Книга: Н.С. Шаповалова Литература эпохи Возрождения: Германия и Нидерланды (1982)
М.С. Шаповалова Литература эпохи Возрождения: Германия и Нидерланды (1982)
© М.С.Шаповалова, 1982
Источник: История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. Львов: "Высшая школа", 1982. 440 с. - С.: 204-231 (Раздел 4).
Сканирование и корректура: SK, Aerius (), 2004
Содержание4.3. Развитие литературы гуманизма
4.4. Литература Реформации и Великой Крестьянской войны
4.5. Ганс Сакс. Бюргерська литература после Реформации
4.6. Гуманизм в Нидерландах. Эразм Роттердамский
4.1. Общая характеристика
Культура гуманизма в Германии и Нидерландах утвердилась уже в конце XV в. и в течение первого тридцатилетие XVI в. переживала период наивысшего подъема. Своеобразные исторические условия, которые сложились на то время, определили особенности литературного развития в этих странах.
Уже в XV в. в Германии существовало немало богатых и сильных городов, обозначенных расцветом торговли и культуры. Но развитие разных частей страны происходило неравномерно, связь между ними был недостаточный, поэтому экономический рост отдельных частей не способствовало национальному объединению и усилению централизации. «В то время как в Англии и Франции подъем торговли и промышленности привел к объединению интересов в пределах всей страны и тем самым к политической централизации, в Германии этот процесс привел только к группировке интересов по провинциям, вокруг чисто местных центров, и поэтому к политической раздробленности, которая скоро особенно прочно закрепилось вследствие вытеснения Германию из мировой торговли. По мере того, как происходил распад сугубо феодальной империи, разрывался и вообще связь между имперскими землями; владельцы крупных имперских ленов стали превращаться в почти независимых властителей, а имперские города, с одной стороны, и имперские рыцари, с другой, начали заключать союзы то одни против одних, то против князей или императора» (1).
(1) Маркс К., Энгельс Ф. Произведения, т. 7, с. 331-332.
В условиях раздробленности страны росли могущество и произвола феодальных князей, упадок мелкое дворянство и рыцарство. В невероятно тяжелом положении оказалось трудящееся население: крестьянские массы нещадно эксплуатировались и феодальными князьями и рыцарями; происходило быстрое социальное расслоение и рост количества эксплуатируемых рабочих в городах.
В стране открыто хозяйничал папский Рим. Католические князья церкви вмешивались в светские дела, претендовали на руководство духовной жизнью страны, беззастенчиво обирали население, вызывая ненависть во всех слоях немецкого общества. В стране создалась сильная антикатолическая [204] оппозиция, на почве которой в 1517 г. вспыхнул движение Реформации. В условиях острого недовольства народных масс своим социальным положением это движение переросло в Большую крестьянскую войну 1523-1525 гг. Но Реформация только на первом этапе имела прогрессивный характер. Немецкое бюргерство, напуганное размахом народного социально-освободительной борьбы, признало власть феодальных князей, которые разгромили народное движение и утвердили свое господство, сохраняя и в дальнейшем раздробленность страны. Протестантизм утратил любые черты свободомыслия и стал не менее ханжеським и фанатичным, чем католицизм. Уже с 30-х годов в Германии начинается период засилья феодальной реакции.
Уже в начале XV в. заметный переход к литературе нового типа: она проникается смелым свободомыслием, наполняется новым содержанием, становится социально определенной.
Начало гуманистического движения в Германии приходится на середину XV века. Вторую половину возраста определяют как период раннего гуманизма. В это время начинается распространение гуманистической учености. Университеты начинают освобождаться от влияния церкви, в них все большее значение придается филологии, растет интерес к античности, к итальянской ренессансной культуры. Огромное значение для развития культуры имело изобретение книгопечатания в середине XV в. Ы. Гуттенбергом. Началась публикация переводов с итальянской литературы (например, в 1472 г. был издан немецкий перевод «Декамерона»), а также произведений античных авторов, что способствовало распространению гуманистических взглядов и формированию основ немецкого гуманизма. Немецкие гуманисты осваивают классическую латынь , язык, которым пользуются и в своих исследованиях, и в художественном творчестве.
Период зрелого Возрождения в Германии охватывает конец XV-первое тридцатилетие XVI ст. Гуманисты огромное внимание уделяют филологическим исследованиям, изучению античной культуры. Антикатолические настроения вызывают у них большой интерес к вопросам религии и побуждают к пересмотру текстов «священных книг» и до очистки их от интерпретации католической церковью. Своей деятельностью гуманисты значительной мере способствовали религиозной реформации, которая вскоре станет их злейшим врагом.
В этот период на основе гуманистического мировосприятия происходит стремительное развитие изобразительного искусства, вершину которого составляет творчество [205] одного из титанов Возрождения Альбрехта Дюрера. Картины и гравюры Дюрера, произведения великих художников его поколения - Грюневальда, Гольбейна, Кранаха, Альтдорфера - проникнуты ренессансным интересом к человеку и реальному миру, духом освободительной борьбы. Именно они и составляют наивысшее художественное достижение немецкого Возрождения.
На этот же недолгий период приходится и расцвет немецкой гуманистической литературы. Напряженная социальная и антикатолическая борьба в стране обусловила воинственную антикатолическую и антифеодальну направленность немецкой литературы. Ведущую роль играла в ней сатира, основными жанрами стали памфлеты, пародии, комедии, сатирические диалоги, эпиграммы. Источниками их были античная литература, особенно сатирические ее жанры, национальная средневековая литература и фольклор.
Книга: Н.С. Шаповалова Литература эпохи Возрождения: Германия и Нидерланды (1982)
СОДЕРЖАНИЕ
На предыдущую
|