляла богатство с деньгами, золотом, накопление которых в тот период происходило через торговлю. Меркантилисты исходили из того, что источником богатства общества является торговля.
В XVIII в. возникла школа физиократов. Ее представители Ф. Кенэ и П. Буагильбер перенесли вопрос о происхождении богатства из сферы обращения в сферу производства. Однако они считали, что богатство соз-нального только в сельском хозяйстве. А уже в трудах таких изд-них представителей классической политэкономии, как В. Петгі, А. Смит, Д. Рикардо, С. Сисмонди, главным объектом исследование стало именно производство, несмотря на его отраслевые особенности. Большое зна-чение имели труды А. Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776) и Д. Рикардо "Начала политической экономии и налогообложения" (1817). А. Смит и Д. Рикардо обнаружили, что прибыль предпринимателя воплощает неоплаченной труд наемных рабочих. Д. Рикар-до открыл закономерность, которая выражает соотношение между оплаче-ной (заработная плата рабочих) и неоплаченной трудом (прибыль предпринимателя), и доказал, что прибыль высокий или низкий у той самой пропорции, в которой низкая или высокая заработная плата. Итак, класич-ной политэкономией было начато трудовую теорию стоимости. Дальнейшее развитие экономической теории происходило по двум ос основополагающих направлениями. Марксистский анализ завершил создание начатой классиками теории трудовой стоимости.
На основе открытия К. Марксом двойственного характера труда, содержащейся в товаре, и всестороннего обоснования понятия прибавочной стоимости, которое приобрело приоритетное значение в исследованиях его многочисленных последователей во всем мире, было раскрыто экономическую сущность эксплуатации человека человеком. Главный труд К. Маркса "Капитал" (т. 1, 1867) стала вехой в истории.
Другим путем разработки экономической теории, что нашел свое концентрированное выражение в работах А. Маршалла и его последо-довників, стало приоритетное исследование проблемы экономической эффективности с использованием теории предельной полезности. Основную работу А. Маршалла "Принципы экономики (экономикс)" было вида-ка в 1890 г.
Важное значение в разработке экономической теории сыграла работа Дж. Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег" (1936), в которой значительное место отведено исследованию государственного регулирования экономики. Существенные доработки в экономическую теорию внесли советские экономисты с исследования проблем экономического планирование и соци-ального защиты населения. Эти доработки после длительного социального гражданского напряжение были соответственно использованы западными обществами благодаря их открытом характера. В то же время приходили-юча командно-административная система не только теряла такие дороб-ки, но и не в состоянии была в силу нарастания своего закрытого характера использовать лучшие достижения рыночной экономики.
Во второй половине XX в. в странах развитой рыночной эконо-мики наряду с марксистской экономической мыслью получили дальней-шей развитие такие концепции экономической теории, как институциона-капитализм, неоконсерватизм, неоклассицизм, неолиберализм, новый левый радикализм и т.д. В то же время в бывших колониальных и зависимых странах, исходя из потребностей их развития, приобрели значительный по-ширенной теоретические концепции, направленные на выработку прак-тических рекомендаций по достижению экономической независимости. Среди них концепции коллективного самообеспечения, опоры на собственные силы, экспортной, импортозаменяющей экономики и т.д.
С конца 70-х годов в Китае, а с начала 90-х лет - в странах Восточной Европы и государствах, образовавшиеся на территории бывшего СССР, начался активный переход от административно-командной экономики к рыночных отношений. В этих странах также развивают-ся рыночные концепции. Среди них есть такие, что провозглашают необходи-ность использование общечеловеческих ценностей с учетом местных особенностей, и такие, механически заимствуют опыт западных стран.
Большинство последователей экономического учение К. Маркса, которые назвали себя марксистами, главное внимание сконцентрировали на раскрытии сущности эксплуатации и на создании условий перехода к безринкового хозяйства в послереволюционное время. Главный путь развития общества они видели в быстром переходе к новому устройства, что должно всячески підштовхуватися государственным насилием. Исторический же опыт свидетельствует, что переход к новому общественного строя происходит не через политическое насилие, а через возник-ние новых экономических отношений на основе развития производительных сил и эволюцию организационно-экономических и социально-эконо-мических отношений.
Научные последователи К. Маркса не отвергали и значение к-исследования и раскрытия рядом с социально-экономическими и органе-заційно-экономических проблем роста богатства общества, особ-ливо по послереволюционных условиях.
Представители другого направления, исходя из концепции ограничен-ности факторов производства (прежде всего земли, труда, капитала), го-основную внимание сосредоточили на вопросах использования последних для получение прибыли, экономического роста в интересах предпри-емцив - владельцев средств производства. Однако исторический разви-ток доказал важную роль социальных вопросов, поэтому ученые все чаще были вынуждены прибегать к рассмотрению в экономической теории вопросам социально-экономических отношений, хотя и оценивали их в основном как производные от организационно-экономических.
Чертой, что разделяет эти два течения в политической экономии, является проблема форм собственности. Первая отстаивает и обосновывает сплошь-ну собственность как потребность экономического развития, вторая - частная. Исторический же опыт свидетельствует, что обе формы в своей багатогран-ности могут способствовать социально-экономическому прогрессу, а вместе с ним и общему развитию общества в целом и каждой отдельной человека. Проблема заключается не в самих формах собственности, а в том, как они сосуществуют в соответствии с конкретными условиями и степенью развития общества, в частности его производительных сил.
Следует отметить, что проблема развития товарного производства, его роли и значения, которая тесно связана с проблемой форм собствен-ности, также занимает важное место в разграничении двух сторон развития экономической теории.
На современном этапе государственное регулирование экономики имеет поед-нуватися с рыночным через различные формы общественной и частной собственности.
Сейчас нельзя ставить в центр внимания лишь вопросы трудового происхождения стоимости или организации эффективного функционирования хозяйства. Только диалектическое сочетание их дает возможность рас-крыть экономическую теорию во всей ее многогранности. Извечным есть вопрос, как обеспечить рост общественного богатства и его использования в интересах тех, кто его создает.
Следовательно, предметом экономической теории в ее политэкономическом ас-печь является изучение экономических производственных отношений в их взаимодействия с производительными силами и организацией управления и эффективного ведение хозяйства как факторов общественного богатства.

§ 2. функции экономической теории
Экономической теории, как и любой науке, свойственна терретико-пиз-бурные функция. _Вона объясняет закономерности, процессы и явления экономической жизни общества.
Актуальным становится введение в экономике новых форм люд-ской деятельности, которые не только предусматривают дематериализации и миниатюризацию производства, но и формируют ноосферно-космическую экономику (от греч. noos - разум). Последняя будет основываться пе-щественно на использовании интеллектуального потенциала человека и будет означать глубокую интеграцию национальных хозяйств в сообщество-ну систему международного разделения труда. При таких условиях общепланетарное мышление, общечеловеческие интересы и ценности при водовороте уменьшении каких-либо проблем будут приоритетными.
Однако абсолютизировать общий процесс транснационализации производственных отношений и производительных сил нецелесообразно. В странах рыночной экономики, которые развиваются, и в тех, которые переходят к рыночной экономике, безусловно, еще долгое время национальное пере-важатиме над интернациональным.
Контуры новой парадигмы в экономической теории могут быть ос-определившиеся не только на основе глубокого изучения важнейших тэн-тенденций, закономерностей и законов развития экономики на глобаль-ном уровне, а и с помощью прагматического согласования перечь-важной системы экономических интересов отдельных стран, міждержав-них общностей, различных предприятий и организаций. Это предопределяет объективную необходимость поиска отдельными странами и регионами оптимального соотношения различных форм собственности, который имеет грун-туватися на экономических (а не ідеолого-политических) началах и регу-люватися прежде всего экономическими законами и хозяйственной к-цельностью.
Любое знание ценно не само по себе, а тем, что служит практическим целям общества. Итак, экономическая теория не может ограничиваться простой констатацией фактов или описывать определенные экономические закономерности. Ее теоретико-познавательную функция должна дополнять практическая функция.
Один из .принципів практической реализации функции экономической теории заключается в целостном видении экономических процессов. Так, не-
возможно решить проблему, например, реформы цен, не опреде-чившись в вопросах построения банковской системы, организации бюджета, налоговой политики, уровня монополизации народного гос-педерастов и т.д.
Важным принципом разработки практических предложений на ос-новые экономического анализа является учет не только экономических, но и разнообразных социокультурных факторов общественного развития. Можно, например, высокопрофессионально исследовать, исходя из гло-бального уровня, такие серьезнейшие проблемы, с которыми сталкивается человечество, как ограниченность ресурсов или усиление неодинаковости условий жизнь в странах с инертными экономическими системами. При этом известно, что в попытках стимулирование производства и продвижение по пути социально-экономического прогресса человека часто рассматривают преимущественно как гомо экономикус (экономический человек). Однако не следует забывать про традиционные структуры потребностей, системы ценностных ориен-таций, отношение к чужому и своему богатству, то есть отбрасывать то, что предопределяет тип экономической культуры и экономической психологии в отдельных странах.
Если теоретико-познавательная функция экономической теории спря-мована на разработку методологических подходов и принципов анализа социальное ориентированной рыночной экономики, развертывания фундамен-тальным исследованную/механизмов хозяйствования, соціоекологоекономічної культуры развития, то практическая функция (на нинішньо-м этапе развития Украинского государства) нацелена на создание на-ціональних банков экономической, социальной и экологической информации, организацию центров исследований, которые обеспечивают составление эффек-тивных программ развития отдельных областей (регионов) страны, об-разработку информации, экспертизу решений, принимаются.
С теоретико-познавательной функцией связана не только практического, но и воспитательная функция экономической теории. Ее реализация в широко-м понимании основывается на необходимости перехода от администра-тивное организованного общества к цивилизованного, экономически организованного, что основывается на консенсусе и гармонизации интеграции интересов различных социальных, национальных, территориально-экономических образований.
Содержанием воспитательной функции экономической теории является формирование эко-номический психологии каждого человека, социальной или профессиональной группы. С этой точки зрения воспитательная функция тесно связана с прак-тической, чем с теоретико-познавательной. Другими словам, практи-функция опосредует связь теоретико-познавательной и духовной функций экономической теории.
Опыт развитых обществ свидетельствует, что основой консенсуса интересов и ценностей не только крупных (влиятельных), но и малых (не всегда инертных) социальных групп, жизнеспособности саморегулирующейся системы является стоимостные отношения, которые отражают и объединяют социальные, экономические и политические интересы различных самодеятельных групп.
Раскрытие содержания воспитательной функции экономической теории возможно на основе изучение экономического поведения людей (или их профессиональных групп) и факторов, которые ее определяют. Они включают мотивацию, направленную на приумножение достатка (сюда принадлежит и повыше-ния уровня квалификации), мышление, которое отражает экономические связи и отношения между субъектами, а также поступки, которые основаны как на традициях, так и на специальных знаниях.
Особенность ситуации, которая складывается сегодня в Украинской государ-ства, заключается в том, что определенные социальные группы овладевают эффек-позитивную экономическую поведение гораздо быстрее, чем другие, и благодаря этому получаются на оперативный экономическое пространство. За этих об обстоятельствах возникает вопрос о сравнении социального эффекта, который дает группа, вышла вперед, с теми социальными и экономическими преимуществами, которые она получает.
Овладение экономической теорией является предпосылкой повышения социальной активности различных групп общества, сознательного господа-рения, овладение современным экономическим мышлением.

§ 3. Логика и структура курса "Основы экономической теории: политэкономический аспект"
Современная экономическая теория, главным содержанием которой является развитая рыночная экономика как общечеловеческая ценность, раскрывает ее сут-ность через различные уровни анализа: прежде всего, макро - и микро-, а также глобально экономический. Это закономерно, ведь экономические процессы на этих уровнях в своей единства и взаимодействия обусловливают органическую целостность экономической системы - рыночной экономики. Через названные уровне раскрываются совокупность экономических отношений и закономерности-ности их развития, то есть предмет изучения экономических наук.
В отношениях рыночного хозяйства как системы выделяют эко-номических производственные отношения, особенно отношения собственности, которые обусловливают в процессе исследования политэкономический подход к этой сложной системы.
Логика современной экономической теории много во многом обусловливает логи-ку и" изучение как учебной дисциплины в учебных заведениях всех уровней аккредитации. Длительное время в отечественной практике учебного процесса было общепризнано: логика экономической теории как науки и логика ее изложения, построения учебников не могут совпадать.
Анализ современной зарубежной учебной литературы показывает о-тилежне. В учебниках по экономикс, в которых синтезируются достиг-тие всех экономических наук и исследуются законы рыночной эко-номике, механизм их действия в реальной хозяйственной ситуации, дося-ся подобное совпадение логики экономической теории и логики ее изложения. Примером являются учебники П. Самуэльсона и Р. Нордхауза, К. Г. Макконнелла и С. Л. Брю, которые выдержали более десяти изданий, известные в студенческой аудитории, академических и деловых кругах. Отдельные из них переведены на русский и украинский языка, хорошо подготовлены методически, популярно написаны.
В таких учебниках, как отмечают рецензенты, в самом общем виде изложено содержание рыночной экономики, хотя и немину-че упрощенно. Последнее следует отнести к расходам педагогического проце-су, который построен на присущих ему методических принципах и приемах: от неизвестного к известному, от простого к сложному, применение дедуктивного и индуктивного методов, от фактов к теории и от теории к фактам, от конкретного к абстрактному и нав-паки, определение причинно-следственных связей первого и следующих порядков и т.д.
Экономическая теория - это модель, упрощенная картина или схема сущности экономики, ее функционирования. Такая модель дает возможность кра-еще понять действительность именно потому, что она игнорирует ее детали, которые могут маскировать главное. В педагогической работе, для того чтобы до-нести материал до студентов, неизбежно приходится не раз упрощу-ваты уже упрощено. Как это сделать и не допустить снижения теорети-ческого уровня, зависит от теоретической подготовки авторов учеб-ников и их педагогического мастерства. Однако во всех случаях главным содержанием учебников должны быть прежде всего два раздела:
теория микроэкономики и ее практические аспекты и теория макроэкономики, включая проблемы и противоречия и роль государства, эконо-мической политики. В отдельных учебниках они занимают по своей порядковістю разное место: сначала или макроэкономика или микроэкономика. Однако это не нарушает связи логики научного иссле-дования рыночной экономики и логики ее изложения. Другими словами, эти две центральные части и определяют структурную построение во-ручников. Отступление от этого структуры привело бы к нарушению логи-ки учебного процесса при изучении курса основ экономической теории студентами, внес бы хаос, непоследовательность, потерю методологического стержня курса. Только через проблемы этих двух частей в их взаи-взаимосвязи раскрываются экономические законы и категории, закономерности-ности и принципы рыночной экономики как системы. От одной к каждой следующей темы осложняется материал, расширяются знания студентов о новые законы и категории, закономерности и принципы, которые выражают сущность экономических отношений рыночной экономики.
Хотя по своему объему части с макро - и микроэкономики занима-ют в этом учебнике меньше места, чем в других, но они являются центральными. Учебник подготовлено для студентов экономических вы-щих учебных заведений и факультетов, в которых дисциплину "Основы экономической теории" студенты изучают начиная с i курса. Он закладывает методологические основы изучения комплекса дисциплин, которые формируют экономиста в соответствии с современными требованиями. Макро - и микроэкономика, как и международная экономика и международные эконо-кие отношения, изучаются на старших курсах как отдельные дисциплиной-ны. Студенты получат фундаментальные знания по основным разделам экономической теории в органической связи с реалиями рыночной эко-номике. Именно с этого выходили авторы учебника, определяя об-сяг разделов, круг проблем, которые в них рассматриваются, излагая общие теоретические основы конкретных экономических дисциплин.
Как и в каждом учебнике, изложения основной части материала предшествует вступительная часть к экономической теории, в которой розкрива-ются предмет экономической теории, ее функции, основные методы пиз-дования социально-экономических явлений.
Рыночная экономика каждой страны является широко интегрированной в сви-бытовое хозяйство, органически обусловлено мировым разделением труда, растущей взаимозависимостью государств. Макро - и микроэкономические проблемы каждой из них, эффективность решения их большой ми-рою зависят от степени вхождения в мировое сообщество. В то же время становление и развитие мирового хозяйства породили свои, присущие сугубо ему проблемы и противоречия, обусловили необ-необходимость трансформации международных экономических отношений. Эко-номічна теория была бы чем-то зауженным, ограниченным, без раскрытия этих проблем. Признаны в мире учебники логично завершаются вик-строем материала о мировое хозяйство. В этом учебнике при святая специальная часть. Авторский коллектив максималь-но учел при определении логики и структуры курса достояние сви-мировой и отечественной экономической мысли и педагогической практики, практики подготовки учебников и учебных/пособий.
В то же время учебник имеет отличия не столько логического, скіль-ки структурного характера. Они не нарушают логику курса, на-упа, способствуют ее глубокому освоению в специфических условиях на-вчального процесса в Украине. В новом государстве только формируются рыночные отношения, сделаны первые противоречивые шаги. Студенты экономических специальностей фактически не знакомы с рыночной эко-номікою как общечеловеческим достоянием. Образ жизни и мышления не проникнуты рыночной идеологией. Для глубокого восприятия роз-дилив макро - и микроэкономики студентами i курса, которые вообще еще не изучали других общественных дисциплин, возникла необходимость ввести в структуру учебника два раздела: "Общие основы социально-эко-номического прогресса" и "Общие основы товарного производства и рыночной экономики". Особое место отводится последнем
раздела, задача которого - познакомить студентов с корневыми характеристиками рыночной экономики, основными движущими си-ламы ее, рыночным хозяйством, его субъектами, структурой су-часного рынка, его функциями в самых общих чертах основы-мы законами и категориями товарного производства. Особый ак-цент сделан на освещение социальных проблем рыночной эконо-мики, места в ней человека с его экономическими интересами, ее труда, противоречия рыночной экономики. Кроме того, это усиливает полит-экономический аспект экономической теории.
Логика и структура учебника будут способствовать получению студен-тами исходных знаний о экономические отношения, поведение людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных-ных благ и услуг, экономические законы и принципы, которые определяют ее;
проблемы эффективного использования ограниченных производственных ре-сурсов или управления ими с целью достижения максимального по-летворение материальных потребностей человека.
Поиски рациональной структуры учебника обусловлены еще од-ниею проблемой - переходом к рыночной экономике, который не будет коротким. Возник вопрос, как отразить эту проблему в учебнике, акцентировать внимание на ней. Реализуются два подхода. Один из них - вклинивать материалы переходной экономики в отдельные разделы в контексте вопросов, которые в них рассматриваются. Целесообразным считается выделение специальной части "Особенности экономик переходного типа", в которой приводится их обобщенная характеристика, висвіт устанавливаются направления трансформаций, модели перехода, сложности.
Студентам следует иметь представление о те основные теоретические и ме-тодологічні идеи, которые формировали и продолжают развивать современную экономическую теорию. Это будет способствовать воспитанию экономической культу-ры, предоставит необходимой гибкости мышлению студентов-экономистов, привьет реализм и альтернативность в принятии решений.
Нынешнее состояние экономической науки, как мировой, так и отечественной, не может быть адекватно понят без знания исторического проце-су ее развития. Именно поэтому в учебнике прослеживаются важнейшие вехи генезиса экономической науки на протяжении последних трех веков, то есть с того времени, когда экономическая теория сформировалась как научная дисциплина. Учебник обобщает достижения мировой экономической науки, различных ее школ и отражает наследие таких инте-интеллектуального гигантов, как А. Смит, К. Маркс, А. Маршалл, Л. Вальрас, Дж. Кейнс, М. Фридмен, Дж. Гэлбрейт, Д. Белл. Углубленное изучен-ния этого материала предусмотрено в курсе "История экономических учений" и ряде спецкурсов и спецсеминаров по актуальным проблемам истории экономической теории.
В целом учебник направлен на раскрытие политэкономического аспекта экономической теории. Современный политэкономический аспект экономической теории заключается во взаимосвязи классической экономической теории и экономикс. Такой аспект сочетает в себе раскрытие эффектив-ности использования ограниченных экономических ресурсов с целью по-летворение потребностей общества как центральной проблемы экономик-су, экономического эффекта, производства и социальной его результа-тивности, которая всегда находилась в центре внимания политической эко-астрономии, хоть и несколько в абстрактном виде.

Книга: Основы экономической теории: политэкономический аспект

СОДЕРЖАНИЕ

1. Основы экономической теории: политэкономический аспект
2. Раздел 2. Основные методы познания социально-экономических процессов
3. Часть II. ОБЩИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Раздел 3. Процесс общественного производства, его факторы, содержание и результативность
4. Раздел 4. Материальные основы развития современной цивилизации
5. Раздел 5. Экономическая система общества и собственность
6. Раздел 6. Экономические потребности и интересы - главная движущая сила социально-экономического прогресса
7. Раздел 7. Общественное разделение труда - источник социально-экономического развития
8. Раздел 8. Человек - основной источник и критерий социально-экономического
9. Раздел 9. Богатство человеческого общества как результат и условие социально-экономического развития
10. Раздел 10. Сущность и генезис товарного производства. Товар и его свойства
11. Часть III. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА И РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ Глава 11. Деньги как экономическая категория
12. Раздел 12. Основные движущие силы и экономические законы товарного производства
13. Раздел 13. Рыночное хозяйство и его основные субъекты
14. Раздел 14. Современный рынок, его структура и функции
15. Раздел 15. Конкуренция и монополия в рыночной системе
16. Раздел 16. Микроэкономический уровень хозяйствования и формы его организации
17. Раздел 17. Соотношение спроса и предложения и ценообразования
18. Раздел 18. Издержки производства и прибыль
19. Раздел 19. Капитал и предпринимательство
20. Раздел 20. Предприятие в условиях рыночного хозяйствования
21. Раздел 21. Теоретические основы экономики домохозяйства
22. Раздел 22. Воспроизводство и экономический рост на макроуровне
23. Раздел 23. Макроэкономический уровень хозяйствования и система национальных счетов
24. Раздел 24. Экономическое равновесие и цикличность общественного производства
25. Раздел 25. Занятость и безработица. Принципы функционирования и тенденции развития рынка рабочей силы
26. Раздел 26. Особенности воспроизводства в аграрной сфере экономики
27. Раздел 27. Финансово-денежная система
28. Раздел 28. Система распределения доходов
29. Раздел 29. Особенности экономических отношений и разнообразие форм эволюции развивающихся стран
30. Раздел 30. Экономический строй в условиях перехода от командно-административной системы хозяйствования к рыночным отношениям
31. Раздел 31. Сущность мирового хозяйства, его структура и противоречия развития
32. Раздел 32. Традиционные и стратегические международные экономические отношения. Платежный баланс
33. Раздел 33. Внешнеэкономические отношения и проблемы интеграции Украины в мировое хозяйство
34. Раздел 35. Экономическая теория как основа экономической политики
35. Раздел 36. Экономическая роль государства
36. Раздел 37. Политика государственного регулирования экономики
37. Раздел 38. Налогово-бюджетная политика государства
38. Раздел 39. Кредитно-денежная политика государства
39. Раздел 40. Инновационная политика государства
40. Раздел 41. Особенности современной экономической политики в Украине
41. Раздел 42. Становление и эволюция экономической теории
42. Раздел 43. Первая классическая ситуация как расцвет политической экономии
43. Раздел 44. Вторая классическая ситуация: эпоха микроэкономической
44. Раздел 45. Кейнсианско-неоклассический синтез - определяющая характеристика третьей классической ситуации
45. Раздел 46. Четвертая классическая ситуация: формирование новейших направлений мировой экономической теории.

На предыдущую