lybs.ru
Поступки весомее слова. / Роман Коваль


Книга: Финансовая деятельность субъектов хозяйствования - конспект лекций (УДПСУ)


Финансовая деятельность субъектов хозяйствования - конспект лекций (УДПСУ)

2. Классификация субъектов хозяйствования по определенным признакам.

3. Особенности организации и функционирования финансов различных форм собственности и видов деятельности

1. Понятие финансов предпринимательских структур

1.Фінанси предприятий - это экономические, денежные отношения, возникающие в результате движения денег и образующихся на этой основе денежных потоков, связанных с функционированием создаваемых на предприятиях денежных фондов. Финансы предприятий являются основой финансовой системы государства, поскольку предприятия являются главным звеном народного хозяйства. Состояние финансов предприятий оказывает влияние на обеспеченность общегосударственных и региональных денежных фондов финансовыми ресурсами. Зависимость здесь прямая: чем стабильнее финансовое положение предприятий, тем более обеспеченные общегосударственные и региональные денежные фонды, более полно удовлетворяются социальные, культурные потребности и т.д. Сущность финансов предприятий проявляется через их функции. Под функциями следует понимать ту “работу”, которую выполняют финансы. Взгляды экономистов на функции финансов разные, но их выделяют не более трех:

обеспечение процесса хозяйствования денежными средствами, контрольная и распределительная.

Распределительная функция осуществляется с помощью финансовых инструментов:

Норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством.

Одной из важнейших сторон финансовой деятельности предприятий является формирование и использование различных денежных фондов, которые можно разбить на 4 группы:

Фонды собственных средств уставный фонд (капитал), дополнительный капитал, инвестиционный фонд, валютный фонд и др.

Фонды заемных средств: кредиты банков, коммерческие кредиты, факторинг, лизинг и др.

Фонды привлеченных средств - фонды потребления, расчеты по дивидендам, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей.

Оперативные денежные фонды существуют для выплаты заработной платы, дивидендов, платежей в бюджет.

Первая группа денежных фондов предприятии - фонды собственных средств , играющих решающую роль в его деятельности.

При организации предприятие должно иметь уставный фонд или уставный капитал, за счет которого формируются основные фонды и оборотные средства. Организация уставного капитала, его эффективное использование, управление им - одна из главных и важнейших задач финансовой службы предприятия. Уставный капитал - основной источник собственных средств на предприятии. Сумма уставного капитала акционерного общества отражает сумму выпущенных им акций, а государственного и муниципального предприятия - величину уставного фонда. Уставный фонд изменяется предприятием, как правило, по результатам его работы за год после внесения изменений в учредительные документы. Уставный капитал предприятия определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов. Уставный капитал выступает первым денежным фондом, отражается в пассиве баланса.

Добавочный капитал является вторым фондом после уставного и включает:

- результаты дооценки основных фондов;

- эмиссионный доход акционерного общества (доход от продажи акций сверх их номинальной стоимости за вычетом расходов на их продажу);

- безвозмездно полученные денежные и материальные ценности на производственные нужды;

- ассигнования из бюджета на финансирование капитальных вложений;

- поступления на пополнение оборотных средств.

Резервный капитал - образуется за счет прибыли, величина отчислений до которого определяется уставом.

Инвестиционный фонд предназначен для развития производства. В нем концентрируются:

- амортизационный фонд(для простого воспроизводства основных фондов);

- фонд накопления(за счет прибыли предприятия для развития производства);

- заемные источники;

- привлеченные источники.

Инвестиционный фонд является источником увеличения уставного фонда.

Валютный фонд - формируется за счет валютной выручки от экспортных операций и покупающих валюту для осуществления импортных операций. Этот фонд не имеет самостоятельного целевого назначения.

Вторая группа - фонды заемных средств. В условиях рыночной экономики ни одно предприятие не может обойтись без заемных средств. Их разнообразие дает возможность использования их в различных ситуациях. Заемные средства в нормальных экономических условиях способствуют повышению производства, его эффективности.

Третья группа - фонды привлеченных средств - имеют двойной характер: с одной стороны, они находятся в обороте предприятия, с другой - они принадлежат его работникам (дивиденды и фонд потребления):

-фонд потребления - это денежный фонд, который создается за счет чистой прибыли и используется на удовлетворение материальных и социальных нужд предприятия. При формировании фонда потребления необходимо учитывать следующую закономерность : темпы роста налогооблагаемой прибыли должны быть выше темпов роста данного фонда, включая зарплату.

Четвертая группа - оперативные денежные фонды предприятия создаются им периодически. Два раза в месяц, как правило, на предприятии формируется

Фонд выплаты заработной платы . Для обеспечения своевременной выплаты зарплаты на счета предприятия должны накапливаться необходимые денежные средства, а при их отсутствии предприятие обращается в банк за кредитом на выплату зарплаты. Большое значение при этом имеет определение оптимальных сроков выплаты зарплаты и количества дней, необходимых для этого. Периодически предприятие организовывает фонд для платежей в бюджет различных налогов. Несвоевременные платежи в бюджет предприятием влекут за собой штрафные санкции.

Кроме перечисленных, на предприятии создается ряд других фондов денежных средств:

- для погашения кредитов банков;

- освоение новой техники;

- проведение научно-исследовательских работ;

- отчислений другим организациям.

Сегодня почти везде финансы предприятий находятся в кризисном состоянии, которое проявляется в:

- значительном недостатке средств как для осуществления производственной деятельности, так и для инвестиций;

- низком уровне заработной платы, задержке ее выплаты;

- практическом прекращении финансирования социальной сферы со стороны предприятия;

- очень дорогом кредите и практической невозможности в достаточном его использовании для нужд предприятия;

- значительных невыплат предприятий друг другу, что наращиваются достаточно высокими темпами, что усугубляет дефицит денежных средств у предприятий и осложняет их проблемы.

Поэтому в данный момент первоочередной задачей для государства и предприятий является укрепление финансов предприятия и на этом - стабилизация финансов государства. Без решения этого вопроса другие проблемы решить невозможно.

Основным путем укрепления финансов предприятий может быть оптимизация использования ими денежных средств и ликвидация их дефицита.

Важнейшие направления совершенствования финансовой работы на предприятиях следующие:

· системный и постоянный финансовый анализ их деятельности;

· организация оборотных средств в соответствии с действующими требованиями с целью оптимизации финансового состояния;

· оптимизация затрат предприятия на основе деления их на постоянные и переменные и анализ взаимодействия и взаимосвязи “Затраты-затраты-прибыль”;

· оптимизация распределения прибыли и выбор наиболее эффективной дивидендной политики;

· более широкое внедрение коммерческого кредита и вексельного обращения с целью оптимизации источников денежных средств и воздействия на банковскую систему;

· использование лизинговых отношений с целью развития производства;

· оптимизация структуры имущества и источников его формирования с целью недопущения неудовлетворительной структуры баланса;

· разработка и реализация стратегической финансовой политики.

Финансы предприятий - важнее категория рыночной экономики. Они играют решающую роль в системе финансовых отношений государства и способствуют решению проблемы дефицита бюджета, развития фондового рынка.

В финансовой системе страны определяющее место занимают финансы предприятий, организаций, учреждений, которые действуют на началах коммерческого расчета. Коммерческий расчет находится в тесной связи с предпринимательством, которое действующее законодательство Украины определяет как самостоятельную инициативу, систематическую, на собственный риск деятельность по производству продукции, выполнению работ, предоставлению услуг и занятия торговлей с целью получения прибыли. Важнейшие принципы предпринимательства: свободный выбор деятельности; привлечение на добровольных началах имущества и средств других юридических лиц и граждан; самостоятельное формирование программы деятельности и выбор поставщиков и потребителей производимой продукции, установление цен в соответствии с законодательством; свободный наем работников; привлечение и использование материально-технических, финансовых, трудовых, природных и других видов ресурсов, использование которых не запрещено законом; свободное распоряжение прибылью, остающейся после внесения платежей, установленных законодательством.

Коммерческий расчет заключается в получении максимальной прибыли при минимальных затратах; полной самостоятельности субъектов хозяйствования; невмешательство государства во внутренние дела предприятия.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности в условиях рынка осуществляется через: 1) налоговую и финансово-кредитную политику, включая установление ставок налогов и процентов по государственным кредитам; налоговых льгот, цен и правил ценообразования; целевых дотаций; валютного курса, размеров экономических санкций, государственное имущество и систему резервов, лицензии, концессии, лизинг, социальные, экологические и другие нормы и нормативы; 2) научно-технические, экономические и социальные государственные программы; 3) договоры на выполнение работ и поставок для государственных нужд.

Вмешательство государственных органов власти и управления в хозяйственную деятельность предприятий не допускается, если она не противоречит законодательству.

В процессе проведения хозяйственной деятельности на предприятиях возникают разнообразные финансовые отношения, связанные с распределением и перераспределением созданной стоимости, образованием и расходованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Это отношения:

- внутри самого предприятия по поводу образования первичных доходов, формирования и использования целевых фондов (амортизационного, уставного, материального поощрения);

- с акционерами, пайщиками, учредителями;

- с государством по уплате налогов, сборов, взносов и иных обязательных платежей;

- с другими предприятиями и организациями по поводу образования ассоциации, совместных предприятий, межхозяйственных объединений, уплаты штрафов;

- с высшими структурами управления при перераспределении финансовых ресурсов внутри отрасли;

- со страховыми, банковскими организациями и др. Таким образом, финансы различных форм собственности обслуживают весь процесс формирования, распределения и использования доходов и накоплений предприятий на.

Материальной базой функционирования предприятия и осуществления им производственной и других видов деятельности являются имущество предприятий, в т.ч. уставный фонд как совокупность вкладов (в денежном выражении) участников или собственников в имущество при создании предприятия для обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными документами. Взносы в уставные фонды могут быть сделаны в любой форме, но всегда они должны иметь стоимостную оценку (здания, сооружения, машины, оборудование, ценные бумаги, права интеллектуальной собственности, денежные средства и др.).

Государство регулирует размеры уставных фондов отдельных видов субъектов хозяйствования, так, установлены минимальные размеры уставных фондов обществ с ограниченной ответственностью; акционерных обществ; инвестиционных и страховых компаний, коммерческих банков.

Одной из важнейших тенденций в развитых странах мира в последние два десятилетия тенденция к разгосударствлению экономики, составной частью которой является приватизация. Разгосударствление - процесс перехода государственной собственности в другие негосударственные формы: частную, кооперативную, акционерную и др. Приватизация - переход государственной собственности в руки отдельного лица. Доля государственной собственности в Украине после обретения ею независимости составляла 92%. Законодательство Украины предусматривает, что первоочередной приватизации подлежат объекты, которые больше всего влияют на развитие потребительского рынка, а также те, что сейчас сдерживают стабилизацию государственного бюджета, тормозят экономическое развитие Украины, формирование ее рыночной экономики. Это - предприятия оптовой и розничной торговли, жилищно-коммунального хозяйства, по переработке сельскохозяйственной продукции, деревообрабатывающей и легкой промышленности, убыточные предприятия всех отраслей, законсервированные объекты незавершенного строительства и т.д. В 1991-1998 гг. в Украине было приватизировано до 60 тыс. Предприятий, причем этот процесс происходит ускоренно. Но этот процесс не имеет характера народной приватизации, как это в значительной степени было в Чехии. О чем свидетельствует выдача каждому гражданину приватизационного сертификата на сумму 1 млн. 50 тыс. купоно-карбованцев (10грн. 50 коп.), при укладке которого в акции предприятия (инвестиционной компании и т.д.) сумма дивиденда составила менее 0,1% годовой средней заработной платы. Это только формально превращает владельцев приватизационных сертификатов на владельцев предприятий. За подтверждением экономистов, стоимость приватизационного сертификата должна составлять не менее 5тис.дол., с учетом проведенной правительством индексации его реальная стоимость составляла в 1997 году примерно 20грн.

Оценка стоимости приватизируемых предприятий осуществляется по соответствующей стоимости имеющихся основных фондов и оборотных средств. При этом цена может устанавливаться с учетом потенциальной рентабельности предприятия или рыночных цен на имущество.

В проведении приватизации участвуют отдельные органы, физические и юридические лица. Это - субъекты приватизации. К ним относятся государственные органы приватизации, а также продавцы, покупатели государственного имущества и посредники.

Государственные органы приватизации включают фонд государственного имущества Украины и его региональные отделения и представительства. Указанный фонд разрабатывает программу приватизации на текущий год и прогноз на перспективу и осуществляет организацию и контроль за приватизацией. Он подотчетен ВРУ.

Покупатели - 1) граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства; 2) юридические лица, зарегистрированные на территории Украины; 3) юридические лица других государств.

Посредники: 1) финансовые посредники - осуществляют продажу приобретенных акций на рынке ценных бумаг; 2) доверительные общества - от имени и по поручению и за счет владельцев приватизационных бумаг осуществляют представительскую деятельность с приватизационными бумагами; 3) холдинги и инвестиционные фонды, аккумулирующие приватизационные средства граждан и вклады других покупателей в обмен на акции собственного выпуска.

Основные принципы приватизации государственного имущества. Это - законность предоставления льгот членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий, равенство прав граждан в процессе приватизации, приоритетное предоставление прав гражданам Украины на приобретение государственного имущества, безвозмездная передача части государственного имущества каждому гражданину Украины, соблюдения антимонопольного законодательства.

Выкупу подлежат в основном небольшие предприятия. Крупные предприятия приватизируются путем преобразования их в акционерные общества. Наряду с этим значительная часть государственного имущества приватизируется бесплатно.

В целом процесс приватизации имеет как позитивные, так и негативные аспекты.

Положительные:

1) определенное ослабление командно-административных методов в управлении государственными предприятиями;

2) определенное расширение процесса демократизации собственности вследствие сосредоточения части акций в наемных работников;

3) определенный рост рентабельности государственных предприятий.

Негативные аспекты разгосударствления и приватизации:

1) потеря населением возможности получать товары и услуги из государственного сектора за соответственно дешевыми ценами;

2) рост безработицы вследствие капиталистической рационализации государственных компаний;

3) продажа государственной собственности по искусственно заниженным ценам;

4) приватизация преимущественно прибыльных предприятий (что противоречило официально провозглашенной целью оздоровить убыточный государственный сектор);

5) монополизация большей части государственной собственности в руках финансового капитала;

6) рост цен на государственные товары и услуги.

К негативным аспектам приватизации относят:

1) проведение разгосударствления и приватизации с нарушением действующего законодательства;

2) несовершенство законов, регулирующих эти процессы, их частую смену и корректировка;

3) отсутствие надлежащей организации обмена имущественных сертификатов большинством населения на акции предприятий и т.д.

2. Классификация субъектов хозяйствования по определенным признакам

Для практики хозяйствования в рыночных условиях, квалифицированного управления предприятиями исключительно важным является их четкая и полная классификация по определенным признакам. Так, по квалификационным признаком в зависимости от формы собственности различают частные, коллективные, государственные и совместные предприятия, а по правовому статусу и форме хозяйствования - единоличные, кооперативные, арендные, хозяйственные общества.

Частными являются предприятия, основанные на собственности имущества отдельных граждан, с правом найма рабочей силы. К этому виду относят также индивидуальные и семейные предприятия. Они базируются соответственно на собственности имущества одного лица или членов одной семьи, исключительно их личном труде. Коллективное - это такое предприятие, основанное на собственности его трудового коллектива, а также кооператива, другого уставного общества или общественной организации. В Украине функционируют государственные и государственно-коммунальные предприятия. Их имущество считается собственностью в соответствии общегосударственных или административно-территориальных единиц. Имущество, закрепленное за государственным предприятием, принадлежит ему на праве полного хозяйственного ведения. Осуществляя это право, государственное предприятие владеет, пользуется и распоряжается указанным имуществом по своему усмотрению, совершая относительно него любые действия, не противоречащие действующему законодательству и уставу предприятия. Отчуждение от государства средств производства, являющихся государственной собственностью и закреплены за государственным предприятием, осуществляется исключительно на конкурентных началах (через биржи, по конкурсу, на аукционах) в порядке, который определяется Фондом государственного имущества Украины. Полученные в результате отчуждения указанного имущества средства направляются исключительно на инвестиции.

Организация финансов является разной на государственных и частных предприятиях, в то же время разнообразие предприятий негосударственной формы собственности тоже имеет свои особенности в процессе организации и функционирования финансов.

Если предприятие основано на базе объединения имущества разных собственников (юридических лиц и граждан), то его называют совместным предприятием (со смешанной формой собственности). На предприятии со смешанной формой собственности капитал может принадлежать также предпринимателям двух или нескольких стран. Их регистрация осуществляется в стране одного из учредителей такого предприятия, это предопределяет место нахождения штаб-квартиры. Если целью создания смешанного предприятия служит совместная предпринимательская деятельность, то его называют совместным. Именно такие многочисленные совместные предприятия функционируют в различных отраслях народного хозяйства Украины.

Существует также классификация предприятий (фирм) по правовому статусу и форме хозяйствования. Единоличное предприятие является собственностью одного лица или семьи; оно несет ответственность за свои обязательства всем имуществом (капиталом). Кооперативные предприятия (кооперативы) - добровольные объединения граждан с целью совместного ведения хозяйственной или иной деятельности. Характерным признаком является личное участие каждого в деятельности, использования собственного или арендованного имущества. В экономике Украины функционируют два основных типа кооперативов: производственные и потребительские.

Арендные предприятия - основанные на договорных условиях относительно временного владения и пользования имуществом, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской деятельности. Объектами аренды могут быть целостные имущественные комплексы государственных предприятий или их структурных подразделений (филиалов, цехов, участков), а также отдельные единицы имущества.

Хозяйственные общества представляют собой определенные объединения предпринимателей. В большинстве стран с рыночной экономикой такие общества в зависимости от характера интеграции (лиц или капитала) и меры ответственности за свои обязательства (полная или частичная) делятся на полные, с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, коммандитные и акционерные.

Полное общество ( общество с полной ответственностью), все участники которого занимаются совместной предпринимательской деятельностью и несут солидарную ответственность по обязательствам предприятия всем имуществом.

Учредительный договор о полном обществе должен определять размер доли каждого из участников, размер, состав и порядок внесения вкладов, форму их участия в делах общества.

Если при выходе участника из полного общества это общество сохраняется, то участнику выплачивается стоимость его взноса в соответствии с балансом, составленным на день выхода. По требованию участника и по согласию общества вклад может быть возвращен полностью или частично в натуральной форме. Участнику, который выбыл, выплачивается надлежащая ему часть прибыли, полученной обществом в данном году. Имущество, переданное участникам общества только в пользование, возвращается в натуральной форме без вознаграждения.

Если при ликвидации полного общества окажется, что имеющегося имущества не хватает для уплаты всех долгов, за общество в недостаточной части несут солидарную ответственность его участники всем своим имуществом, на которое согласно законодательству Украины может быть обращено взыскание. Участник общества отвечает за долги общества независимо от того, возникли они после или до его вступления в общество. Участник, который оплатит полностью долги общества, вправе обратиться с регрессным требованием в соответствующей части к остальным участникам, которые несут перед ним ответственность пропорционально своей доле в имуществе общества.

Обществом с ограниченной ответственностью считается такое, которое имеет уставный фонд, разделенный на части, размер которых определяется учредительными документами, участники этого общества несут ответственность в пределах их вкладов.

Участники, которые не полностью внесли вклады, отвечают по обязательствам общества также в пределах невнесенной части вклада. Учредительные документы общества с ограниченной ответственностью должны содержать сведения о размере долей каждого из участников, размер, состав и порядок внесения ими вкладов. Изменения стоимости имущества, внесенного как вклад, и дополнительные взносы участников не влияют на размер их доли в уставном фонде, указанной в учредительных документах общества, если другое не предусмотрено учредительными документами.

В обществе с ограниченной ответственностью создается уставный фонд, размер которого должен составлять не меньше суммы, эквивалентной 100 минимальным заработным платам, выходя из ставки минимальной заработной платы, действующей на момент создания общества с ограниченной ответственностью. К моменту регистрации общества с ограниченной ответственностью каждый из участников обязан внести в уставный фонд не менее 30 процентов указанного в учредительных документах вклада. Внесение в уставный фонд денег подтверждается документами, выданными банковским учреждением.

Участник обязан полностью внести свой вклад не позднее года после регистрации общества. Участнику общества с ограниченной ответственностью, который полностью внес свой вклад, выдается свидетельство общества.

Участник общества с ограниченной ответственностью может по согласию остальных участников уступить свою долю (ее часть) одному или нескольким участникам этого же общества, а если иное не предусмотрено учредительными документами, то и третьим лицам. Участники общества пользуются преимущественным правом приобретения доли (ее части) участника, уступившего ее, пропорционально их долям в уставном фонде общества или в другом согласованном между ними размере.

При выходе участника из общества с ограниченной ответственностью ему выплачивается стоимость части имущества общества, пропорциональная его доле в уставном фонде. Выплата производится после утверждения отчета за год, в котором он вышел из общества, и в срок до 12 месяцев со дня выхода. По требованию участника и по согласию общества вклад может быть возвращен полностью или частично в натуральной форме.

Участнику, который выбыл, выплачивается надлежащая ему часть прибыли, полученной обществом в данном году до момента его выхода. Имущество, переданное участником обществу только в пользование, возвращается в натуральной форме без вознаграждения.

Обществом с дополнительной ответственностью признается общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества отвечают по его долгам своими взносами в уставный фонд, а при недостаточности этих сумм - дополнительно принадлежащим им имуществом в одинаковом для всех участников кратном размере к взносу каждого участника. Предельный размер ответственности участников предусматривается в учредительных документах.

Коммандитным является общество, которое, наряду с членами с полной ответственностью, включает одного или более участников, ответственность которых ограничивается личным вкладом в имущество такого предприятия.

Если в коммандитном обществе принимают участие два или более участников с полной ответственностью, они несут солидарную ответственность по долгам общества.

Учредительный договор о коммандитном обществе должен включать размер долей каждого из участников с полной ответственностью, размер, состав и порядок внесения ими вкладов, форму их участия в делах общества. В учредительном договоре относительно вкладчиков указываются только совокупный размер их долей в имуществе общества, а также размер, состав и порядок внесения ими вкладов. Вкладчик может вступить в коммандитное общества путем внесения денежных или материальных вкладов.

Вкладчики коммандитного товарищества имеют право:

-действовать от имени коммандитного общества только в случае наличия поручения и в соответствии с ним;

-требовать первоочередного возвращения вклада (чем участникам с полной ответственностью) в случае ликвидации общества;

-требовать представления им годовых отчетов и балансов, а также обеспечения возможности проверки правильности их составления.

Совокупный размер долей вкладчиков не должен превышать 50 процентов имущества общества, указанного в учредительном договоре. На момент регистрации коммандитного общества каждый из вкладчиков должен внести не менее 25 процентов своего взноса.

Управление делами коммандитного общества осуществляется только участниками с полной ответственностью. В коммандитном обществе, где есть только один участник с полной ответственностью, управления делами осуществляется этим участником самостоятельно. Вкладчики не вправе препятствовать действиям участников с полной ответственностью по управлению делами коммандитного общества.

Коммандитное общество, кроме оснований реорганизации и ликвидации, прекращается также в случае выбытия всех участников с полной ответственностью. При выбытии всех вкладчиков участники с полной ответственностью вправе вместо ликвидации общества преобразовать его в полное товарищество. В этом случае, как и в случае ликвидации общества, необходимо внести соответствующие изменения в учредительный договор и государственного реестра.

Имеющиеся у коммандитного общества денежные средства, включая и выручку от продажи его имущества при ликвидации, после расчетов по оплате труда наемных работников общества и выполнения обязательств перед банками, бюджетом, другими кредиторами в первую очередь распределяются между вкладчиками для возвращения им их вкладов, а затем между участниками с полной ответственностью в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Законом и учредительным договором. В случае недостаточности средств общества для полного возврата вкладчикам их вкладов имеющиеся средства распределяются между вкладчиками согласно их доли в имуществе общества.

Наиболее развитой формой хозяйственных обществ является акционерное общество. Главным атрибутом такого общества служит акция - ценная бумага без установленного срока обращения, которая свидетельствует о паевом участии в уставном фонде общества, подтверждает членство в нем и право на участие в управлении им, дает участнику общества право на получение части прибыли в виде дивиденда и участие в распределении имущества при его ликвидации. Акционерные общества на территории Украины создаются и действуют в соответствии с Законом Украины “О хозяйственных обществах”. Акционерные общества - неотъемлемая часть рыночной экономики. Ценные бумаги, выпускаемых ими, размещаются между предприятиями, а также отдельными гражданами. Акционирование - это один из способов приватизации. Акционерное общество создается учредителем в лице национальных и иностранных юридических и физических лиц, число которых не ограничивается. Акционерные общества могут быть открытого и закрытого типа. Разница между ними заключается в том, что уставный капитал ао открытого типа формируется путем продажи акций в форме открытой подписки, а в акционерных обществах закрытого типа уставный капитал создается только за счет вкладов учредителей, т.е. акции в открытую продажу не поступают. В акционерных обществах открытого типа акции могут передаваться из рук в руки без согласия других акционеров, тогда как в акционерных обществах закрытого типа, акции переходят из рук в руки только с согласия большинства других акционеров (если иное не предусмотрено уставом). Число и состав акционеров акционерного общества открытого типа не ограничиваются. В акционерном обществе закрытого типа число акционеров, владеющих обыкновенными акциями, не должно превышать 50%.

Каждое акционерное общество обладает полной хозяйственной самостоятельностью как в оплате труда, так и в ценообразовании, порядке распределения чистой прибыли. При этом акционерное общество несет ответственность по своим обязательствам всем имуществом, но не несет ответственности по обязательствам акционеров. Акционерное общество является юридическим лицом, оно имеет право осуществлять любые виды хозяйственной деятельности закону.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью АО осуществляется ревизионной комиссией, которая избирается из числа акционеров. Ревизионная комиссия составляет заключение по годовым отчетам и балансам. Без заключения ревизионной комиссии общее собрание акционеров не вправе утверждать баланс. Если акционерное общество не несет ответственности по обязательствам акционеров, то акционеры отвечают по обязательствам общества только в пределах личного вклада в капитал. Акционеры не имеют права требовать возврата своих вкладов, кроме случаев, предусмотренных уставом акционерного общества.

Любое акционерное общество имеет право не только участвовать в капитале других обществ, но и открывать филиалы и представительства (в том числе и за рубежом), а также дочерние общества. Филиалы и представительства составляют собственный баланс, который входит в состав баланса акционерного общества. Филиалы и представительства отвечают по обязательствам акционерного общества, а последние несут ответственность за их обязательства.

Дочернее общество - это общество, в котором приобретено 50% акций АО плюс одна акция. Такое общество действует как самостоятельная коммерческая организация. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества.

3. Особенности организации и функционирования финансов различных форм собственности и видов деятельности

Принципы функционирования финансов предприятий едины для всех видов и форм предпринимательских структур. Однако в организации финансов, структуре источников финансовых ресурсов, распределении и использовании полученной прибыли, взаиморасчетов с бюджетом есть определенные различия. Эти различия связаны с формой собственности, видом деятельности, технологическими особенностями процесса производства товаров, выполнения работ и оказания услуг.

В зависимости от формы собственности предприятия подразделяются на государственные и негосударственной формы собственности. Последние, в свою очередь, делятся на арендные, акционерные, кооперативные, совместные, индивидуальные и другие. Особенности функционирования финансов здесь связаны прежде всего с источниками формирования и использования финансовых ресурсов.

На предприятиях государственной формы собственности при их создании используются бюджетные средства. Государство является собственником этих ресурсов и только временно передает право владения и распоряжения ими руководству предприятия, с которым заключается соответствующий контракт. Государственные предприятия как источник финансовых ресурсов могут использовать банковский кредит, государственные дотации и т.д. Прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности, являются собственностью государства и используется в соответствии с действующим законодательством. Прибыль, остающаяся у государственного предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет (чистая прибыль), поступает в распоряжение трудового коллектива предприятия. Часть этой прибыли передается в собственность членов трудового коллектива в порядке и размерах, определенных законодательными актами Украины. Сумма прибыли, принадлежащая члену трудового коллектива, образует его вклад. На сумму вклада члену трудового коллектива, по его желанию может быть выдано акции. Государство может применять и другие формы регулирования деятельности предприятий государственной и коммунальной собственности.

Организация финансов предприятий негосударственной формы собственности характеризуется большей возможностью по формированию и использованию финансовых ресурсов. Они могут привлекать средства учредителей предприятия с помощью выпуска акций, как паевые взносы, спонсорские средства, финансовые помощи как государства, так и негосударственных финансовых институтов. Результаты хозяйственной деятельности, то есть сумма полученной прибыли, являются собственностью акционеров или учредителей предприятия. После уплаты налогов прибыль используется в соответствии с решениями собственников предприятия.

Особенности организации финансов определяются также характером производства, то есть технологическими особенностями производства, зависимостью производства от природных или климатических условий. Так, например, в легкой промышленности структура фондов финансовых ресурсов отличается от общей в промышленности. Здесь высокой будет удельный вес ресурсов, сконцентрированных в оборотных средствах, поскольку в этой отрасли в себестоимости продукции являются значительные затраты сырья и материалов, значительно выше затраты на оплату труда.

Различная фондоемкость и материалоемкость некоторых видов производства определяет структуру затрат на производство и реализацию продукции, соотношение основных фондов и оборотных средств, а это, в свою очередь, определяет различную потребность в финансовых ресурсах. На предприятиях с длительным производственным циклом (судостроение, самолетостроение), а также с сезонным характером производства (сельское хозяйство) возникает потребность в дополнительных финансовых ресурсах, что обуславливает привлечение средств в форме банковского кредита. Это, в свою очередь, приводит к росту себестоимости продукции, поскольку кредитные ресурсы являются платными.

Особенности производственного процесса в некоторых видах предпринимательских структур влияют на скорость обращения финансовых ресурсов, структуру денежных фондов, обслуживающих этот процесс, взаимоотношения предпринимательских структур с бюджетом и внебюджетными централизованными фондами.

Книга: Финансовая деятельность субъектов хозяйствования - конспект лекций (УДПСУ)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Финансовая деятельность субъектов хозяйствования - конспект лекций (УДПСУ)
2. ТЕМА 2. ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ
3. Тема 3. ДЕНЕЖНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
4. Тема 4. НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
5. Тема 5. Оборотные средства и их организация на предприятии.
6. Тема 6. Кредитования субъекта хозяйствования.
7. Тема 7. Финансовое обеспечение воспроизводства основных фондов предприятия.
8. Тема 8. Ценные бумаги и порядок их обращения
9. ТЕМА 9. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

На предыдущую