lybs.ru
Коллективно совершенная подлость канонізується. / Андрей Коваль


Книга: Оксана Тараненко Мир Марка Твена и его книги о детях (1990)


Оксана Тараненко Мир Марка Твена и его книги о детях (1990)

© О.Тараненко

Источник: М.Твен. Приключения Тома Сойера. Приключения Гекльберри Финна. К.: Радуга, 1990. 496 с. С.: 5-14.

Сканирование и корректура: SK (), 2004

На юго-востоке Соединенных Штатов, там, где река Миссури впадает в Миссисипи, недалеко от поселка Флорида 1835 года родился Сэмюэль Клеменс. Поселок Флорида лежит возле городка с громким названием Ганнибал, где прошли его детство и юность и где на высоком скелястім берегу стоит один из немногих памятников литературным героям, которых создала творческая фантазия писателя, двум подросткам - Тому Сойеру и Гекльберри Финну.

В детстве У Сэма не было большего и заветнее желания, как стать матросом, надеть белую форму юнги или засаленную куртку механика, подпоясаться кожаным ремешком, изучить словечки, которыми щеголяли летние волки, и когда-нибудь пройтись по улицам Ганнибала походкой лоцмана, привычного к качки и штормов.

И однажды такой день настал, когда Большая река, так называли Миссисипи американские индейцы, позвала подростка и он не смог устоять. Изучил лоцманскую ремесло и стал опытным лоцманом, что знал фарватер Большой Реки как собственную ладонь, водил пароходы по ее притоках и протоках, не раз проплывал мимо скалы, где стоит памятник Тому и Геку, и, видимо, и его фантазии не хватило бы, чтобы представить, что пройдут годы, и двое мальчишек, которых ему еще надо придумать и играть в них память о своем детстве, будут поздравлять с берега другие пароходы, и люди на палубах вспоминать не лоцмана Сэма Клеменса, а всемирно известного писателя Марка Твена, который воспел эту реку в книжках, что ими сегодня зачитываются во всем мире. [5]

Свое литературное имя он выбрал не случайно. В те времена, когда он был лоцманом на Миссисипи не было ни одного маяка, а лишь буйки, которые ставил сам лоцман. Замеряя шестом глубину реки, он кричал своему помощнику в рубку: «Марк твен!», то есть «мерка - два»: это выражение у речников Миссисипи означал глубину, достаточную для безопасного плавания судов.

Под псевдонимом Марк Твен с 1863 года получалось все, что печатал писатель,- и это имя стало гордостью и славой американского народа.

В течение всей своей жизни Марк Твен сумел сохранить честность, принципиальность, любовь к людям, независимо от цвета их кожи. Юморист и сатирик, он нес людям великую веру в победу гуманистических идеалов над силами зла, отстаивал свое право на критику негативных сторон действительности в родной стране, которую любил и хотел видеть лучше.

Для него сама жизнь стало университетом художественного мастерства. В юности он сменил немало профессий. Был репортером, журналистом, искателем серебра, печатником, лоцманом. И с кем бы ни сводила его судьба, он всегда оставался человеком, свято верила в справедливость, победу добра.

Первые рассказы Твена появляются в шестидесятые годы и переносят читателя в особый мир, где все бурлит и шумує энергией, начиная с карманных часов и заканчивая сиамскими близнецами. Даже покойник вместо того, чтобы мирно почивать в гробу, становится рядом с возницей на облучке собственного катафалка и заявляет, что в последний раз хочет взглянуть на своих друзей.

Твену нравится раскатистый смех, громкие развлечения. В лице юмориста Твена народная Америка - искренняя и непосредственная - утверждала себя в литературе. Именно видение мира писателем противостояло лицемерной морали американского мещанина. Все искусственное и надуманное вызвало его протест. Всякие штампы, попытки придать жизни благопристойное обывательского вида были ему ненавистны.

Одна из основных особенностей юмора Твена - разрушение условностей и традиций, что дают ложное представление [6] о мире. Чтобы достичь этого эффекта, Твен вводит в свои рассказы образ простодушной человека, простака, который видит мир непосредственно и искренне и наивно рассказывает о своих жизненных впечатлениях. Такой герой становится центральным в большинстве рассказов писателя и определял особенности и характер юмора Твена.

В 1875 году Марк Твен начал писать «Приключения Тома Сойера» - книгу, которой суждено было войти в сокровищницу мировой литературы. Сначала он думал, что эта книга не для детей, что ее будут читать только взрослые. Через некоторое время он заявил, что это произведение - для мальчиков и девочек. Такая неопределенность была, безусловно, не случайна. Одним из объектов сокрушительной критики писателя была тогдашняя детская литература. На время появления «Приключений Тома Сойера» распространенным жанром детской литературы были так называемые книги для воскресной школы. Писались эти книги в сентиментально-набожній манере, рассказывая о хороших детей, которые пойдут прямо в рай, и о плохих, обычно кончают жизнь на виселице. Традиционным героем этих книг был добродетельный, набожный и хилый «вежливый мальчик». Медленно угасая от болезни, он успевает перед смертью наставить на праведный путь маленького негодяя, что не желает посещать воскресную школу.

Книга Твена была полемически направлена против такой литературы, пародировала ее, утверждая любовь к свободе, ко всему чистого, здорового и светлого в человеке. И эти идеи писатель воплотил в одном из самых очаровательных образов своего творчества - в образе отчаянного сорванца Тома.

В «Приключениях Тома Сойера» Марк Твен попытался воскресить проведенные в Ганнибале детские годы, которые, несмотря на все невзгоды, что их суждено пережить его семье, сохранились в памяти как идиллия - городок, что купается в солнечном мареве, лесистые холмы, на склонах которых он с друзьями играл в разбойников, а перед городом - величественная ширь Миссисипи.

Биографы давно установили, что большую часть приключений Тома Сойера автор пережил сам в возрасте своего героя. Неподалеку от Ганнибала действительно существовал необитаемый остров, [7] куда мальчишки бежали, чтобы скрыться от «цивилизации» взрослых, или же прятались в пещерах близ города. В Ганнибале, в толпе босоногих мальчиков он впервые встретил прототипов своих будущих героев - Тома Сойера, Гекльберри Финна, Джо Гарпера. Был в Ганнибале и индеец Джо, что едва не умер от голода, заблудившись в одной из пещер.

Дружба Сэмюэля Клеменса с маленьким бродягой Томом Бленкеншипом, впоследствии увіковіченим именем Гекльберри Финна, стала одной из самых ярких воспоминаний в жизни, несмотря на запрет взрослых дружить с ним. И малый Сэм нарушал запреты едва ли не ежедневно. Он испытывал на коту лекарства, что предназначались ему самому, пугал мать, принося домой ужей и мышей. Часто ему удавалось избежать заслуженной кары и вместе с друзьями Томасом Сойером и Томом Бленкеншипом мечтали о повторении подвигов Робин Гуда и приключений Робинзона Крузо.

В воспоминаниях Твена эти эпизоды его детства увитые поэтическим ореолом, и он не раз обращался к ним в своих произведениях. И светлые, радостные воспоминания были неотделимы от печальных и трагических.

Однажды Сэмюэль Клеменс стал свидетелем убийства среди белого дня на одной из главных улиц города. Эту картину Твен впоследствии воспроизвел на страницах «Приключений Гекльберри Финна».

Тяжелые воспоминания детства были связаны и с существующим в Ганнибале рабством. Парень рос в окружении негритянских невольников, тесно общался с ними и не раз был свидетелем расправы над неграми-рабами, видел, как шестеро мужчин забили измученного, обессиленного беглеца, как владелец за ничтожную вину убил своего раба.

Старший брат его приятеля Тома Бленкеншипа - Бен - в течение двух недель прятал негра-беглеца в камышах, тайком приносил ему еду. А когда негра выследили, он помог ему сбежать. На всю жизнь Твен запомнил казнь аболіціоніста Гарди, которого осудили за укрывательство раба-беглеца. Ненависть, которую Твен всю свою жизнь испытывал к расовой дискриминации, безусловно, впервые зародилась в его душе еще благодаря давним воспоминаниям детства. [8]

Доскіпливі биографы уже давно спорят о том, каким было детство Марка Твена и каким был тогдашний Ганнибал, названный в повести как Сент-Штерсберг. Однако они приходят к разным выводам - одни отмечают абсолютную достоверность, другие указывают на романтизацию и идеализацию детства. Очень не просто заметить в этой книге грань, за которой заканчивается достоверность и начинается сказка, интересная, веселая, словно ее написали сами подростки.

Давно уже существует мнение о том, что Марк Твен не первый среди зарубежных писателей сумел глубоко показать психологию ребенка, его радости и переживания во всей своей внешней непоследовательности и внутренней цельности.

Дети и взрослые в романе часто не могут найти общий язык. Это ярко и убедительно показано в той модели педагогики, которой руководствуются взрослые. Если основой обывательского существования есть насилие над природой, то основой псевдопедагогіки - насилие над ребенком.

Самым радикальным средством убеждения, с точки зрения местных педагогов, есть палка и потилишники. Евангельское изречение «Кто жалеет дитя, тот губит его», что его не раз цитирует тетушка Полли, положено в основу всего воспитания. Кроме физических методов принуждения, есть и духовные - зазубривание евангельских текстов, повторение прописных истин, что превращает нормальных детей у балбесов или лицемеров. И дети бунтуют. Том с друзьями прибегают к отчаянным выходкам, жертвами которых становятся взрослые. Экзамены в городской школе, как известно, заканчиваются трагикомическим эпизодом. С чердака на голову учителя спускается кошка и снимает лапами парик, который скрывал его лысину.

Нрав этого неугомонного затейника противоречивая. Несмотря на весь привитый дешевыми приключенческими произведениями романтизм и склонность к буйной фантазии он - деловой человек, что в нужную минуту обнаруживает настоящую смекалку. И большое преимущество Тома над взрослыми заключается в том, что практическая выгода для него - не самоцель. Его увлекает сам процесс поисков, долань препятствий, выдумок. Даже поиски клада интересны не столько практическим [9] результатом, как возможностью понести удивительных, рискованных приключений.

Твен настойчиво подводит читателя к мысли о том, что жизнь может быть прекрасным и захватывающим, что «чары» скрытые в самых обыденных вещах и что Том имел: прав, когда ищет в жизни «чудес» и не мирится с серым обывательским существованием.

С развитием сюжета книги мы видим, что жизнь ста вить Тома перед серьезными нравственными проблемами, как, например, в эпизоде убийства Робинзона Преступление совершил индеец Джо, однако он сбежал от заслуженной кары и обвинил во всем ни в чем не повинного Поттера. Случайно став свидетелем убийства на кладбище, Том побеждает страх перед Джо и обличал перед судом настоящего преступника, спасая Поттера от виселицы.

Таким образом, впервые в истории американской детской литературе появилась книга, где показывается, что честность и порядочность - это не синонимы скуки и что источником гуманистических чувств не в проповеди священника, а искренность и стремление юного сердца к поискам истины.

Роман «Приключения Гекльберри Финна» Марк Твен написал через десять лет. Если его читать сразу после «Приключений Тома Сойера», то разница между ними просто удивительная. Прежде всего в манере рассказа солнечно-безмятежной, в шутливой повести и печальной, даже драматической в романе.

Жизнь перед Геком раскрывается во всей своей запутанности, глубоком трагизме, со всеми противоречиями. В этой книге меньше приключений, и все они не связаны ни с авантюрами, ни с развлечениями. Том бежал на остров просто ради игры, Гек совсем другой и по характеру, и по воспитанию. Да и какое там воспитание! Вдова Дуглас, которая решила усыновить Гека, вынуждена была объяснять ему все сначала, зачем люди умываются, почему в церкви нельзя жевать табак и ловить мух. У нее это не очень получалось, потому что Гек любил лес, речку, свободу и его не спокушували ни вкусные обеды, ни заботы вдовы. Некуда деваться парню, и он скрывается на острове после того, как сбежал от отца пьяницы и вдовы. Гек одинок и, собственно, никому не нужен. Убежищем для него становится плот. [10]

Сюжет книги о Гека - путешествиях, которые всегда обещают захватывающие приключения. Такой сюжет выбран, конечно, не случайно. В мировой литературе он встречается еще с тех пор, как на прожженных солнцем испанских дорогах появилась худая, высокая фигура доброго рыцаря Дон Кихота верхом на Росінанті и его осадкуватого слуги на осле.

Роман о Гека - это роман дороги. А река, по которой они с Джим плывут,- это величественный мир поэзии, который никогда не покорится скучной містечковій повседневности. Геку и Джіму хорошо в этом мире. Но плохо с людьми, которые его населяют. Для Джима дорога - это опасный и тяжелый путь к свободе, для Гека - естественная форма существования.

Сначала плавание кажется Геку удивительным приключением. И встреча с Джим, все увиденное и пережитое превращает ситуацию игры, знакомую нам еще с «Приключения Тома Сойера», на ситуацию морального выбора. Проплывая друг за другом маленькие городки рабовладельческого Юга, в каждом из них Гек видит такое, что не должен видеть и знать ребенок: то надменный полковник Шерборн посреди белого дня убивает невинного старика Богса, то семьи Гренджфордів и Шепердсонів истребляют друг друга, враждующие между собой, хотя никто не помнит, с чего все началось, то два проходимцы, «герцог» и «король», ложью заставляют Гека с Джим взять их на плот, где беспрестанно затевают свои смешные, а чаще гнусные аферы.

И среди этих злых, напівбожевільних и жестоких людей только Гек и Джо сохраняют человеческий облик. Они олицетворяют все то, что делает человека человеком: доброту, верность, трезвый ум, умение выстоять в трудных обстоятельствах. В представлении Гека мир, населенный взрослыми, враждебный, везде тебя подстерегает беда. Поэтому надо всегда быть начеку. Только на плоту Гек чувствует себя свободно, легко и уютно. Этот плот, на котором читатель вроде тоже путешествует, становится высоким символом, где оказывается настоящая гуманистическая суть человека. Как только герои отталкиваются от берега и выходят на быстрое течение, сразу исчезают все предрассудки, вся жестокость, что распространенные в родных краях [11] Гека и Джима. Здесь, пожалуй, впервые в жизни раб-беглец ДжбЦ почувствовал себя Джеком как равный с равным. Перед глазами Гека проходит огромная и такая разная Америка, и это омп-3 Шается его серьезно задуматься над жизнью. Сколько раз он будет удивляться с неумение людей жить просто, свои дела решать справедливо и мудро. И эти размышления по постепенно меняют его взгляд на жизнь. Он становится странным и несколько несьогосвітнім.

Один из найсяльніших эпизодов романа, что одновременно и трогает, умиляет связан с моральным выбором Гека выказать своего друга Джима спасти его. Гек воспитывался на предрассудках своего времени, он искренне верит в то, Что скрывать негра-беглеца - смертельный грех. Когда он прислушивается к голосу совести, то этот голос подсказывает ему поскорее пристать к берегу и передать Джима властям»

И это было, конечно, не совесть, а предрассудок, по которому негра считали неполноценным человеком.

К счастью, Гек никогда не научился делать то, что нужно. Чувство справедливости которое никогда не изменяло Гека, не позволило ему выдать Джима, что делил с ним Все тяготы плавания и свято верил в то, что Гек - его единственный и верный друг - Над всеми расистскими мифами, над Всеми предрассудками и жестокими убеждениями, что держали в плену иногда даже честных людей тогдашнего американского Юга, торжествует простое и великое чувство человеческого братства.

И Гек Финн становится настоящим героем, вступив в конфликт с державок?, церковью, религией, порвав с кодексом буржуазной морали. Гек еще не раз проявит благородство Души, и читатель увидит, что его душевная щедрость бескорыстная, потому что среди всех героев романа, кроме, конечно, Джима, он нуждается в помощи больше всех, а ему и в голову Не приходит рассчитывать на такую помощь.

Жизнь на Миссисипи Гека очень сложное, и когда в конце книги появляется Том со своими выходками и выдумками, тональность романа меняется, и читатель снова попадает в царство игры, для которой Гек уже, пожалуй, слишком взрослый. Весь эпизод освобождения Джима, которое Том осуществляет по Канонам приключенческих книг, кажется повторением [12] достигнутого. Не случайно Е. Хемингуэй писал: «Вся американская литература вышла из одной книги Марка Твена, из его «Гекльберри Финна». Если будете ее читать, остановитесь на том месте, где негра Джима похищают у Гека. Это и есть настоящий конец. Все остальное там надуманное. И лучшей книги у нас нет. Из нее вышла вся американская литература.

В «Гекльберри Финна» ничего не было. И после нее равноценной книги не появлялось».

Дальнейший творческий путь писателя связан с влечением к сатиры - сатиры строгой-, гневной, сокрушительное. Мучительные раздумья о судьбе своей страны, о позорное нарушение демократии, о уродливое общественное бытие приводят его в самых мрачных выводов.

В течение всей своей жизни Марк Твен интересовался средневековым прошлым Европы. Этой теме он посвятил три книги: «Принц и нищий» - сказку-притчу, где говорится о губительное воздействие богатства на человеческую личность и раскрывается величие бескорыстной дружбы, «Жанна д'арк» - повествование о героической борьбе юной француженки за свободу и счастье родного народа. И третья книга - блестящий сатирический роман «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», герой которого презирал и ненавидел феодальную тиранию, рыцарей и помещиков, священников и монахов, которые составляли правящую верхушку Англии во времена короля Артура. И в конце концов он увидел, что и в Америке конца XIX века простым людям живется нелегко.

Эти исторические темы и сюжеты имели для писателя не академический интерес, а живу актуальность настоящего. Развенчивая Тюдоров и Артурів, королей и герцогов, Твен воевал не с тенями прошлого, а с деспотизмом и несправедливостью в любой стране и во все времена.

Продажным, жестоким, цинично-беззастенчивым предстает мир в последних рассказах и памфлетах писателя. Когда-символом Америки для Твена была полна привлекательности, красоты городок Сент-Пітерсберг, где прошло детство Тома и Гека. Изменение в отношении писателя к порядкам в Соединенных Штатах можно заметить в рассказе «Человек, который совратил Гедлиберг», где городок Гедлиберг становится воплощением современной Америки. В этом «честном и неподкупном» городе одни воры, лжецы и мошенники. И верховодят в нем отвратительные и низменные дельцы.

Зловещие тени средневековья, к сожалению, имеют большие жизненные силы, они, как показывает Твен в рассказе, проникают и в наши времена. Кто может им противостоять? Над этим вопросом должны задуматься и наши читатели, ведь в произведении великого писателя учат справедливости, человечности любви к обездоленным, зовут к борьбе против сил зла.

Оксана Тараненко кандидат филологических наук

© Aerius, 2004




Текст с

Книга: Оксана Тараненко Мир Марка Твена и его книги о детях (1990)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Оксана Тараненко Мир Марка Твена и его книги о детях (1990)

На предыдущую