lybs.ru
Разгадка феномена российских империалистических войн? Принцип пружины, сжатой в России, и распрямленной за ее пределами. / Роман Коваль


Книга: Н.С. Шаповалова Литература эпохи Возрождения: Италия (1982)


М.С. Шаповалова Литература эпохи Возрождения: Италия (1982)

© М.С.Шаповалова, 1982

Источник: История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. Львов: "Высшая школа", 1982. 440 с. - С.: 141-203.

Сканирование и корректура: SK, Aerius (), 2004

Содержание

Вступление

3.1. Конец средневековья и начало новой эры. Данте

3.2. Литература раннего Возрождения. Петрарка. Боккаччо.

3.3. Развитие литературы в XV - первой половине XVI вв.

3.4. Литература позднего Возрождения. Торквато Тассо. Джордано Бруно.

Литература и изобразительное искусство Проторенессанса и возрождения в Италии

Контрольные вопросы

Вступление

Возрождение, или Ренессанс, - это мощное культурное движение, которое раньше возник в Италии, охватившего страны Западной и Центральной Европы, развился в Чехии и Польше, Венгрии и Трансильвании, Далмации и Северной Хорватии. Это движение было длительным, исторические границы его достаточно широки. Те процессы, которые вели к Возрождению, начались в Италии во второй половине XIII ст., в других странах - в XIV и XV вв., конец этой эпохи приходится почти повсеместно на последнюю четверть XVI - начало XVII си

Основу Возрождения составляли огромные изменения в экономической и общественно-политической жизни европейских народов, вызванные развитием городов и зарождением буржуазных отношений в недрах феодализма. Глубокую и разностороннюю характеристику Возрождения дал Ф. Энгельс в «Диалектике природы». Он определил эту эпоху как величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством. «Рамки старого orbis terrarum были разбиты; только теперь, собственно, была открыта земля и были заложены основы для позднейшей мировой торговли и для перехода ремесла в мануфактуру, которая, в свою очередь, послужила исходным пунктом для современной крупной промышленности» '. Это была эпоха первоначального накопления капитала сопровождался усилением эксплуатации трудящегося человека, безжалостной экспроприацией народных масс, которых лишали земли и средств к жизни, обрекали на попрошайничество и за него же на основе правительственных законов жестоко наказывали. К. Маркс, анализируя социально-экономические обстоятельства этой эпохи, в XXIV главе «Капитала» писал: «Деревенское население, насильственно лишенное земли, изгнано и превращенное в бродяг, старались, опираясь на эти чудовищно террористические законы, приучить к дисциплине наемного труда плетьми, клеймением, пытками»(2). Так же в городах ремесленник превращался в наемного рабочего и люмпен-пролетария.

Возрождение было периодом бурных социальных движений, Великой крестьянской войны, Нидерландской революции, борьбы различных политических тенденций. Распространялись классовые противоречия. «...В то время как горожане и дворянство еще продолжали между собой драку, Великая крестьянская война пророчески указала на грядущие классовые битвы, ибо в ней на арену выступили не только восставшие крестьяне,- в этом уже не было ничего нового,- но за ними показались предшественники современного пролетариата с красным знаменем в руках и с требованием общности имущества на устах»(1).

В эпоху Ренессанса произошел духовный переворот, в основе которого лежало высвобождение человека из-под власти феодально-церковной идеологии. «Духовную диктатуру церкви было сломано»(2). Рождался человек с новым типом сознания и характером поведения. Ф. Энгельс отмечал, что эпоха Возрождения нуждалась в титанах и породила титанов «по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем чем угодно, но только не людьми буржуазно-ограниченными»(3). Передовая человек того времени боролась против феодализма и диктатуры церковной идеологии и одновременно выступала против хищничества того общества, которое рождалось.

(1) Маркс К., Энгельс Ф. Произведения, т. 20, с. 325.

(2) Там же, с. 326.

(3) Там же.

Передовых людей эпохи Возрождения называли гуманистами, а производимый ими мировоззрение - гуманизм (от лат. humanus - человеческий). Гуманисты создали новую систему знаний, выдвинув, вопреки религиозным умозрительным представлениям о мире и человеке, другое понимание человеческой сущности и земной жизни. Человека они поставили в центре мира и провозгласили ее наивысшей ценностью, верили в величие и неограниченные возможности ее разума, ее неисчерпаемые способности. Отвергая средневековый ««гекетизм, гуманисты противопоставили ему новую мораль, основанную на признании единства плоти и духа, и, в соответствии с этой моралью, отстаивали право человека на земные радости и интеллектуальное развитие, на удовлетворение . чувственных и духовных запросов.

Характерный признак гуманизма - решительное отрицание монополии церкви в интеллектуальной деятельности общества. Передовые мыслители утверждали превосходство ума и знаний над авторитетом веры, они отвергли обскурантизм, догматику и схоластику и выработали новый тип мышления, основанный на разуме, опыте и реалистическом отношении к миру.

Гуманистам была свойственна уверенность в самоценности человеческой личности, чем определялось и [142] их возражения кастовости. Они считали противоестественным оценивать человека по его происхождению и утверждали принцип равенства людей независимо от их социальной принадлежности, расы и религиозных убеждений.

Огромную роль в становлении идеологии гуманизма и развития культуры Возрождения в целом сыграла античность. С широким обращением к античности связано и название этой эпохи. Гуманисты изучали классические греческий и латинский языки, отыскивали, собирали и комментировали древние рукописи, вели раскопки. О значение античности для развития культуры Ренессанса Ф. Энгельс писал: «В спасенных при падении Византии рукописях, в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир - греческая древность; перед ее светлыми образами исчезли призраки средневековья; в Италии наступил невиданный расцвет искусства, который был как бы отблеском классической древности и которого никогда уже больше не удалось достичь. В Италии, Франции, Германии возникла новая, первая современная литература. Англия и Испания пережили вскоре вслед за этим классическую эпоху своей литературы»(1).

(1) Маркс К-, Энгельс Ф. Произведения, т. 20, с. 325-326.

Обращение к античности не было самоцелью для гуманистов. Она стала для них тем авторитетом, на который они опирались в утверждении собственных идеалов и построении новой культуры. Они открыли в античности ее «человеческое содержание», живой интерес к человеку, ко всему земному, нашли в ней реальные знания и увидели образец для самостоятельного творчества и в конце концов использовали ее как опору в борьбе против средневековой идеологии.

Гуманистическая интеллигенция не была социально и идейно однородной. Она состояла из представителей разного социальной среды и ориентировалась на различные социальные группы и классы. Самая передовая ее часть выражала интересы революционных сил общества, которые расшатывали феодальный строй, часть деятелей выступала с узко классовых позиций. Отсюда и разные течения в гуманизме. Однако общим для гуманистов всех направлений было признание высокого достоинства человека и его права на развитие.

Гуманистическое мировоззрение составляет идейную и эстетическую основу литературы и искусства, которые создавались в разных странах Европы в эпоху Возрождения.

Особенностями европейского литературного процесса были взаимосвязь между национальными литературой, использование в каждой из них опыта других литератур. «Вся Западная и Центральная Европа, [143] включая сюда и Польшу, развивалась теперь во взаимной связи»(1).

(1) Маркс К., Энгельс Ф. Произведения, т. 20, с. 467.

Развитие всех национальных литератур основывался на широком использовании традиций как античной, так и средневековой литератур. Но все это переосмислялося в духе гуманистического мировоззрения и служило созданию литературы нового типа, отличительной особенностью которой является страстный интерес к реальному миру и выработки реалистического метода его описания. Главным объектом изображения стал человек во всей полноте ее физического и духовного развития, в ее связях с обществом, ее сложный характер, мир ее мыслей и чувств. Литература проникла в багатоскладність и противоречивость характера человека и произвела несравненно сложнее представление о ней, чем все предыдущее писательство. Литература Возрождения опоетизувала человека, реабилитировала в ней чувственное начало, показала гармонию чувственного и духовного, она проникнута утверждением позитивных идеалов, життєствердженням.

Вместе с тем ренессансная литература приобрела национально-исторического содержания, была связана с важнейшими задачами общественного развития, откликалась на все запросы тогдашней жизни, смело отражала его противоречия. Творчество писателей-гуманистов пронизана критикой средневековья и феодализма, а также пороков и хищничества, порождаемых эпохой первоначального накопления капитала.

Важной чертой новой литературы является изображение народа и постепенное осмысление передовыми художниками того времени его значение как великой общественной силы.

Показательным для литературы Возрождения г использование в реалистическом изображении действительности сказочных и фантастических элементов, взятых из фольклора. Связь с ним составляет одну из важнейших черт творчества писателей-гуманистов. Хотя античная литература сыграла большую роль в формировании реализма Возрождения, однако основным его источником была народная литературная традиция.

Творчество писателей Ренессанса отмечена страстным поиском новых форм и стилей.

Гуманистическая литература, как и идеология гуманизма в целом, в процессе развития претерпела значительных изменений, обусловленных общественными процессами. Она прошла этапы становления, расцвета и упадка, уступив место новым явлениям. На раннем этапе [144] она была проникнута оптимизмом, верой в возможность осуществления гуманистических идеалов в ближайшем будущем. В конце эпохи, когда усилилось наступление феодально-церковной реакции и отчетливее проявились противоречия, хищнический, антигуманістичний И характер того общества, которое шло на смену феодальному, начался кризис гуманизма, бывший оптимизм и жизнерадостность заслонило трагическое мировосприятие. В соответствии с этим установлена периодизация литературы Возрождения. Определяются следующие периоды: период Передвідродження, который приходится на время перехода от средневековья до нового времени, когда складывались предпосылки, приведшие к ренессансного переворота; периоды раннего, зрелого и позднего Возрождения. Однако общеевропейский развитие новой культуры не был синхронным и периоды литературного процесса в разных странах не совпадают по времени. Так, Передвідродження раньше началось в Италии и приходится на конец XIII - начало XIV в., тогда как в других странах Европы - на XIV, XV вв. В Италии В период раннего Возрождения охватывает XIV ст., а в большинстве европейских стран - конец XV-начало XVI вв. Итальянский гуманизм, пройдя период блестящего расцвета, уже в 40-х годах XVI в. был отмечен острой идейной кризисом, тогда как во Франции он достиг в это время зрелости, а в Германии вообще завершил свою краткую историю. Поэтому в каждой отдельной стране существуют внутренние хронологические рамки периодов Возрождения. Вместе с тем, несмотря на черты типологической целостности литературы этой эпохи, общность общих принципов, идейное единство исторических периодов, каждая литература имеет свои особенности, обозначенная выразительной национальным своеобразием.

Книга: Н.С. Шаповалова Литература эпохи Возрождения: Италия (1982)

СОДЕРЖАНИЕ

1. М.С. Шаповалова Литература эпохи Возрождения: Италия (1982)
2. 3.1. Конец средневековья и начало новой эры. Данте...
3. 3.2. Литература раннего Возрождения. Петрарка. Боккаччо....
4. 3.3. Развитие литературы в XV - первой половине XVI в....
5. 3.4. Литература позднего Возрождения. Торквато Тассо....

На предыдущую