lybs.ru
Я знаю грамоту свободы - ее подписывают мечи! / Лина КОСТЕНКО


Книга: Н.С. Шаповалова Литература эпохи Возрождения: Испания и Португалия (1982)


М.С. Шаповалова Литература эпохи Возрождения: Испания и Португалия (1982)

© М.С.Шаповалова, 1982

Источник: История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. Львов: "Высшая школа", 1982. 440 с. - С.: 276-319 (Раздел 6).

Сканирование и корректура: SK, Aerius (), 2004

Содержание

6.1. Общая характеристика

6. 2. Литература раннего Возрождения

6.3. Литература зрелого и позднего Возрождения

6.4. Сервантес

6.5 Лопе де Вега

Контрольные вопросы

6.1. Общая характеристика

Литература Возрождения в Испании, а также в Португалии, тесно связанной своей культурой с Испанией и подвластной ей с 1581 по 1640 год, развивалась в сложных и своеобразных общественно-политических условиях. Глубокий анализ национальной специфичности этих условий дал К - Маркс в работе «Революционная Испания». От самого начала формирования испанского королевства в стране существовали обстоятельства, способствовавшие ограничению королевской власти. Прежде всего страна была раздробленная на отдельные королевства, которые создавались в разное время по мере отвоевание испанской территории от мавров. В ходе реконкисты составлялись и утверждались народные законы и обычаи, усиливалось могущество дворянства, и это ослабляло власть короля.

Ограничивали королевскую власть и города, которые играли большую роль в борьбе с маврами, имели независимость и значительные права. Особенно развитыми были торговые города на побережье Испании, поскольку они поддерживали тесные связи с Италией. Уже в XVI в. представители городов составляли самую мощную часть кортесов - совещательного органа, который создался в Испании еще в XI в. и состоял из представителей дворянства, городов и духовенства. Попытки усиления королевской власти в XV в. вызвали сопротивление аристократии, который в середине XV в. выливается в восстание против короля Хуана II и его фаворитов, а впоследствии против короля Энрике IV.

Серьезным шагом на пути к централизации страны было объединение во второй половине XV в. Кастилии и Арагона в результате брака Изабеллы Кастильской и принца Арагона Фердинанда (1469). Фердинанд опирался на города и городских представителей кортесов, что усилило антагонизм между дворянами и горожанами. К. Маркс отмечал, что объединение Арагона и Кастилии под властью Фердинанда и Изабеллы создало сильную материальную основу испанской монархии.

В начале XVI в. решительную попытку централизовать страну и заменить феодальную монархию абсолютной осуществил Карл И. Сначала он повел наступление на кортесы, что вызвало многочисленные восстания, *а в 1520 г.- войну Священной лиги - объединения восставших [276] кастильских городов. Войну вскоре поддержали городские низы и крестьянство, и она приобрела грозного антифеодального характера. Несмотря на это, королевской власти с помощью знати удалось разгромить восстание городов и отменить их старинные вольности, ограничить муниципальные привилегии. Города потеряли влияние в кортесах, развитие их резко затормозился.

Расправившись с городами, король повел наступление на дворянство, а в ответ на его сопротивление распустил кортесы. В Испании королевская власть окончательно утвердилась.

Духовенство, что составляло третью составную часть кортесов, сразу присоединилось к абсолютистской власти, и церковь благодаря инквизиции «превратилась в совершенно несокрушимое орудие абсолютизма»(1).

Ликвидация королевской властью древних вольностей совпадала с ростом внешней могущества Испании, которая впоследствии стала первой колониальной державой, наиболее влиятельной страной Европы. «Это были времена, когда Васко Нуньес Бальбоа поднял знамя Кастилии на берегах Дар'єна, Кортес - в Мексико, Писарро - в Перу; это было время, когда влияние Испании безраздельно господствовало в Европе, когда палку воображение иберийцев ослепляли блестящие видения Эльдорадо, рыцарских подвигов и всемирной монархии. Вот именно тогда исчезли испанские вольности под звон мечей в потоках золота и в зловещем зареве костров инквизиции»(2).

(1) Маркс К., Энгельс Ф Сочинения, т. 10, с. 409.

(2) Там же.

Однако настоящей государственной единства испанский абсолютизм не совершил и не мог надежно обеспечить могущество страны. Ни ограбления колоний, ни поток золота из Америки монархия не сумела использовать для развития национальной экономики, которая неуклонно приходила в упадок. Товаров в стране изготавливали мало, потому их преимущественно ввозили; в связи с этим пришла в упадок промышленность, земледелие, животноводство, происходило массовое разрушение и обнищание крестьянства, мелкого дворянства (ідальгії).

Главной опорой абсолютизма были армия и католическая церковь. Сотни тысяч священников и монахов боролись со всеми проявлениями свободы и верно служили интересам монархии. Испания стала родиной иезуитов, страной жесточайшей инквизиции, самым полным на то время воплощением католической реакции.

Авантюрная внешняя политика абсолютизма развращала население, отвлекала внимание от плодотворного труда внутри страны и вселяла надежду на легкое [277] обогащения в колониях и подчиненных европейских странах (Фландрии, Италии) путем военной службы. «Все энергичные люди целой нации посвящали свои силы исключительно войне, добывая себе средства к жизни и почетное место в обществе мечом, а не мирными промыслами» (1).

(1) Черньішевский Н. Г. Полн. собр. соч.: В 15-ти Т^М - ГИХЛ, 1948, т. 4, с. 232.

Шаткость основ испанской монархии проявилась уже в конце XVI ст. Именно в это время у берегов Англии был разгромлен испанский флот «Непобедимую Армаду» (1588), завоевали свою свободу Нидерланды, прекратился поток золота из Америки. Национальная экономика к тому времени была уже разрушена, народ обнищал, усилилась реакция. Испания потеряла свое могущество.

Такие социально-исторические процессы и определяли характер развития гуманизма в Испании и особенности литературы.

Переход от Средних веков к Возрождению охватывает в Испании конец XIV - первые три четверти XV в. В настоящее время интенсивно развиваются народное поэтическое творчество и аристократическая придворная литература. В народной поэзии XV в. ведущая роль принадлежит романса. Это лирическое или лиро-эпическое стихотворение, развившийся преимущественно на почве реконкисты и проникнутый духом патриотизма и независимости. Впоследствии романс усваивается также аристократическим поэзией, ему будет принадлежать заметная роль в развитии литературы Возрождения.

В XV ст. Испания была тесно связана с Италией и достаточно хорошо знакома с ее культурой. Опыт итальянской литературы, особенно творчество Данте, Петрарки и Боккаччо, усваивается придворной литературой. Под сильным влиянием Петрарки создается в настоящее время в Испании сонет (маркиз де Сантильяна), появляются в аристократической литературе дидактические поэзии, аллегорические произведения, эпические поэмы, произведения сатирического характера.

В конце XV в. испанская литература вступила в период Возрождения. В своем развитии она опиралась как на опыт античной и гуманистической литературы европейских стран, особенно Италии, так и на национальную литературную традицию и народное творчество. От самого начала в ней определились два направления: одно из них основувався на традициях народной литературы, а второй, «ученый» - на использовании античности. Первое направление было ведущим, в нем наиболее полно проявился характер ренессансной литературы, определен теми силами, которые существовали в испанском народе и были [278] порожденные его героической историей. Многовековая борьба против арабского завоевания, завоеванная еще в средние века независимость городов, крестьянские восстания, размах военных и политических действий государства, далекие морские путешествия - все это определило высокий уровень народного сознания, воспитывали чувства достоинства и чести, отваге, пытливый ум. Отсюда и характерные черты испанской литературы: демократизм, богатое воображение, страстность, органическое усвоение и сохранение народных поэтических форм. В то же время в своеобразных обстоятельствах страны рано определился разрыв между идеями Возрождения и реальностью, что и обусловило раннее разочарование в гуманистических идеалах, и гострокритичне изображения реальной действительности в литературе.

Раннее Возрождение в Испании приходится на конец XV - первую половину XVI в., зрелое и позднее Возрождение охватывает вторую половину XVI - первые десятилетия XVII века.

Книга: Н.С. Шаповалова Литература эпохи Возрождения: Испания и Португалия (1982)

СОДЕРЖАНИЕ

1. М.С. Шаповалова Литература эпохи Возрождения: Испания и Португалия (1982)
2. 6. 2. Литература раннего Возрождения Формирования...
3. 6.3. Литература зрелого и позднего Возрождения Высочайшего...
4. 6.4. Сервантес Мигель де Сервантес Сааведра (1547-1616)...
5. 6.5 Лопе де Вега Наивысшего расцвета испанская драматургия...

На предыдущую