lybs.ru
Чем больше у человека совести, тем меньше возможностей. / Александр Сухомлин


Книга: Философия / Щерба


3. Современная украинская философия

Развитие украинской философской мысли после 1917 г. является сложным и противоречивым. Следует отметить, что уже с 20-х годов в Украине появляются два философских центры. Как харьковские, так и киевские мыслители главное внимание уделяют исследованию украинской философской наследия, эстетических и культурных достижений народа. Так, историк Д.І.Багалій издал монографию о Г.С.Сковороду, а этнограф и литературовед М.Ф.Сумцов - труд по истории философской мысли в Украине.

Исследованием философских проблем естествознания, специальной и общей теории относительности, квантовой механики и электродинамики, микробиологии и физиологии растений, биологии головного мозга и таким другим занимались такие выдающиеся ученые-философы: Д.І.Блохінцев, В.П.Затонський, О.В.Палладій, С.Ю.Семківський, М.Г.Холодний, В.О.Юринець.

Проблемы обоснования научной картины мира, взаимоотношений человека (общества) с природой (окружающей средой), формирование биосферного мышления нашли отражение в творчестве В.и.вернадского. Ученый считал, что с возникновением человеческого разума начинается качественно новый этап эволюции Вселенной. Человек разумный своей деятельностью постепенно превращает биосферу в ноосферу (сферу разума). Он высоко ценил философские знания, разрабатывал проблемы методологии науки, исследовал соотношение философии и естествознания, проблемы научного творчества и т.д. Защищал свободу науки и научного поиска, выступал против вмешательства государства в деятельность ученых, постоянно болел за Украину, боролся за сохранение языковой и культурной самобытности украинского народа.

К сожалению, с 30-х годов в силу тех обстоятельств, которые сложились в Советском Союзе, философские исследования сворачиваются, подчиняются идеологическим требованиям партии и правительства. Философия становится служанкой политики. Апология решений съездов и пленумов компартии стали главным в деятельности большинства философов, что существенно снизило теоретический уровень исследований в 30-50-е годы.

Качественно новый этап развития философской мысли в Украине начался с 60-х годов. Смягчение политического климата способствовали созданию атмосферы творческого поиска, объективного подхода к анализу сложных явлений общественной жизни. "Шестидесятники" расшатывали устои догматизма, партийной ортодоксии и консерватизма. П.В.Копнін и его единомышленники утверждали новое видение философии, призывали с новых позиций осмысливать западноевропейскую философскую мысль. Осуществляется разработка проблем логики научного поиска, теории познания, закономерностей построения и развития научной теории, логико-гносеологічних проблем эвристики, типологии форм мышления и т.д.

С.Б.Кримський, М.В.Попович, П.Ф.Йолон, Е.С.Ледніков и другие плодотворно работали на ниве методологии науки, а философские проблемы естествознания (физики, биологии, астрономии, математики и т.д.) исследовали В.Н.Глушков, А.П.Маркевич, П.С.Дишлевий, І.Г.Підоплічий, К.М.Ситник, О.К.Кедровський, Р.В.Чаговець и много других. Проблемы научно-технического прогресса и научно-технической революции исследовались М.Ф.Тарасенком, анализ категоріальної структуры мировоззрения был в центре научных поисков В.І.Шинкару-ка, О.І.Яценка, В.П.Іванова, В.Г.Табачковськоготаінших. Результаты социологических исследований проблем студенческой молодежи, развития ее творческих способностей, художественно-эстетической культуры нашли отражение в трудах І.М.Попової, В.І.Астахової, В.П.Андрущенка, Е.О.Якубитаін.

Значительное количество научных работ посвящена разработке методологии применения в естественных и гуманитарных науках принципов и методов материалистической диалектики. В этом русле активно работали коллективы под руководством М.О.Парнюка, М.Л.Злотіної, Е.К.Дулумана, В.П.Ключникова и других. Исследованию отечественной философии уделяли внимание М. В. Ничик, В.С.Горський, Д.Х.Острянин и др. Благодаря их усилиям удалось объективно высветить содержание украинской философской мысли и показать ее место в контексте мировой культуры. В.І.Шин-карук, І.В.Бичко, Г.А.Заїченко, Ю.В. Кушаков, П.Т.Гордієнко и другие плодотворно работали на ниве исследования философской мысли. Они основательно изучали западноевропейскую философию XVII-XIX вв., а впоследствии и XX вв. Следует отметить, что актуальные философские проблемы получали освещение на страницах специальных журналов и в материалах конференций, симпозиумов и т.п.

Наряду с отечественной философской мыслью значительный ее пласт связан с деятельностью мыслителей украинской диаспоры, ее представители оказывали значительного веса разработке проблем политической философии, анализу философской проблематики в контексте традиционной классической философии и собственно украинских этнонациональных проблем. При этом следует отметить, что узкоспециализированный распределение интересов является условным, поскольку авторы наряду с основной исследовали целый ряд других, не менее важных, проблем.

Значительной фигурой среди представителей диаспоры был В.Ли-пинский, который сосредоточил свое внимание на проблемах политической философии, в частности государства. Он считал, что последнее должно завершиться построением монархического строя, в котором аристократическая меньшинство (элита) должна повести за собой пассивное большинство нации, народа. По его мнению, процесс создания государства должна опираться на мессианскую идеологию, которая якобы является "провидением", определенным высшими силами назначения украинского народа реализовать свою высокую миссию в истории человечества. От творческих качеств элиты зависит прогресс или регресс общества. Она может быть демократической, кла-сократичною и охлократичною. Соответствующего характера приобретает и то государство или народ, где эта элита приходит к власти и состоит тип отношений между элитой и народом.

Еще полнее и последовательнее идеи политической философии изложены в трудах д. донцова "Национализм", "Дух нашей древности", "Крестом и мечом", "Клич эпохи" и др. Круг его политических интересов очерчен проблемами нацио-и государства. Рассматривает желания, страсти, аффекты как главную движущую силу реализации этих знаний. Считает, что подсознательное и иррациональное играет решающую роль в жизни нации. По его мнению, нация должна быть объектом забот со стороны государства. Утверждает, что между нациями существует антагонизм, вечная борьба за существование, в которой более сильные побеждают слабых и господствуют над ними.

В разработанной Донцовым теории интегрального национализма красной нитью проходит идея стремления к власти, "жажда господства". Воля к жизни, власти, экспансии и стремление борьбы и осознание ее кінечності являются главными принципиальными положениями национализма. "Расы сильные освобождаются ... и расширяются за счет слабых"1. Волюнтаризм и иррационализм, культ силы и жажда власти, романтизм и фанатизм, произвол и агрессия - основные постулаты теории национализма д. донцова.

Господство "сильной нации", то есть "диктатура нации" предусматривает различные формы насилия. "Фанатизм" и "принуждение", а не "нежность" культивируют господствующие нации. "Нация, которая хочет властвовать, должен иметь и барскую психику народа-властелина". Дон-цов утверждает, что казацкая элита растеряла все те ценности, которые имела, будучи правящей, смешав свою кровь с кровью низших слоев общества. Он постоянно выражает свое презрительное отношение к толпе, черни, плебса. Власть рассматривает как трагедию общества. Выход из данной ситуации видит в создании новой элиты, новой касты, то есть тех, кто призван властвовать. Только элита (ведущая каста) способна превратить ("дровосеков" и "водоносов") в сообщество, сильную организационно, культурно и духовно. Элита не смешивается с народом, а стоит вне, над толпой. Она занимает отдельное место, поскольку имеет другую природу, назначение, психику, "слепленная из отдельной глины" и имеет свой специфический характер. Таким образом Донцов обосновывает идею "кастового общества", "кастового строя".

Дальнейшее развитие историко-философской проблематики связан с деятельностью Д.Чижевського. Его исследования посвящены культуре украинского, российского, польского, словацкого, чешского, немецкого народов и т.д. Значительным является его внесокудослідження философского наследия Сковороды. Следует отметить, что рассмотрение историко-философской проблематики осуществляется в контексте влияния национальной специфики, национального характера и т.д. Достаточно много внимания он уделяет исследованию понятий "нация" и "человечество". Нация понимается им какую рационалистическому, так и в романтическом аспекте. Рационалистический подход дает возможность выявить особенное, то есть национальное. Однако Чижевский отмечает, что настоящую ценность составляет общечеловеческое, наднациональное. Национальное, каким бы полнокровной оно не было, уступает общечеловеческом. Соотношение национального и наднационального используется Чижевским как методологическое средство исследования всемирной философии. Более того, развитие философии, по его мнению, заключается в синтезе этих моментов, но при этом мыслитель отмечает, то, что типичное для всемирной философии, свойственно также национальной философии. Они взаємообумовлю-ют, дополняют и обогащают друг друга.

Исследование историко-философской проблематики тесно связано с анализом украинского национального характера. Чижевский дает полную картину национальных свойств. Называет их "народным мировоззрением", который проявляется в том, "что этот народ в мире любит, чего в жизни он избегает, что в человеке высшее оценивает, к чему относится отрицательно"'. Отмечает, что национальный характер не является целостным, поскольку в каждой нации есть разные психологические и социальные типы и различия, детерминированные условиями бытия нации. При этом выделяет существенные черты украинского национального характера. Наряду с положительными чертами, как эмоциональность, сентиментальность, лиризм, индивидуализм, стремление к свободе, способность восприятия нового, и т.п., имеют место и негативные-стремление к взаимной борьбы, уничтожения собственных и чужих жизненных форм и прочее. Обобщая все сказанное, мыслитель делает вывод, что национальный характер українцявибрав из многих исторических событий именно ту, которая соответствовала его сущности.

Рядом с этими философами, украинская диаспора представлена и другими мыслителями, которые в большей или меньшей степени присоединяются к вышеупомянутых представителей. Это О.Куль-чицький, І.Мірчук, В.Щербаківський, Н.сциборский, А.Жуковський, Д.Олянчич, В.Шаян и другие, которые своим трудом способствовали росту авторитета украинской философской мысли на мировой арене.

Книга: Философия / Щерба

СОДЕРЖАНИЕ

1. Философия / Щерба
2. Часть i ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ Часть i. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ 1. Философия - мировоззренческое знание.
3. 2. Возникновение философии.
4. 3. Основной вопрос и проблема метода в философии. Материализм и идеализм
5. 4. Значение и функции философии
6. II. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
7. 1. Философия стран Востока
8. 2. Философия Древней Греции и Рима
9. III. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ III. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ 1. Философия Средневековья
10. 2. Философия Возрождения
11. IV. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ IV. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 1. Общая характеристика
12. 2. Онтология
13. 3. Гносеология
14. 4. Проблема человека, общества, государства
15. V. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ V. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. Место и роль немецкой классической философии в развитии мировой философской мысли
16. 2. Естественно-научная картина мира и философская система И.канта
17. 3. Философская система и метод Гегеля
18. 4. Материализм Л.Фейєрбаха
19. VI. МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ VI. МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. Формирование философии марксизма
20. 2. Основное содержание и особенности философии марксизма
21. VII. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ VII. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. Становление и развитие философской мысли в Украине (XI-XVII вв.)
22. 2. Классическая эпоха украинской философии
23. 3. Современная украинская философия
24. VIII. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ VIII. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. Влияние культурных и мировоззренческих традиций
25. 2. Русская философия XVII-XIX веков
26. IX. СОВРЕМЕННАЯ МИРОВАЯ ФИЛОСОФИЯ IX. СОВРЕМЕННАЯ МИРОВАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. Особенности философской мысли конца ХІХ-ХХ вв.
27. 2. Позитивизм: сущность и эволюция
28. 3. Экзистенциально-антропологическая философия
29. 3. Религиозная философия
30. X. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА X. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА 1. Мир как совокупная реальность
31. 2. Понятие бытия
32. 3. Формы бытия и их специфика
33. XI. МАТЕРИЯ XI. МАТЕРИЯ 1. Становление и эволюция представлений о материи
34. 2. Философское понятие материи
35. 3.Сучасна наука о структуре и свойствах материи
36. 4. Атрибуты материи
37. XII. ЧЕЛОВЕК XII. ЧЕЛОВЕК 1. Природа, общество, человек а) Понятие природы. Биосфера и ноосфера
38. 2. Сущность и происхождение человека
39. 3. Биологическое и социальное в человеке. Наследственность и воспитание
40. 4. Человеческая деятельность
41. 5. Жизнь, смерть и бессмертие
42. XIII. СОЗНАНИЕ XIII. СОЗНАНИЕ 1. Научно-философская постановка проблемы сознания
43. 2. Генезис сознания
44. 3. Сущность, особенности, структура сознания
45. 4. Материальное и идеальное
46. XIV. ДИАЛЕКТИКА XIV. ДИАЛЕКТИКА 1. Понятие диалектики, ее основные принципы
47. 2. Законы диалектики
48. 3. Категории материалистической диалектики
49. XV. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
50. 1. Гносеологическая проблема в истории философской мысли
51. 2. Диалектика субъекта и объекта познания. Познание и практика
52. 3. Чувственное и рациональное в познании
53. 4. Истина, условия и пути ее достижения
54. 5. Практика - критерий истины
55. XVI. ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ XVI. ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 1. Наука как высшая форма рационального познания
56. 2. Методы научного познания
57. 3. Методология
58. Часть III ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ Часть III ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ XVII. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА XVII. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА 1. Общество как особая сфера действительности
59. 2. Основные сферы общественной жизни
60. 3. Развитие человеческого общества. Необходимость и свобода
61. 4. Проблема прогресса и перспектив человечества
62. XVIII. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ XVIII. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ 1. Понятие культуры, ее содержание и главные сферы
63. 2. Особенности развития культуры. Общество и культура
64. 3. Цивилизация - социальная форма бытия культуры
65. XIX. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА XIX. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА 1. Ценности, оценка, выбор
66. 2. Ценностные ориентации и их роль в жизни человека

На предыдущую