lybs.ru
Руководство помнит о народе, иначе у него не было бы такой охраны. / Александр Перлюк


Книга: Н.С. Шаповалова Литература эпохи Возрождения: Франция (1982)


М.С. Шаповалова Литература эпохи Возрождения: Франция (1982)

© М.С.Шаповалова, 1982

Источник: История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. Львов: "Высшая школа", 1982. 440 с. - С.: 232-275 (Раздел 5).

Сканирование и корректура: SK, Aerius (), 2004

Содержание

5.1. Переход к Возрождению. Вийон

5.2. Общая характеристика французского Возрождения

5.3. Кружок Маргариты Наваррской

5.4. Рабле

5.5. «Плеяда». Ронсар

5.6. Литература последней четверти XVI в. Д'Обіньє. Монтень

Литература и изобразительное искусство Северного Возрождения XV-XVI вв.

Контрольные вопросы

5.1. Переход к Возрождению. Вийон

Развитие гуманистической литературы во Франции приходится на XVI в., но зарождались новые тенденции раньше, что особенно заметно отразилось в творчестве выдающегося французского поэта XV в. Франсуа Вийона. Он пришел в литературу в сложный переходный период, когда феодальную Францию раздирали глубокие противоречия, крайне обострены Столетней войной с Англией (1337-1453). В это время в традиционном мировоззрении средневековья появились первые признаки кризиса. Поэзия Вийона знаменовала в литературе переход к Возрождению.

Франсуа Вийон родился в 1431 г. в Париже, в бедной семье и с детства испытал нищеты. Образование он получил в Парижском университете и стал магистром словесных наук. В университете он принадлежал к демократической студенческой молодежи, разделял ее пренебрежительное отношение к премудростям схоластики и заповедей аскетизма. Человек импульсивный, горячего нрава и неустойчивых моральных устоев, постоянно живя в нужде, Вийон поддался соблазнам беспутного жизни, принимал участие в кражах, в 1455 г. во время драки убил кинжалом священника. Отбыв заключение за воровство, он вынужден был в 1456 г. бежать из Парижа и несколько лет бродить по стране. Известно, что он появлялся при дворе Карла Орлеанского, где принимал участие в поэтическом турнире, долго жил среди кокільярів - бродяг и воров, масса которых пополнялась обезземеленими крестьянами, солдатами-беглецами, всякого рода деклассированным людом. Вийон в это время был связан с подпольным крестьянским движением. Поэт понес больших лишений! неоднократно попадал в тюрьму, но в конце концов после амнистии он вернулся в Париж. Через год, в 1463 г., его снова, и на этот раз безосновательно, привлекли к судебной ответственности за уголовное преступление и приговорен к смертной казни через повешение. Приговор был заменен изгнанием из столицы. Что произошло с ним дальше - неизвестно.

Личность Вийона противоречивая и сложная. С одной стороны, над ним тяготеют средневековые представления, с другой - ему свойственно азартное свободомыслие, в котором явственно ощутимы настроения новой эпохи - эпохи гуманизма. Все это воплотилось в его поэзии, [232] глубоко лирической, пронизанном неизвестным до того во французской литературе силой и остротой личного чувства. В произведениях Вийона сочетаются трагизм и ирония, религиозность и чувственность, благородство и грубость; он славит плотские утехи и раскаивается в этом, блюзнує и страшится атеизма, с болью пишет о трагизме жизни и фривольно глумится над ним.

До поэтического наследия Вийона входят две поэмы - «Малое завещание» (1456), «Большое завещание» (1462), а также баллады и стихи других жанров, его произведения подготовлены предыдущим развитием французской городской поэзии. Они вобрали лучшие ее традиции, усовершенствовали ее жанры, особенно балладу.

Выдающимся произведением является «Великий завет». Основная линия сюжета - лирическая, это - анализ поэтом своей личности, своего жизненного пути. Кроме того, за ходом этого самоанализа поэт вставляет в рассказ с различной случаю отдельные баллады и рондо. Он рассказывает о своей жизни, полное лишений, об увлечениях, страдания и скитания, про голод и нужду, которыми объясняет свое безпутство, мечтает о достатке, высмеивает лицемерных и жадных до денег монахов, жалуется на горькую судьбу и одновременно радуется жизни, молит людей о милосердии и иронизирует над всеми:

Теперь, когда я умираю,

Старчих-прочанок и старцев,

Святош, что лезут в врата рая,

Служанок и их молодцев,

И тех, кто воет на сапожников,

Как желтые сапоги обувает,

Невежд и мудрецов

О милости молю.

(Перевод Л. Первомайского)

Поэт принимает действительность с ее вопиющей социальной несправедливостью, с ее разделением на бедных и богатых, голодных и сытых, обездоленных и счастливых.

Что и говорит! Вы с тем не согласны,

Что довольно бедствия есть в жизни:

Есть нелепые и голодные,

Не только вельможи и святые;

Есть нищие в лохмотьях,

Есть в мире бедность невероятная,-

Хоть еще німує в немоте,

Она уже мыслит, непокорная.

(Перевод Л. Первомайского)

Вийон раздумывает над мимолетностью человеческой красоты и молодости, над смертью, все равно неумолимой [233] и неизбежным как для бедного, так и для богача. Среди стихотворений на эту тему лучшей является «Баллада о женщинах былых времен».

Тема любви в «Большом завещании» раскрывается преимущественно в духе чрезмерного эротизма.

Значительное внимание в произведении уделяется изображению жизни бедных горожан с его радостями и бедами.

С тех баллад, что не вошли в «Большого завещания», интересной является глубоко патриотическая «Баллада против врагов Франции», в которой поэт посылает проклятия всем, кто желает Франции бедствия.

Пусть врага сотрет до основания шквал

Или раздавит лесной завал;

Пусть он надежд и покоя не знает;

Пусть того скарає безумие шал,

Кто Франции несчастье пожелает!

(Перевод М. Терещенко).

Мировоззрение и творческая манера Вийона особенно ярко выражены в «Балладе повешенных». Поэт написал ее в тюрьме, приговоренный к смертной казни, как своеобразную эпитафию себе и своим товарищам. Поэма поражает сочетанием острого драматизма и гротеска. В то же время ожидание смерти поэт написал и глумливый катрен:

Я - Франсуа. идет смерть из-за решетки

На меня, злодея,

И что мой будет весить зад,

Узнает завтра шея!

(Перевод М. Терещенко)

Через все творчество Вийона проходит сильное ощущение сложности, непостижимости человеческой индивидуальности:

Я знаю - мухи гибнут в молоке,

Я знаю добрую и злую час.

Я знаю - есть певцы, слепцы и скопцы,

Я знаю по иголкам сосну и ель,

Я знаю, как любят до смерти,

Я знаю, черное, белое и пестрое,.

Я знаю, как господь создал человека,

Я знаю все и не знаю лишь себя.

(Перевод Л. Первомайского)

«Баллада поэтического состязания в Блуа» проникнута осознанием того, что личность человека соткана из многочисленных противоречий:

В жажде погибаю возле фонтана,

Зубами у костра сечу,

Чужаком в родном краю брожу,

Німую криком, молча я кричу,

Я догола одет в парчу, [234]

Смеюсь от слез, от болтовни немею,

Радуюсь сердцем в муках безнадежности,

В страдании есть для меня счастье хмель,

Нищий - сокровищами мира владею,

Везде принят, я гонимый отовсюду.

(Перевод Л. Первомайского)

В таком изображении человека проявились черты нового, средневекового типа мышления и понимания личности.

Поэзия Вийона - реалистическая и демократическая, обозначенная острым интересом к жизни - правдиво изображает обратную сторону средневекового общества. С ее мятущимся духом, лиризмом, богатством и совершенством поэтики, яркостью и народностью языка она стала настоящей школой для французских поэтов последующего времени.

Книга: Н.С. Шаповалова Литература эпохи Возрождения: Франция (1982)

СОДЕРЖАНИЕ

1. М.С. Шаповалова Литература эпохи Возрождения: Франция (1982)
2. 5.2. Общая характеристика французского Возрождения...
3. 5.3. Кружок Маргариты Наваррской Маргарита Наваррська...
4. 5.4. Творчество Франсуа Рабле Рабле (1494-1553) составляет...
5. 5.5. «Плеяда». Ронсар Манифест «Плеяды». Развитие...
6. 5.6. Литература последней четверти XVI в. Д'Обіньє. Монтень...

На предыдущую