lybs.ru
Боги живут только нашими молитвами. / Данил Рудый


Книга: ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА / КРУШЕЛЬНИЦКАЯ Я.В.


ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА / КРУШЕЛЬНИЦКАЯ Я.В.

РАЗДЕЛ 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ЗАДАЧИ КУРСА «ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА»

1.1. Труд как основной вид деятельности человека и ее физиолого-психологические особенности

Деятельность - это форма активного отношения человека к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с созданием общественно значимых (материальных и духовных) ценностей и усвоением общественного опыта. Главными формами деятельности являются познание, труд, общение. В онтогенетичному плане деятельность человека представлена такими видами, как игра, обучение, труд. Любая деятельность есть одновременно «созиданием чего-то» и проявлением позиции, отношение человека к другим людям, обществу в целом. Следовательно, деятельность имеет поведенческий аспект.

Труд является основным видом деятельности, поскольку связана с производством общественно полезных продуктов - материальных и идеальных. Она является вечным необходимым условием существования людей и рассматривается как специфическое видовое поведение человека, что обеспечивает ее выживание.

Трудовая деятельность обусловлена определенными мотивами и направлена на достижение определенной цели.

Мотив - это то, что побуждает человека к труду, а цель - то, чего она пытается достичь в результате труда.

Настоящей основой мотива является потребность, то есть объективная необходимость человека в чем-то. Осознанная, отображенная в сознании потребность и называется мотивом.

Следовательно, источником трудовой активности человека являются потребности, которые побуждают его действовать определенным образом и в определенном направлении. Процесс удовлетворения потребностей выступает как активный целенаправленный процесс овладения той или иной форме деятельности и ее реализации в соответствии с уровнем общественного развития.

Особенностью труда как деятельности является то, что ее содержание не определяется целиком потребностью, которая ее вызвала. Если потребность как мотив побуждает человека к деятельности, стимулирует ее, то сами формы и содержание деятельности определяются общественными условиями, разделением труда. Например, мотивом, который заставляет станочника работать, могут быть физиологические потребности (в пище, одежде, жилье), однако сам процесс управления станком, то есть содержание деятельности, определяется не настоящей потребностью, а целью - изготовлением конкретной детали. Итак, побуждения, мотивы деятельности не совпадают с непосредственной целью труда. Потребности как источник активности побуждают человека к труду, а осознаваемая ею цель является регулятором активности в процессе труда.

Чтобы работа была успешной, человек должен овладеть способами, целенаправленными действиями по достижению поставленной цели. Сама деятельность, в свою очередь, должна стимулировать и поддерживать активность сотрудника, которая сама собой немедленно не удовлетворяет имеющиеся потребности. Это означает, что работа невозможна без познавательных и волевых процессов. Наличие усвідомлюваної цели всегда остается необходимым признаком труда. Остальные стороны деятельности - мотивы, способы выполнения, отбор и переработка информации - могут осознаваться, не полностью осознаваться, осознаваться неверно или не осознаваться вовсе. При отсутствии усвідомлюваної цели речь идет не о трудовой деятельности человека, а о импульсивное поведение, управляемую непосредственно потребностями и эмоциями.

Следовательно, труд - это сознательная, целесообразная деятельность человека, направленная на производство материальных и духовных благ, оказание разнообразных услуг.

Целью трудовой деятельности могут быть вещи, которые потребляются людьми, и вещи, которые необходимы для производства товаров потребления, - энергия, средства информации, идеологические продукты, управленческие решения, услуги и т.д. При этом цели деятельности конкретного работника уже не определяются его личными потребностями, а задаются обществом. Следовательно, труд по своей природе является общественной, социально полезной деятельностью. Так же общественной труд и по характеру, поскольку базируется на разделении и кооперировании, сотрудничестве и конкуренции, собственности на рабочую силу, что в конечном итоге определяется системой производственных отношений. Последние реализуются не только методами сочетания рабочей силы и средств производства, но и способами распределения, обмена и потребления созданных материальных и духовных благ. Трудовое поведение работника определяется поставленной целью производственной и его отношениями с другими людьми в процессе достижения этой цели. Это обусловливается тем, что работа по своему содержанию является материальным процессом, который происходит между человеком и природой, а по своему характеру она является общественным явлением, то есть процессом взаимоотношений между людьми в их совместном воздействии на природу. Труд как процесс представляет собой единство трех составляющих:

● самого труда как целесообразной деятельности;

● предмета труда (то, на что направлен труд);

● орудий труда (вещь или комплекс вещей, с помощью которых человек действует на предмет труда).

Изготовление и применение орудий является решающим признаком труда. По отношению к вещам (орудий и предметов труда) человек выступает как субъект деятельности, а в отношении других людей - как личность.

Трудовые действия работника, направленные на изменение свойств предмета труда с помощью орудий труда, называются предметными действиями.

Предметные действия работника неразрывно связанные с его физиологической активностью и психической деятельностью, которыми они определяются и регулируются.

Следовательно, трудовая деятельность выступает в единстве трех аспектов:

● предметно-действенного;

● физиологического;

● психологического.

Предметно-действенный аспект работы связан с выполнением определенной системы движений и действий, направленных на изменение состояний или свойств предмета труда с целью превращения его в продукт труда. Предметно-действенный аспект труда выступает как ее внешняя (физическая) сторона.

Физиологический аспект труда проявляется в том, что она как социальное по своей сути явление имеет естественную предпосылку - использование физиологических функций работника для создания тех или иных социальных ценностей. Во время работы к активной деятельности вовлекаются все органы и системы организма - мозг, мышцы, сосуды, сердце, легкие и др., мобилизуются физиологические функции, затрачивается нервная и мышечная энергия. Так, для обеспечения рабочих движений и действий энергией используются мышечные группы, сокращение которых регулируется процессом возбуждения, поступающего от нервных центров. До этих мышц направляется усиленный поток крови, который приносит питательные вещества и кислород, забирая продукты распада веществ, которые служат источником энергии. Для обеспечения усиленного кровообращения и обмена веществ и энергии соответственно усиливается работа сердца и органов дыхания. Все эти процессы, связанные с жизнедеятельностью организма работника, организуются в соответствии с требованиями и условиям труда. При неблагоприятных, тяжелых условий труда возможны перенапряжения физиологических систем и патологические сдвиги, тогда как оптимальные условия являются фактором повышения работоспособности человека.

В то же время физиологические процессы, подчиняясь требованиям трудовой деятельности, сохраняют относительную самостоятельность (суточный биологический ритм, скорость реакций, мышечная сила, выносливость и др.) и характерные константы жизнедеятельности (гомеостаз).

Следовательно, процесс труда - это физиологический процесс расходования человеческой энергии.

Психологический аспект работы связан с тем, что предметные действия работника определяются и регулируются внутренней (психической) деятельностью - познавательной, мотивационной, эмоциональной. Так, во время работы у человека активизируются такие познавательные процессы: ощущение, восприятие, мышление, память, воображение. В процессе работы ей необходимо быть внимательным, проявлять волевые качества. Во время выполнения работы работник может переживать различные психические и эмоциональные состояния - активность, заинтересованность, сосредоточенность, энтузиазм, напряжение, усталость, недовольство, скуку и т.д. В работе реализуются и одновременно развиваются профессиональные способности, знания, трудовые навыки и умения работника, раскрываются черты его характера, моральные качества, мотивы деятельности. В труде человек утверждает себя как личность, реализует и развивает свой творческий потенциал.

Труд как коллективная совместная деятельность людей невозможна без общения. Объективные отношения и связи между работниками реализуются как субъективные межличностные отношения. Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, обусловленный потребностями совместной деятельности. Оно включает в себя обмен информацией, действиями и результатами деятельности, а также восприятия человека человеком.

Следовательно, в едином процессе общения работников выделяются три аспекта:

● коммуникативный - обмен информацией;

● интерактивный обмен знаниями, идеями, действиями;

● перцептивный - восприятие, познание, взаимопонимание.

В единстве этих трех аспектов общения является способом организации совместной деятельности и взаимоотношений между людьми.

Средством общения является язык, то есть система словесных знаков, которые имеют содержательную характеристику, опосредующих познания окружающего мира.

Итак, с психологической стороны труд представляет собой психические процессы и психологические факторы, которые побуждают, программируют, регулируют трудовую активность человека. Это так называемая внутренняя (психическая) деятельность. Любой труд сочетает внешнюю (физическую) и внутреннюю (психическую) стороны.

Как процесс активных преобразований предметов с целью приспособления их для удовлетворения личных и производственных потребностей труд с точки зрения физиолого-психологического является формой жизнедеятельности человека, что проявляется в функциональных сдвигах физиологических систем и органов, а также в различных формах психического отражения объективной реальности.

Непременные психологические признаки труда следующие:

● сознательное предвосхищение результата труда в виде образов, моделей, знаний;

● осознание работником обязательности достижения социально значимой цели в результате реализации усвоенной программы действий и ответственности за достижение социального результата;

● сознательный выбор, применение, совершенствование орудий и методов труда, что требует от работника активизации познавательных процессов, профессионального роста, заинтересованности в инновациях;

● осознание работником межличностных производственных отношений, которые проявляются в организации производства, управления и труда, формальных и неформальных коммуникациях, чувства причастности к организации, понимании своего места в реализации ее стратегических целей и зависимости доходов от вложенного труда или предпринимательских способностей.

Итак, цель трудовой деятельности реализуется в результатах труда, которые могут совпадать или не совпадать с целью, то есть образом, моделью. Поэтому эффективность труда оценивается параметрами результатов - количественными и качественными показателями. Важнейшими из них являются производительность, качество, надежность, которые в большой степени зависят от трудового потенциала работника.

Трудовой потенциал человека характеризуется ее работоспособностью, уровнем образования и профессионально-квалификационной подготовки, знаниями, навыками, способностями, отношением к работе, инициативностью, активностью, организованностью.

Потенциальные ресурсы работника включаются в действие не автоматически, а сознательно регулируются самим человеком. Эта регуляция осуществляется ее взглядами, убеждениями, установками, мотивами, интересами, которые формируют трудовую концепцию. Именно трудовые концепции является основой повышения конкурентоспособности и мобильности работников на рынке труда, сознательного выбора профессии, сферы деятельности и формы занятости (по найму или индивидуальной трудовой, предпринимательской, полной, частичной и т. п.).

В процессе труда функциональное напряжение человека предопределяется двумя видами нагрузок: мышечными и нервными. Мышечные нагрузки проявляются в виде динамических движений и статических напряжений, а нервные - в виде мислиннєвих, эмоциональных и сенсорных (на органы чувств) нагрузок.

В зависимости от соотношения мышечных и нервных нагрузок все конкретные виды труда подразделяются на три группы:

● труд с преобладанием мышечных нагрузок (физическая);

● труд с преобладанием нагрузок на кору головного мозга, связанных с высшими психическими функциями - мышлением, памятью, воображением (умственная);

● труд с преобладанием нагрузки на органы чувств и эмоциональную сферу (сенсорно-напряженная).

Однако с точки зрения физиологического подхода такое деление является условным, поскольку любая работа содержит все указанные компоненты, то есть представляет собой единый нервно-мышечный процесс.

Соотношение затрат мускульной и нервной энергии, исполнительских и творческих функций, механических действий и операций мышления в трудовом процессе характеризующие содержание труда.

Содержание труда предопределяется техникой, технологией, организацией производства, то есть уровнем развития производительных сил общества. Характеристика труда по ее содержанию связывается также с оценкой уровня развития работника.

Следовательно, содержание труда отражает уровень развития вещественных и личностных элементов производственного процесса. Так, применение простых орудий труда сопровождалось приведением их в действие с помощью мускульной силы человека. Это физический труд, характерной особенностью которой является непосредственный контакт человека с предметом труда при сравнительно простой программы действий и большого напряжения физических сил.

При машинном способе обработки предмета труда энергетические затраты работника значительно уменьшаются за счет сокращения нагрузок на большие мышечные группы. При этом возрастают нагрузки на мелкие мышцы, повышается скорость и точность движений, усложняется программа действий. Чисто исполнительские функции дополняются планированием, расчетами, использованием чертежей, что выдвигает высокие требования к квалификации работника.

В напівавтоматизованому производстве функции человека ограничиваются простыми операциями по обслуживанию станков, машин (например, штамповочные работы). Характерной чертой таких работ является монотонность.

Монотонность является также следствием конвейерно-поточной организации производства, когда каждый рабочий выполняет отдельный цикл обработки изделий.

Последовательная автоматизация производственных процессов приводит к тому, что основными функциями человека становятся наблюдение, контроль и регулирование на основе восприятия и переработки информации. Во время контакта с предметом труда информация напрямую поступает к органам чувств, а управление орудием труда сводится к моторных действий работника. За дистанционных форм управления между человеком и машиной содержатся устройства, которые передают информацию о реальном состоянии производственного процесса и устройства для соответствующих действий работника (оператора). Человек-оператор становится составным звеном системы «человек - техника - среда». Такая работа характеризуется большими нагрузками на органы чувств, высшие психические функции - память и мышление, требует напряженного внимания и волевых усилий. Поскольку работнику приходится регулировать и контролировать огромные потоки энергии и информации, сложные системы технологических процессов, то значительно повышается уровень его ответственности, что усиливает нервно-эмоциональное напряжение. Последнее часто может быть связано с тем, что скорость поступления и объемы информации превышают возможности оператора относительно восприятия, переработки, принятия и реализации решения.

Важным признаком умственного труда является то, что предметами и результатами ее являются не материальные вещи, а проекты, планы, программы, идеи, образы, формулы, информация и т.п. Ее специфика заключается в том, что исполнителю нет необходимости интенсивно использовать мышечную энергию, а программа его действий сложная и динамичная. Умственный труд требует напряжения внимания, активизации познавательных функций - мышления, памяти, воображения. Особенно это характерно для творческого интеллектуального труда, задачей которой является поиск нового, неизвестного. Некоторые виды умственного труда (труд бухгалтера, корректора, банковского работника) не побуждают исполнителя до новых мыслей, открытий, изобретений, хотя невозможны без напряженного внимания, соответствующих знаний и умений.

С развитием научно-технического и социально-экономического прогресса существенно меняются условия, средства и содержание трудовой деятельности, что проявляется в уменьшении нагрузок на мышцы и одновременно в увеличении нагрузки на нервную систему, в частности на кору головного мозга работника.

В зависимости от соотношения мышечных и нервных нагрузок на работника все виды труда делятся на девять групп:

1) труд, который требует значительных затрат энергии и больших мышечных усилий (литейщики, кузнецы, грузчики и др.);

2) труд, характеризуется движениями без значительных мышечных усилий (формовщики, штамповщики);

3) труд, что требует значительных мышечных усилий и напряжения зрительного и двигательного анализаторов (слесари-сборщики, ремонтные рабочие);

4) труд, что требует мышечных усилий средней интенсивности, высокой координации движений, точных измерений и решения мыслительных задач (станочники);

5) труд, выполняемый в установленном темпе и сопровождается однообразными движениями (сборщики машин на конвейерных линиях);

6) работа, связанная с наблюдением за работой машин или за производственным процессом (операторы на автоматических линиях);

7) работа, связанная с решением комплексных задач наладки и переналадки станков в соответствии с имеющимися программами (наладчики);

8) работа, связанная с переработкой потоков информации, которая поступает от сигнальных устройств, и необходимостью принятия срочных ответственных решений (операторы за пультами управления, руководящие работники);

9) работа, связанная с творческой деятельностью.

Рассмотрены виды труда ставят разные требования к работнику и обусловливают существенные различия в его активности на биологическом, психологическом, интеллектуальном уровнях. Так, каждый вид труда характеризуется определенным уровнем общей двигательной активности работника, которая может быть достаточной или недостаточной, то есть ниже биологическую потребность в движениях. Каждый вид труда требует выборочной, специфической психической активности работника, связанной с познанием, общением, инициативностью, ответственностью и т.д. В творческой деятельности активизация познавательных процессов приобретает исследовательского характера, осуществляется на основе формирования новых все более сложных программ и нестандартных стратегий.

Наличие разных уровней в структуре трудовой деятельности свидетельствует о том, что она сама является потребностью здорового человека и одновременно удовлетворяет ее потребности.

При благоприятных условиях и оптимальных нагрузок труд удовлетворяет потребность человека в двигательной активности, тренирует функциональные системы, развивает познавательные и коммуникативные способности, способствует реализации творческого потенциала, выполняя одновременно главную функцию - создания материальных и духовных благ для удовлетворения соответствующих потребностей отдельного человека и общества в целом

Книга: ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА / КРУШЕЛЬНИЦКАЯ Я.В.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА / КРУШЕЛЬНИЦКАЯ Я.В.
2. 1.2. Предмет, методологические принципы и методы исследования в физиологии и психологии труда
3. 1.3. История развития и современные проблемы физиологии и психологии труда
4. РАЗДЕЛ 2. ЦЕНТРАЛЬНО-НЕРВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗДЕЛ 2. ЦЕНТРАЛЬНО-НЕРВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.1. Общие сведения о строении нервной системы человека
5. 2.2. Нервные процессы и их динамика
6. 2.3. Основные принципы деятельности нервной системы человека
7. 2.4. Функции центральной нервной системы в процессе труда 2.4. Функции центральной нервной системы в процессе труда 2.4.1. Рефлекторная функция
8. 2.4.2. Интегративная функция
9. 2.4.3. Координационная функция
10. РАЗДЕЛ 3. ФИЗИОЛОГИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ЧЕЛОВЕКА И РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ
11. 3.1. Общие сведения о строении двигательного аппарата человека и его функции
12. 3.2. Мышечная сила и выносливость
13. 3.3. Мышечная деятельность и рабочая поза работника
14. 3.4. Физиологические принципы рационализации трудовых процессов
15. РАЗДЕЛ 4. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА НА ТРУДОВЫЕ НАГРУЗКИ И УСЛОВИЯ ТРУДА
16. 4.1. Понятие об адаптации и физиологические резервы организма человека
17. 4.2. Биохимические процессы и энергетика трудовой деятельности
18. 4.3. Закономерности функционирования дыхательной системы человека в процессе труда
19. 4.4. Реакции сердечно-сосудистой системы работника на трудовые нагрузки
20. 4.5. Терморегуляция организма человека в процессе труда
21. 4.6. Особенности восстановительных процессов в организме работника после работы
22. РАЗДЕЛ 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗДЕЛ 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5.1. Психика человека и ее функции в процессе труда
23. 5.2. Закономерности активизации психических процессов человека в трудовой деятельности 5.2. Закономерности активизации психических процессов человека в трудовой деятельности 5.2.1. Ощущения и восприятия в процессе труда
24. 5.2.2. Мышления в процессе труда
25. 5.2.3. Память в процессе труда
26. 5.2.4. Внимание и воля в процессе труда
27. 5.3. Эмоции и чувства в процессе труда
28. 5.4. Психические свойства личности, их развитие и проявления в трудовой деятельности 5.4.1. Личность и ее структура
29. 5.4.2. Темперамент и характер
30. 5.4.3. Способности
31. 5.4.4. Мотивы и мотивация
32. РАЗДЕЛ 6. РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕЕ ДИНАМИКИ РАЗДЕЛ 6. РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕЕ ДИНАМИКИ 6.1. Суть и факторы работоспособности человека
33. 6.2. Предел работоспособности и функциональные состояния организма человека в процессе труда
34. 6.3. Показатели и методика оценки работоспособности человека
35. 6.4. Динамика работоспособности и характеристика его фаз
36. РАЗДЕЛ 7. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ УСТАЛОСТЬ И МЕРЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПЕРЕУТОМЛЕНИИ РАБОТНИКОВ РАЗДЕЛ 7. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ УСТАЛОСТЬ И МЕРЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПЕРЕУТОМЛЕНИИ РАБОТНИКОВ 7.1. Суть, причины и общий механизм развития усталости
37. 7.2. Показатели и стадии усталости
38. 7.3. Меры предотвращения переутомлении работников на производстве
39. РАЗДЕЛ 8. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СУТЬ МОНОТОННОСТИ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТИ ТРУДА
40. 8.1. Влияние научно-технического прогресса на структуру и содержание трудовой деятельности
41. 8.2. Психофизиологическая сущность и критерии монотонности труда
42. 8.3. Основные мероприятия по предотвращению монотонности и повышению содержательности труда
43. РАЗДЕЛ 9. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАТОРСКОГО ТРУДА РАЗДЕЛ 9. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАТОРСКОГО ТРУДА 9.1. Сущность, виды и особенности операторского труда
44. 9.2. Психофизиологические принципы организации работы оператора
45. РАЗДЕЛ 10. ТЯЖЕСТЬ ТРУДА И МЕТОДИКА ЕЕ ОЦЕНКИ ГЛАВА 10. ТЯЖЕСТЬ ТРУДА И МЕТОДИКА ЕЕ ОЦЕНКИ 10.1. Суть и факторы тяжести труда
46. 10.2. Интегральный критерий тяжести труда
47. 10.3. Методика интегральной балльной оценки тяжести труда
48. 10.4. Взаимосвязь интенсивности и тяжести труда
49. РАЗДЕЛ 11. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНЫХ РЕЖИМОВ ТРУДА И ОТДЫХА
50. 11.1. Сущность, критерии и физиологические закономерности проектирование режимов труда и отдыха
51. 11.2. Методы установления регламентированных перерывов на отдых
52. 11.3. Пути рационализации и оценка эффективности внутрисменных режимов труда и отдыха
53. 11.4. Рационализация недельных и годовых режимов труда и отдыха
54. РАЗДЕЛ 12. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПРОФОТБОРА РАЗДЕЛ 12. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПРОФОТБОРА 12.1. Суть и задачи профориентации в рыночных условиях
55. 12.2. Професіографія и психодиагностика
56. 12.3. Профессиональный отбор и адаптация
57. РАЗДЕЛ 13. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ
58. 13.1. Задачи и формы организации производственного обучения
59. 13.2. Психофизиологические закономерности формирования трудовых навыков и умений

На предыдущую