lybs.ru
Лень есть дочь богатства и мать бедности. / ДЕКУРСЕЛЬ


Книга: Инвестиции - Данилов


Глава 2. Субъекты инвестиционной деятельности

2.2. Экономические основы взаимодействия различных групп инвесторов.

2.3. Государство как субъект инвестиционной деятельности.

2.4. Государственное регулирование инвестиционной деятельности.

2.5. Организационная структура и формы деятельности инвестиционных компаний.

2.6. Развитие инвестиционных компаний в Украине.

Ключевые слова: субъекты инвестиционной деятельности, участники инвестиционной деятельности, классификация инвесторов, стратегический инвестор, портфельный инвестор, государственный инвестор, государство-инвестор, инвестиционная концессия, регулирования инвестиционного процесса, реструктуризация, кредитная экспансия, государственный кредит, инвестиционные банки, инновационный фонд, инвестиционные компании, акции.

2.1. Классификация суб'сктів инвестиционной деятельности

К субъектам инвестиционной деятельности относятся инвесторов и участников инвестиционной деятельности, которые обеспечивают осуществление инвестиций.

Субъектом инвестиционной деятельности является инвестор, который принимает решение о вложении собственных, заемных или привлеченных имущественных и интеллектуальных ценностей в объекты инвестирования. Другими словами, инвестор отказывается от удовлетворения насущных потребностей в расчете на ожидаемое удовлетворение их в будущем, но уже в больших размерах.

Субъектами инвестиционной деятельности (инвесторами и участниками) могут быть граждане и юридические лица Украины и иностранных государств, а также государства в лице правительств.

Участники инвестиционной деятельности - граждане и юридические лица Украины, других государств, которые обеспечивают реализацию инвестиций как исполнители заказов или на основании поручения инвестора. Инвестор определяет цели, направленность и объемы инвестиций и привлекает для их реализации на договорной основе любых участников инвестиционной деятельности, в том числе и путем организации конкурсов и торгов. Государство и должностные лица не вправе вмешиваться в договорные отношения участников инвестиционной деятельности сверх своей компетенции.

Как предусмотрено законодательством, инвесторы могут выступать в качестве:

- покупателей (если они покупают страховые полисы, сберегательные сертификаты коммерческих банков и т.д.);

- продавцов;

- заказчиков (при заключении договора-подряда на строительство);

- кредиторов.

Инвесторам в условиях рынка предоставляется широкий круг полномочий в соответствии с их экономической самостоятельности. Это, прежде всего, определение целей, направленности, видов и объемов инвестиций, определение состава других участников инвестиционной деятельности (рис. 2.1). Законодательством предусмотрен запрет вмешательства государственных органов и должностных лиц в реализацию договорных отношений между субъектами инвестиционной деятельности.

Рис. 2.1. Классификация субъектов инвестирования

Субъекты инвестиционной деятельности реализуют собственные экономические интересы, вступая в определенные взаимоотношения на инвестиционных рынках. Эти рынки регулируют процесс обмена инвестициями и инвестиционными объектами.

2.2. Экономические основы взасмодії различных групп инвесторов

Инвестиционные возможности нормально функционирующей экономики, определяются мотивацией различных групп инвесторов.

В основе инвестиционной деятельности частных инвесторов лежит их отношение к уровню собственного благосостояния и сбережения.

В начале 20-го столетия Ирвином Фишером была разработана теория сбережений и благосостояния, который сделал ряд предположений относительно сбережения и потребления домохозяйств.

1. Начальный благосостояние, поток и процент прибыли являются главными факторами, определяющими рядовое жизненное потребления домохозяйств и определяют все жизненные ресурсы.

2. Потребление не зависит от временной структуры прибыли.

3. Изменения в прибыли за определенный год могут лишь незначительно влиять на все жизненные ресурсы, а, следовательно, и на потребление в любом году.

4. Будущий прибыль будет иметь значение для текущего потребления и влияет на все жизненные ресурсы.

5. Домохозяйства будут распределять свой жизненный прибыль между годами так, чтобы получить наибольшее удовольствие.

Милтон Фридман (теория перманентного дохода) в 50-е годы добавил к теории Фишера предположение о том, что домохозяйства желают иметь постоянный уровень потребления все время и, разумеется, хотят иметь его настолько большим, насколько это могут позволить. Наибольший уровень потребления, что могут себе позволить домохозяйства, - это аннуитет (ежегодные постоянные денежные поступления) всех жизненных ресурсов.

Этот аннуитет Фридман назвал перманентным доходом и доказал, что ежегодное потребление домохозяйств будет равняться их перманентном прибыли.

Сбережения, за Фридманом, является разницей между ежегодным доходом, что наблюдается (действительным) и перманентным доходом. Перманентный прибыль является константой (как и все жизненные ресурсы), поэтому потребление тоже является постоянным. Флуктуации прибыли, что наблюдаются, вызывают изменения не в потреблении, а в экономии. Высокодоходные годы, в которые прибыль, что наблюдается, высший перманентного, будут также годами высокого уровня сбережений, и наоборот. Благосостояние будет расти в высокодоходные года и уменьшаться в низкодоходные.

Франко Модігліані (гипотеза жизненного цикла) предположил, что домохозяйства желают разделить свое потребление равномерно в течение всей жизни, но с тенденцией к повышению. Он также предположил, что трудовые доходы домохозяйства в течение жизни имеют вид холма с пологим и крутым боками. Доходы возрастают до выхода хозяев на пенсию, после - довольно резко снижаются.

Домохозяйства имеют отрицательное сбережения и малоприбыльные года в начале трудовой деятельности хозяев, высокое сбережения и высокодоходные годы в середине, отрицательное сбережения и малоприбыльные года с выходом хозяев на пенсию. Благосостояние в начале падает ниже нуля, потому домохозяйства занимают под будущие прибыли, после этого поднимается до пика, затем падает до нуля.

Сегодня все три теории образуют единую перманентно-прибыльную теорию жизненного цикла, которая является теоретической основой изучения инвестиционной деятельности частных инвесторов.

Рассмотрим две основные теории, которые применяются для объяснения инвестиционной деятельности нефинансовых фирм (предпринимательская инвестиционная деятельность), - теорию предельной эффективности инвестирования (теорию Кейнса) и теорию Тобина.

При объяснении инвестиционной деятельности фирм Кейнс в своем труде «Общая теория занятости, процента и денег» исходил из предположения, что фирмы пытаются максимизировать прибыль в любом году, что рассматривается. С точки зрения инвестирования, фирма должна найти для себя такой уровень активов и задолженности, который будет максимизировать его прибыль. Фирма ограничена в выборе этого решения двумя факторами.

Во-первых, уровень сбережений является постоянным в течение короткого срока, поэтому, покупая дополнительные активы (инвестируя), фирма вынуждена занимать средства.

Во-вторых, у фирмы есть только ограниченный список новых активов, о которых она имеет достаточную информацию. Если фирма разместит все свои потенциальные активы в порядке их доходности, а стоимость заемных средств на период инвестирования будет постоянной, то инвестиционная деятельность фирмы может быть представлена графиком, изображенным на рис. 2.2.

Рис. 2.2. Инвестиционная деятельность фирмы за теорией предельной эффективности

Наклонная выпуклая линия на графике известна как линия предельной эффективности инвестирования. Стоимость ресурсов (фондов) фирмы показана горизонтальной линией, где ro - процентная ставка кредитного рынка.

Фирма, максимизирующая прибыль, будет инвестировать в новые активы и занимать для этого новые ресурсы, пока прибыль от каждого нового актива будет больше, чем стоимость заемных средств. Поэтому любая фирма будет наращивать инвестиции до того объема, который соответствует той точке на графике, где линия предельной эффективности инвестирования пересекает линию стоимости заемных средств (линию стоимости ресурсов). Эта точка будет определять оптимальный уровень инвестиций фирмы.

Джеймс Тобин развил альтернативную теории Кейнса версию. Он предположил, что менеджеры фирм стараются максимизировать рыночную стоимость акционерного капитала, а не текущего дохода.

Рыночная стоимость собственного капитала фирмы определяется как разница между рыночной стоимостью активов и всех долгов. Для фирм, акции которых обращаются на рынке ценных бумаг, этот показатель равен произведению количества акций на их рыночную цену. Экономисты определяют стоимость собственного капитала фирмы через рыночную оценку всех ожидаемых прибылей акционеров, то есть дисконтовану стоимость текущих и будущих прибылей фирмы.

По теории Тобина, фирма может пытаться найти такой объем активов и долгов, который будет максимизировать рыночную стоимость ее собственного капитала. При этом она будет иметь такие же ограничения, что и в теории Кейнса: конечную множество активов, которые фирма хорошо осведомлена, и необходимость финансирования дополнительных активов путем заимствования капитала.

Фирма будет поддерживать покупку активов (инвестировать) и заимствовать капитал, пока каждый новый приобретенный актив увеличивает рыночную стоимость акционерного капитала.

Это утверждение может уточняться с помощью так называемого коэффициента Тобина (обычно обозначается символом q), что является отношением рыночной стоимости активов фирмы (инвестиционных проектов) до цены их покупки (действительной стоимости затрат на инвестиции). Фирма будет добавлять активы до тех пор, пока их коэффициент q будет больше 1,0. Если фирма разместит покупку новых активов за порядком их коэффициентов q, тогда инвестирования фирмы можно представить графически (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Инвестиционная деятельность фирмы по теории Тобина

Как видно из рис. 2.3, фирма будет покупать новые активы до тех пор, пока коэффициент q не достигнет единицы. Дополнительная рыночная стоимость акционерного капитала, полученная от инвестирования, эквивалентная площади между кривой q и горизонтальной прямой q = 1.

Инвестиционная деятельность финансовых институтов, как и деятельность нефинансовых фирм, также может описываться с помощью теорий Кейнса или Тобина. Существенное отличие этой группы инвесторов заключается в том, что они инвестируют не в материальные, а финансовые активы. Такие фирмы могут максимизировать прибыль путем новых кредитов (или покупки финансовых активов) до определенного предела - на графике до той точки, где горизонтальная линия срочных депозитов (заемного капитала) будет пересекать линию прибыли за новыми финансовыми активами.

Различают экономики с нулевыми чистыми инвестициями, чистые инвестиции с достаточными и отрицательными величинами. Общество с нулевыми чистыми инвестициями характеризуется условиями, при которых экономика не растет и запасы капитала остаются постоянными. В экономике с достаточными постоянными инвестициями происходит классическое расширенное воспроизводство, полностью воспроизводятся элементы основного и оборотного капитала, а также капитализируется часть национального дохода. А если чистые инвестиции составляют отрицательную величину, тогда в экономике не обеспечивается воспроизводство изношенных средств производства новыми, происходит сокращение товарных запасов, общество потребляет больший по объему чистый продукт, чем производит. Современная экономика Украины как раз и отражает состояние общества с отрицательной величиной чистых инвестиций.

2.3. Государство как суб'скт инвестиционной деятельности

Государство выступает в роли инвестора при следующих условиях:

- как инвестор - берет на себя функции инвестора отраслей экономики и производств, продукция которых имеет общенациональный характер и в соответствии с законодательством может производиться на государственных предприятиях или предприятиях, приватизация которых будет проводиться в ближайшее время;

- финансирование тех отраслей и производств, где государство является заказчиком и потребителем продукции (оборонная промышленность, объекты государственной инфраструктуры, магистрали, терминалы);

- функции инвестора в социальной сфере, особенно при финансировании продукции агропромышленного комплекса;

- государство может временно инвестировать те производства, где наблюдается спад производства (агрегаты, узлы, запасные части, потребляемых отечественными предприятиями);

- государство может инвестировать развитие производств, целесообразность которых обосновывается рыночной конъюнктурой (с целью получения прибыли).

Растущее недофинансирование сектора экономической инфраструктуры государством, с одной стороны, и все более низкая эффективность функционирования государственных предприятий в данном секторе - с другой, обусловили поиск правительствами многих стран мира выхода из создавшегося положения.

Примерно в одно и то же время (70-е годы) многие из них пришли примерно к одинаковому выводу о необходимости привлечения в сектор экономической инфраструктуры частного капитала, конкретные способы и условия которого довольно разнообразны:

- приватизация объектов экономической инфраструктуры;

- контракты на управление этими объектами частными структурами;

- лизинг объектов;

- создание совместных предприятий с участием государственных и частных структур в секторе экономической инфраструктуры;

- государственные концессии и т.д.

Наиболее радикальным способом из перечисленных выше является приватизация, однако она связана с высокими рисками как для государства, так и частных структур, может порождать большие затраты для общества, создавать политическую направленность экономических преобразований.

Наименее «революционной» форме привлечения частных структур есть контракты на управление объектами экономической инфраструктуры, но при этом финансирование создания самих объектов, как и раньше, осуществляется из государственного бюджета, что не вызывает радикального оздобровлення государственных финансов. Промежуточное положение замають такие формы, как лизинг, совместные предприятия и государственные концессии.

Государственные концессии буквально предусматривают передачу (уступку) государством своих прав частной структуре на осуществления тех или иных хозяйственных операций на оговоренный срок.

В секторе экономической инфраструктуры передаваться (уступатися) могут:

- уже созданы за счет государства объекты для их эксплуатации (использования) частными инфраструктурами (операционная концессия);

- права на создание таких объектов и их последующую эксплуатацию (инвестиционная концессия).

В реальной жизни чаще всего имеют место смешанные формы концессии. Например, государство передает частной структуре автомобильную дорогу, но с требованием ее реконструкции и расширения. Может ли идти речь о передаче одного объекта (например, автомобильной дороги) с условием, что частная компания построит в течение года еще один объект (дорогу).

Понятно, что любая инвестиционная концессия имеет для частной компании значение только в том случае, если созданный объект будет ею эксплуатироваться (то есть, эта концессия является одновременно операционной). Классическая форма государственной концессии в секторе экономической инфраструктуры - концессия на основе так называемого контракта ВОТ (Build, Operate, Transfer). Как видно из названия контракта, частная структура, выступает концессионером, осуществляет строительство объекта (Build), его эксплуатацию (Operate) и передачу государству после окончания срока концессии (Transfer). Иногда под аббревиатурой ВТО понимается строительство объекта, владение им в течение определенного (концессионного) периода (Own) и дальнейшая передача его государству.

Встречается также аббревиатура ВООТ (Build, Own, Operate, Transfer). По контракту ВООТ после завершения строительства объекта осуществляется одновременно и владение им, и его эксплуатация в течение концессионного периода. Все эти названия контрактов (ВОТ, ВООТ) нередко называют «формулой Озала», ибо они возникли в Турции в начале 80-х годов и были разработаны правительством, которое возглавлял Тургат Озал.

Сегодня существует много других формул и аббревиатур, за которыми стоят другие контрактные условия и отношения между государством и частными структурами в области экономической инфраструктуры (а также других отраслей экономики). Некоторые из них приведены в таблице 2.1.

Государство влияет на инвестиционную деятельность, как прямо через государственный сектор экономики, так и опосредованно - через свои институты (органы исполнительной власти, Национальный банк, Фонд государственного имущества, Инновационный фонд, другие внебюджетные фонды, антимонопольный комитет, органы госарбитража).

Таблица 2.1

Названия и условия некоторых контрактов

FBOOT (Finance, Build, Own, Operate, Transfer) Финансирование, строительство, владение, эксплуатация, передача

BOO (Build, Own, Operate) Строительство, владение, эксплуатация

BOL (Build, Operate, Lease) Строительство, эксплуатация, лизинг

DBOM (Design, Build, Operate, Maintain) Проектирование, строительство, эксплуатация, ремонт

DBOT (Design, Build, Operate, Deliver) Проектирование, строительство, эксплуатация, передача

BOD (Build, Operate, Deliver) Строительство, эксплуатация, передача

BOOST (Build, Own, Operate, Subsidies, Transfer) Строительство, владение, эксплуатация, субсидирования, передача

BRT (Build, Rent, Transfer) Строительство, аренда, передача

BTO (Build, Transfer, Operate) Строительство, передача, эксплуатация

BLT (Build, Lease, Transfer) Строительство, лизинг, передача

ROT (Rehabilitate, Operate, Transfer) Восстановление, эксплуатация, передача

ROO (Rehabilitate, Own, Operate) Восстановление, владение, эксплуатация

AOT (Add, Operate, Transfer) Техническая реконструкция или расширение объекта, эксплуатация, передача

LAO (Lease,. Add, Operate) Лизинг, техническая реконструкция или расширение объекта, эксплуатация

2.4. Государственное регулирование инвестиционного процесса

В зависимости от состояния экономики (уровня инфляции, дефицитности) используются различные концепции государственного регулирования.

Известно, что в развитых странах существует хорошо отработанная законодательная система защиты интересов частных инвесторов, что, в свою очередь, стимулирует трансформацию информации об отдельных компаниях в стоимость их акций, и это приводит к тому, что цены на них меняются свободно.

В странах с переходной экономикой ситуация несколько иная. Именно проблема недостаточного степени законодательной защиты частных инвесторов может служить еще одним объяснением взаимосвязанного движения котировок на фондовом рынке. Этот вывод увеличивает достоверность того, что неэффективная политическая и законодательная системы могут сделать сбор и анализ информации о конкретных компаниях относительно незначительным для принятия решения инвестирования в их акции.

Создание фондовых рынков в странах с переходной экономикой не гарантирует более эффективного распределения капитала между фирмами. Итак, фондовый рынок может обеспечить необходимый движение капитала в конкретных эффективных фирм, но только в тех странах, правительство которых в незначительной степени коррумпирован, а законодательные системы надежно защищают права собственности частных акционеров.

Практика предоставления экономически необоснованных налоговых льгот (наиболее ярко проявляется в количестве созданных свободных экономических зон, приоритетных отраслях и на конкретных предприятиях) не способствует эффективности инвестиций.

Недостаточность средств приводит к ручного управления государственными финансами, не позволяет планировать и поддерживать даже среднесрочные приоритеты бюджетной и экономической политики.

С развитием рыночной экономики функции прямого воздействия государства на инвестиционный процесс будут сужаться, что позволит больше внимания сосредоточить на методах косвенного воздействия, которые государство реализует через свои институты как участник инвестиционного процесса.

Формами опосредованного влияния государства на инвестиционный процесс являются:

- государственное кредитование;

- государственные займы;

- разгосударствление и приватизация;

- налоговое регулирование;

- амортизационная политика;

- государственный лизинг;

- лицензирование и квотирование;

- антимонопольные меры;

- стандартизация.

Защита национального инвестиционного рынка называется протекционизмом, который осуществляется посредством:

- высоких таможенных пошлин на импортируемые товары;

- налоги на иностранные инвестиции;

- ограничение или запрет ввоза отдельных товаров;

- поощрение развития национального товаропроизводителя;

- субсидирование национального инвестора.

Обеспечение благоприятного инвестиционного климата, инвестиционной привлекательности отдельных отраслей или регионов осуществляется через:

- налоговые льготы или каникулы;

- льготные кредиты;

- государственные субсидии;

- поощрение создания предприятий с иностранными инвестициями, международных концернов и консорциумов, свободных (оффшорных) зон.

Отдельным направлением государственного регулирования является регулирование рынка ценных бумаг (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Цель Методы Результат

Содействие развитию привлекательного инвестиционного среды - благоприятное и стабильное законодательство - государственный мониторинг - раскрытие информации - развитая инфраструктура - защита инвесторов Привлечение внутренних и иностранных инвестиций

Ограничение инфляции - развитие рынка государственных ценных бумаг - эмиссия ценных бумаг органами местного самоуправления - продажа государственных пакетов акций инвестиционно привлекательных предприятий - покрытие дефицита бюджета - сохранение накоплений граждан - стабилизация курса национальной валюты - реализация региональных социальных программ

Реструктуризация - приватизация - использование механизма банкротства - конкуренция - эффективный менеджмент - оживление предпринимательской деятельности - увеличение количества рабочих мест - увеличение доходов бюджета

Интеграция в международные финансовые рынки - внедрение международных стандартов деятельности профессиональных участников рынка в Украине - обращение иностранных финансовых инструментов в Украине и украинских за пределами Украины - международное сотрудничество - доступ на международные рынки капиталов - укрепление международного авторитета - сближение национальных законодательств - рационализация рынка

Социальная стабильность в обществе - анализ социально-экономических аспектов - защита прав собственности - развитие институтов совместного инвестирования - информирование и образование населения - доверие населения к рынку и государства - увеличение накоплений граждан - прогнозируемость социально-экономического развития

Финансово-кредитная система, ее влияние на инвестиционный процесс

Финансово-кредитная система - это сложная система, в которую входят различные структуры: банки (национальные, коммерческие, инвестиционные, сберегательные); биржи (товарные, фондовые, трудовые); торгово-посреднические фирмы; коммерческие центры; страховые, брокерские, дилерские компании; инвестиционные институты как специализированные участники фондового рынка; пенсионные фонды.

Денежно-кредитное регулирование экономики осуществляется через НБУ путем регулирования спроса и предложения на привлеченные средства. Денежно-кредитная политика НБУ в зависимости от состояния экономики проводится либо в форме кредитной экспансии или кредитной рестрикции.

Кредитная экспансия проводится в период экономического спада, когда необходимо активизировать конъюнктуру рынка, расширить объемы производства, увеличить занятость и т.п.

Кредитная экспансия - интенсивное расширение кредитных операций с целью получения прибыли. Она включает снижение официальных ставок центральных банков и расширение лимитов на их учетные и ломбардные операции, изменение норм обязательных резервов (или их отмена) кредитных организаций, покупку ценных бумаг на открытом рынке, расширение покупке у коммерческих банков иностранной валюты и снижение процентной ставки по этим операциям, отмены количественных ограничений на кредиты.

Политика кредитной рестрикции проводится с целью сдерживания инвестиционной деятельности. Удорожание кредитных ресурсов заставляет инвесторов вкладывать только в наиболее эффективные, прибыльные проекты, способствует росту государственных инвестиций, привлечению средств на депозиты финансово-кредитных учреждений.

НБУ проводит и операции на фондовом рынке, т.е. осуществляет продажу и покупку государственных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств).

В мировой практике операции с ценными бумагами считаются самыми действенными методами денежно-кредитного регулирования экономики. С целью кредитной экспансии центральные банки приобретают государственные ценные бумаги и, наоборот, продают их, когда стремятся ограничить расширение кредита коммерческих банков.

Центральные банки косвенно влияющие на инвестиционную деятельность и через регулирование нормы обязательных или минимальных резервов. Этот метод заключается в установлении коммерческим банкам норм обязательных резервов в виде определенного процента от суммы их депозитов, которые хранятся у него на счетах. При увеличении нормы обязательных резервов уменьшается размер кредитных ресурсов и, наоборот, при их снижении коммерческие банки получают возможность для расширения кредитных операций, увеличение доли долгосрочных кредитов, стимулируя тем самым инвестиционный процесс.

Система долгосрочного кредитования за счет централизованных ресурсов НБУ

Государственный кредит предоставляется объектам, перечень которых разрабатывается Министерством экономики и утверждается Кабинетом Министров. Перечень коммерческих банков, которые осуществляют такое кредитование, составляет Министерство финансов, оно же заключает с ними договоры и доводит до них и к заемщикам объемы государственного кредита и планы финансирования.

Государственное долгосрочное кредитование осуществляется в основном Укрінвестбанком и Укрсоцбанком.

Банки являются финансово-кредитными учреждениями, которые обслуживают движение капиталов и денег. Функции банков следующие:

- привлечение и размещение денежных вкладов и кредитов;

- финансирование капитальных вложений по поручению владельцев или распорядителей инвестированных средств;

- выпуск платежных документов и ценных бумаг (чеков, аккредитивов, акций, облигаций, векселей);

- покупка, продажа и хранение ценных бумаг;

- приобретение права требования поставки товаров и оказания услуг, принятия исполнения таких требований и их инкассация (факторинг);

- доверительные операции (привлечение и размещение средств, управление ценными бумагами) по поручению клиентов;

- предоставление консультационных услуг.

Банки осуществляют указанные операции в пределах, установленных их уставами и лицензиями НБУ.

Уставный фонд акционерного банка может формироваться только за счет собственных средств акционеров. Запрещается увеличивать уставный капитал и создавать новые банки за счет нераспределенной прибыли или средств других фондов. Нельзя делать взносы за счет бюджетных, кредитных и залоговых средств.

Инвестиционные банки - специализированные кредитно-финансовые институты, которые специализируются на операциях с ценными бумагами с целью привлечения средств, осуществления долгосрочного кредитования и финансирования предприятий различных отраслей народного хозяйства.

Инвестиционный банк выполняет следующие функции:

- эмиссия ценных бумаг;

- согласование условий и видов займов (облигаций, акций);

- выпуск и размещение ценных бумаг, в том числе за свой счет;

- гарантия эмиссии (обязательство купить нереализованную часть выпущенных ценных бумаг);

- предоставление обычных и долгосрочных кредитов инвесторам;

- консультационные услуги.

В современных условиях инвестиционные банки, связанные с коммерческими через вложения привлеченных вкладов в прибыльные операции с ценными бумагами предприятий, предоставляют им кредиты под залог ценных бумаг.

Значительное влияние на расширение инвестиционной деятельности, особенно в переходный период, имеет Фонд государственного имущества Украины, на который возложено:

- защита имущественных прав Украины на ее территории и за рубежом;

- осуществление полномочий по проведению приватизации имущества общегосударственной собственности;

- содействие процессу демонополизации экономики и создание условий для конкуренции производителей;

- разработка и контроль за проектами государственных программ приватизации.

При этом Фонд является собственником той части акций акционерных обществ, которая не была реализована в процессе приватизации. На него возложены полномочия по созданию комиссий по приватизации, выдачи лицензий посредникам, привлечению иностранных инвесторов к процессу приватизации путем заключения с ними или их посредниками договоров.

Фонд разрабатывает нормативные акты по вопросам управления государственным имуществом, проводит инвентаризацию, осуществляет аудиторские проверки эффективности его использования, составляет смету расходов внебюджетного фонда и контролирует их использование.

Неотъемлемым участником процесса разгосударствления имущества в Украине на протяжении пяти лет была Национальная сеть центров сертификатных аукционов, а с апреля 1999 г. - Государственная акционерная компания «Национальная сеть аукционных центров», которая создана с целью дальнейшего обеспечения процесса приватизации, содействие развитию фондового рынка, поддержки предпринимательства и ускорение экономических реформ в Украине. ГАК «Национальная сеть сертификатных аукционов» имеет в распоряжении централизованные базы данных по результатам аукционов за приватизационные бумаги и денежные средства, в которых хранится информация о владельцах акций приватизированных предприятий на более чем 7 тысяч предприятий, которые провели первичное размещение акций через сеть аукционных центров. Сочетая информационные и телекоммуникационные возможности, компания оказывает следующие информационно-консультационные услуги:

- подготовка предприятий к приватизации;

- предоставление статистической и аналитической информации об аукционах и предприятия, пакеты которых предлагались для продажи через сеть аукционных центров;

- информационно-аналитическая поддержка участников фондового рынка и потенциальных инвесторов;

- разработка проектов реструктуризации;

- разработка бизнес-планов инвестиционных проектов, инвестиционных меморандумов;

- проведение маркетинговых исследований и анализ конкурентоспособности;

- внедрение системы управления финансами;

- анализ структуры факторов прибыльности предприятий и разработка программы снижения затрат;

- экспертная оценка имущества.

В течение всего периода функционирования основным видом деятельности компании было обеспечение выполнения Государственных программ приватизации по проведению аукционов по приватизационные бумаги, а позже - за денежные средства. Сегодня происходит приватизация не только денежные средства, но и проводятся открытые торги по продаже имущества, находящегося в государственной собственности, объектов незавершенного строительства, пакетов акций.

Специалисты компании изучают и анализируют инвестиционные потребности регионов Украины. Информация о предприятия консолидируется в базе данных инвестиционных предложений и бизнес-планов. Для представления инвестиционных проектов зарубежным партнерам создана и действует программа «Инвестиционный мост», основной целью которой является внедрение механизма ознакомления реального инвестора с инвестиционными возможностями и потенциалом украинских предприятий.

Все предложения относительно инвестиционных проектов раскрывают сущность инвестиционного предложения, ее рыночную ориентацию, желаемую форму участия инвестора, реальную стоимость проекта, прогнозируемые объемы производства, а также позволяют проанализировать финансовое состояние предприятия.

Программа «Инвестиционный мост» продолжила разработку и внедрение проекта по созданию Системы маркетинговой информации, которая внедряется с целью:

- реализации комплекса мероприятий по усовершенствованию движения товаров и услуг от производителя к потребителю;

- обеспечение для производителей товаров и услуг возможности оперативного получения обработанной и систематизированной информации о товарный рынок;

- поддержки и развития частного предпринимательства.

Четко организованная Система реально работающих предприятий с информацией о коммерческих предложений в сочетании с консультационной поддержкой дадут положительный результат относительно налаживания прямых хозяйственных связей, а следовательно, способствовать финансовому оздоровлению предприятий.

Значительное влияние на инвестиционную деятельность должны внебюджетные фонды, через которые государство формирует дополнительные источники финансирования: Государственный инновационный фонд, Фонд содействия занятости, Пенсионный фонд.

Государственный инновационный фонд создан для финансирования и материально-технической поддержки мероприятий по обеспечению развития и использования достижений науки и техники. Формируется Инновационный фонд за счет отчисления предприятиями 1 % от фактического объема реализации продукции, работ и услуг (за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизного сбора) за предыдущий месяц. Рассчитанная сумма отчислений относится на себестоимость продукции. Торговые, снабженческо-сбытовые, посреднические организации делают взносы, исходя из размера валового дохода.

Собранные Инновационным фондом средства распределяются специальными отраслевыми фондами внебюджетных средств - 70 % и областными отделами фонда - 30 %. Средства Инновационного фонда должны быть источниками:

- развития технической и технологической базы предприятий;

- обновление производственных фондов;

- внедрение новых материалов, которые бы отвечали современным требованиям.

2.5. Организационная структура и формы деятельности инвестиционных компаний

Инвестиционные компании - это новая форма кредитно-финансовых институтов, активно начали развиваться в западных странах в послевоенные годы, хотя существовала и в довоенный период.

Инвестиционные компании путем выпуска собственных акций привлекают денежные средства, которые затем вкладывают в ценные бумаги промышленных и других корпораций. Таким образом, за счет приобретения ценных бумаг они осуществляют наравне с другими кредитно-финансовыми институтами финансирование различных отраслей экономики.

Сейчас инвестиционные компании делятся на два типа: закрытые и открытые.

Инвестиционные компании закрытого типа осуществляют выпуск своих акций в определенном количестве. Новый покупатель может купить их у прежних держателей по рыночной цене.

Инвестиционные компании открытого типа, которые называются взаимными фондами, выпускают свои акции постепенно, определенными частями, в основном новым покупателям. Эти акции, как правило, могут передаваться или продаваться. Более удобная организационная форма - компании открытого типа, поскольку постоянная эмиссия позволяет им увеличивать свой денежный капитал и таким образом постоянно наращивать инвестиции в ценные бумаги корпораций.

Особенность инвестиционных компаний заключается в том, что среди их покупателей возрастает доля кредитно-финансовых учреждений и торгово-промышленных корпораций.

Каждый инвестор инвестиционного фонда должен платить комиссионные при покупке для него акций и управлении вкладом. Размер комиссионных различным компаниям и зависит, как правило, от финансовой мощи и репутации компании. В послевоенные годы в развитых капиталистических странах наиболее быстрыми темпами росли компании открытого типа (взаимные фонды). В целом развитие инвестиционных компаний тесно связано с динамикой и масштабностью рынка ценных бумаг: чем выше уровень развития рынка ценных бумаг, тем выше уровень развития инвестиционной компании. Поэтому наибольшее развитие они получили в промышленно развитых капиталистических странах, особенно в США, Канаде, Англии, ФРГ, Японии.

Основой пассивных операций инвестиционных компаний являются привлеченные денежные средства от реализации собственных ценных бумаг, акционерный капитал, резервный фонд, недвижимость компании.

Активные операции инвестиционных компаний имеют определенную специфику и отличаются от операций других небанковских кредитно-финансовых институтов. Дело в том, что основные денежные средства, полученные от продажи собственных акций, инвестиционные компании обоих типов вкладывают в акции различных корпораций и компаний. Почти 80 % активов инвестиционных компаний составляют акции. В последние годы инвестиционные компании диверсифицируют свою деятельность, вкладывая средства в облигации корпораций. Специфика вложений заключается в том, что одни компании концентрируют свои инвестиции в простые акции, другие - в привилегированные, третьи - в облигации. Кроме того, существует отраслевая специализация, когда компания покупает ценные бумаги, например, только железнодорожных или машиностроительных компаний, автомобильных или электронных корпораций.

Развитие инвестиционных компаний зависит от состояния рынка ценных бумаг, в основном акций. Поэтому частые колебания их курсов влияют на финансовое состояние инвестиционных компаний. Падение курсов акций и особенно биржевые крахи, замедляют их развитие, а иногда приводят к банкротствам. В США в середине 70-х - начале 80-х годов темпы их развития существенно снизились, а некоторые компании обанкротились. При этом размер активов инвестиционных компаний существенно снизился.

Инвестиционные компании привлекают к инвестиционной деятельности широкие слои населения, т.е. мелкого инвестора. Благодаря этому удается, во-первых, мобилизовать значительные средства для капиталовложений в экономику, во-вторых, создать определенную иллюзию, что можно стать обладателем акций и таким образом владельцем. С этой целью цены на ценные бумаги устанавливаются низкие, доступны для средних слоев населения. В США, например, они колебались в послевоенные годы от 2 до 20 - 30 долл. Конечно мелкого инвестора привлекают в периоды биржевого бума, когда курсы акций растут. Однако в условиях ухудшения конъюнктуры (особенно при биржевых крахах) они, как правило, несут наибольшие убытки. Практика западных стран показывает, что основными вкладчиками являются крупные индивидуальные и коллективные инвесторы, а контроль за деятельностью инвестиционных компаний осуществляют крупнейшие акционеры.

В 70-е годы возникли новые инвестиционные компании открытого типа, которые получили название взаимных фондов денежного рынка (Money Market Mutual Funds). Такой вид инвестиционных компаний получил развитие, в основном, в США и Канаде. Их название обусловлено тем, что они работают на рынке ценных бумаг в основном с краткосрочными ценными бумагами. Как и другие фонды открытого типа, они тоже выпускают акции. Однако их акции очень дешевые (1 долл. за акцию). При этом стоимость акций не изменяется в результате колебаний ссудного процента, и поэтому имеют твердые цены. Это обусловило широкий приток клиентов в таких фондов, обеспечив им достаточно большие накопления. Так, активы фондов денежного рынка в США с нуля в 1970г. выросли до 200 млрд. долл. в 1982 году, а в начале 90-х годов - до 300 млрд. долл.

Формирование пассивных операций этих компаний осуществляется в основном за счет выпуска дешевых акций. Свои денежные средства они вкладывают в краткосрочные бумаги: краткосрочные государственные (федеральные) облигации (краткосрочные векселя), муниципальные облигации, коммерческие бумаги частных корпораций, а также в финансовые инструменты (акцептованные векселя, депозитные сертификаты банков). Некоторые фонды такого типа специализируются на бумагах только федерального правительства. Фонды денежного рынка имеют определенные льготы по сравнению с другими инвестиционными фондами: они свободны от требований хранить обязательные резервы в Центральном банке (ФРС), не платят налогов за муниципальными облигациями. Кроме того, необходимо отметить еще одно обстоятельство: длительное время процент по их акциям был выше, чем по вкладам коммерческих банков (5,25 %). Более низкий процент в указанных кредитно-финансовых институтах обусловлено инструкцией ФРС. Это обусловило в конце 70-х годов широкий отток денежных средств из коммерческих и сберегательных банков и ссудо-сберегательных ассоциаций до взаимных фондов денежного рынка, что существенно ухудшило ликвидность этих институтов. Поэтому с 1982 года в США было проведено дерегулирование процентных ставок и введены депозитные счета денежного рынка (Money Market Deposit Account), что позволило отрегулировать потоки денежных накоплений между коммерческими банками, ссудо-сберегательными ассоциациями и взаимными фондами денежного рынка. В результате произошло увеличение денежных средств на этих депозитных счетах и начался отток денежных средств из фондов денежного рынка, что существенно сократило размер их активов.

В конце 80-х - начале 90-х годов конкуренция за привлечение денежных средств между банками и фондами вступила в более устойчивую фазу, потому что последние использовали свободу от резервных требований ФРС, а первые пользовались преимуществами федерального страхования депозитов. В то же время, взаимные фонды стали проводить и расширять некоторые спекулятивные операции. Так они начали использоваться для хранения процентных платежей и дивидендов в ожидании реинвестирования. Кроме того, много частных лиц, которые самостоятельно распоряжаются своими активами, имели право открывать здесь собственные акционерные счета (share accounts). Это позволило акционерам довольно быстро и бесплатно переводить денежные средства со счетов взаимных фондов денежного рынка в зависимости от конъюнктуры на счета инвестиционных фондов, занимающихся вложениями в долгосрочные ценные бумаги.

2.6. Развитие инвестиционных компаний в Украине

В Украине опыт работы инвестиционных фондов (ИФ) и инвестиционных компаний (ИК) насчитывает около 5 лет. На конец 1998 года в стране действовало 159 инвестиционных фондов и 129 инвестиционных компаний, а общий объем эмиссии ценных сертификатов составил 1,47 млрд. грн. Указанная сумма эмиссий сформирована, главным образом, за счет приватизационных сертификатов.

По условиям функционирования инвестиционные фонды и инвестиционные компании относятся к портфельных инвесторов, они не ориентируются на установление контроля за деятельностью предприятий. Их миссия и возможности, предоставляемые законодательством, в этом плане ограничены. В Украине инвестиционные фонды и инвестиционные компании не могут владеть более чем 10 % акций одного эмитента (25 % - если акции приобретены за приватизационные сертификаты). Одновременно ИФ и ИК принимают довольно активное участие в общем собрании акционеров, пытаются делегировать своих представителей в состав наблюдательных советов акционерных обществ, регулярно получают информацию о состоянии дел на предприятии.

Задачей ИК и ИФ является решение проблем, которые возникают в непрофессиональных субъектов при самостоятельном инвестировании на рынке акций. К каким проблемам можно отнести:

1) проблему выбора объекта инвестирования. Ее эффективное решение зависит от компетентности инвестора, объема и достоверности информации, которой он владеет. Проведение даже простого сравнительного анализа в рамках фондового рынка требует получения и обработки весьма значительного по объему информации. Инвестору необходимо определить доходность акций отдельных эмитентов, секторов экономики, проследить динамику курсов за определенный период времени и т.д.;

2) отдельные привлекательные финансовые инструменты могут быть просто недоступны для мелких непрофессиональных инвесторов. Акции с самым высоким уровнем ликвидности обращающихся на биржевых рынках, а участниками биржевых операций могут выступать только профессионалы - продавцы ценных бумаг, которые обслуживают достаточно масштабные операции с ценными бумагами.

Появление в Украине ИФ и ИК связана, главным образом, с приватизацией. Учредители ИФ и ИК основном рассчитывали на получение приватизационных доходов за счет:

а) приобретение акций инвестиционно привлекательных предприятий, от которых в дальнейшем можно получить определенный доход - дивиденды, продажа по более высокой цене;

б) предоставление услуг в приобретении акций под заказ - для тех клиентов, которые были лишены возможности участвовать в сертификатных аукционах.

Для этого многие ИФ и ИК осуществляли фактическую скупку приватизационных сертификатов у граждан по следующей схеме: граждане обменивали свои «ваучеры» на инвестиционные сертификаты ИФ или ИК, которые тут же спорідена для ИФ или ИК фирма у них выкупала.

Результаты деятельности нынешних ИФ и ИК такие, что их участники не имеют никакой выгоды. Причины этого - плохой подбор пакетов акций, приобретение акций по очень завышенным ценам, неэффективная работа по управлению инвестиционным портфелем и др. Эти обстоятельства в сочетании с финансовым кризисом 1998 года, продолжительной рецессией в украинской экономике поставили много ИФ и ИК на грань выживания. К тому же их учредители заметно снизили интерес к предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг.

Фактором, уменьшает интерес к ИФ и ИК, является то, что в Украине практически действуют только фонды закрытого типа, которые составляют 95 % от общего количества ИФ и ИК Украины. Такие структуры не осуществляют текущего выкупа своих ценных бумаг, а потому неинтересны для реальных инвесторов. Инвестор (особенно непрофессиональный) желает постоянно конвертировать ценные бумаги в деньги. Владение ценными бумагами закрытого фонда не предоставляет в этом плане никакого выигрыша по сравнению с владениями акциями обычного эмитента. В целом, как свидетельствует мировая практика, инвесторы отдают безоговорочное предпочтение открытым фондам. Так, в США активы компаний открытого типа составляют примерно 95 % от активов инвестиционных компаний вообще.

Инвестиционный фонд - это юридическое лицо, основанное в форме закрытого акционерного общества, осуществляет свою деятельность, связанную с привлечением средств за счет эмиссии собственных ценных бумаг и инвестированием собственных средств в ценные бумаги других эмитентов.

Инвестиционные фонды являются дилерами и подразделяются на открытые и закрытые. Открытый инвестиционный фонд выпускает инвестиционные сертификаты с обязательствами перед участниками относительно их выкупа, а закрытый инвестиционный фонд осуществляет выпуск инвестиционных сертификатов без взятия обязательств об их выкупе.

Устав инвестиционного фонда должен составлять не менее 2 тысяч минимальных заработных плат, установленных на момент его регистрации, и может формироваться за счет взносов в виде денежных средств, ценных бумаг и недвижимого имущества. Доля последнего не должна превышать 25 %.

Физические и юридические лица, которые приобрели инвестиционный сертификат (ценная бумага, выпускаемая исключительно инвестиционным фондом или инвестиционной компанией и дает владельцу право на получение дохода в виде дивидендов), становятся участниками инвестиционного фонда.

Инвестиционный сертификат должен содержать следующие реквизиты: фирменное наименование инвестиционного фонда; его местонахождение; наименование ценной бумаги («инвестиционный сертификат») и его порядковый номер; дату выпуска; вид инвестиционного сертификата (именной, на предъявителя); номинальную стоимость; имя собственника (для именного инвестиционного сертификата); срок выплаты дивидендов; подпись должностного лица - инвестиционного управляющего или другого уполномоченного лица; печать инвестиционного фонда.

Для выпуска инвестиционных сертификатов составляется договор с инвестиционным управляющим, который управляет активами фонда, организует продажу инвестиционных сертификатов, подсчитывает стоимость чистых активов (совместно с депозитарием) в расчете на один выпущенный инвестиционный сертификат. За выполнение обязанностей инвестиционному управляющему выплачивается вознаграждение в размере, не превышающем 5 % среднегодовой стоимости чистых активов инвестиционного фонда, или 10 %, если активы инвестиционного фонда более чем на 50 % сформированы за счет приватизационных бумаг.

Государство накладывает ограничения на деятельность инвестиционных фондов с целью снижения риска капиталовложений в акции фонда. Это касается следующих моментов:

- инвестиционный фонд не имеет право держать в своих активах более 10 % ценных бумаг одного эмитента (25 % - при условии их приобретения за приватизационные бумаги) и инвестировать более 5 % своих активов в ценные бумаги одного эмитента;

- не имеет права держать в ценных бумагах менее 70 % активов инвестиционного фонда;

- заниматься представительской деятельностью с приватизационными бумагами;

- осуществлять инвестиции в ценные бумаги, эмитентом которых является аффилированное лицо инвестиционного фонда;

- брать банковские кредиты, кроме случаев, когда этот кредит будет использован для выкупа открытым фондом своих инвестиционных сертификатов.

Инвестиционная компания (инвестиционный дилер) - торговец ценными бумагами, который привлекает средства для совместного инвестирования путем эмиссии и размещения ценных бумаг.

Для осуществления совместного инвестирования ИК должна учредить взаимный фонд, провести регистрацию выпуска инвестиционных сертификатов, опубликовать инвестиционную декларацию и информацию о выпуске ею инвестиционных сертификатов.

Инвестиционная декларация (согласно п. 10 Положение «Об инвестиционных фондах и инвестиционных компаниях») содержит следующие реквизиты:

- название документа («инвестиционная декларация»);

- название, вид и местонахождение инвестиционного фонда, размер уставного фонда;

- основные направления, предмет, цели и ограничения инвестиционной деятельности инвестиционного фонда, порядок продажи инвестиционных сертификатов;

- сведения о выпуске инвестиционных сертификатов, обязательств по их выкупу, последствия невыполнения таких обязательств;

- комиссионные, вознаграждения и расходы, которые могут выплачиваться за счет средств инвестиционного фонда;

- место, сроки и порядок уплаты дивидендов;

- предостережение относительно создания каких-либо специальных или резервных фондов.

Эмиссию инвестиционных сертификатов инвестиционный фонд и взаимный фонд инвестиционной компании осуществляют после регистрации их выпуска Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.

Фонды имеют право осуществлять общую эмиссию инвестиционных сертификатов на сумму, размер которой не должен превышать 15-кратный размер их уставных фондов.

Деятельность ИФ и ИК должен контролировать независимый аудитор или аудиторская фирма. Антимонопольный комитет обязан следить за соблюдением антимонопольного законодательства. Согласно п. 28 Положение «Об инвестиционных фондах и инвестиционные компании» ИФ или ИК должны сообщить в 5-дневный срок Антимонопольный комитет в случае заключения договоров о приобретении ими 10 % ценных бумаг.

Развитие институтов совместного инвестирования переживает сегодня существенную кризис. Специфика нынешнего состояния такова, что инвестиционные фонды, инвестиционные компании, которые обслужили более 30 млн. юридических и физических лиц в процессе массовой приватизации, приняли на себя всю ответственность за непоследовательность и правовое несовершенство концепции массовой приватизации, ухудшение финансового состояния приватизированных предприятий, за отсутствие корпоративной культуры основных участников фондового рынка.

На сегодняшний день сценарий дальнейшего развития событий вокруг инвестиционных фондов и инвестиционных компаний может выглядеть следующим образом.

1. Оптимистичный сценарий. Закрытие инвестиционных фондов и инвестиционных компаний проходит без скандалов вокруг легитимности сертификатной приватизации. Инвестиционные фонды и инвестиционные компании рассчитываются со своими клиентами и реорганизуют свою деятельность на новой законодательной базе.

2. Пессимистический сценарий. Провозглашается ошибочность государственной политики приватизации с использованием приватизационных имущественных сертификатов. Силовые органы начинают массовый пересмотр ее результатов. Большинство финансовых посредников покидают фондовый рынок.

3. Реалистичный сценарий. На государственном уровне принимаются законодательные акты, которые позволяют работать инвестиционным фондам и инвестиционным компаниям на фондовом рынке в сложившихся условиях. Но отсутствие высокодоходных инструментов и ликвидного фондового рынка не позволит ИФ и ИК эффективно работать со средствами населения.

09.12.99 пять ведущих компаний фондового рынка приняли концепцию реформирования законодательной базы, необходимой для развития инвестиционных фондов и инвестиционных компаний. Основные моменты заключаются в следующем:

- пересмотр подходов к самих институтов совместного инвестирования. Необходимо снять ограничения относительно объема и направлений инвестиций, оставив только требования к диверсификации собственных активов;

- либерализация валютного законодательства Украины для инвестиционных фондов и инвестиционных компаний с правом управляющего компании инвестировать средства фонда в инвестиционные фонды или корпоративные бумаги западноевропейских фондовых бирж в соответствии с процедурой, устанавливаемой Нацбанком;

- принятие мер по защите денежных средств участников, позволяющие держать их в валюте с длинной позицией.

Вопросы для проверки усвоенных знаний

1. Дайте характеристику субъектов инвестиционной деятельности и их деятельности на инвестиционных рынках.

2. Заполните схему «Классификация субъектов инвестирования».

3. Охарактеризуйте инвестиционную деятельность нефинансовых фирм.

4. Дайте характеристику государства-инвестора.

5. Приведите способы и условия привлечения частного капитала в сектор экономической инфраструктуры.

6. Охарактеризуйте государственное регулирование инвестиционного процесса.

7. Дайте характеристику государственному регулированию рынка ценных бумаг.

8. Как влияет финансово-кредитная система на инвестиционный процесс?

9. Какие функции выполняет инвестиционный банк?

10. Охарактеризуйте деятельность инвестиционной компании.

11. Какие ограничения накладывает государство на деятельность инвестиционных фондов?

12. Дайте характеристику деятельности институтов совместного инвестирования.

Тесты для проведения контроля

1. Формами опосредованного влияния государства на инвестиционный процесс являются:

а) государственное кредитование, государственные займы, разгосударствление и приватизация, налоги на иностранные инвестиции, амортизационная политика, стандартизация;

б) антимонопольные меры, стандартизация, лицензирование и квотирование, государственный лизинг, амортизационная политика, налоговое регулирование, государственное кредитование, государственные займы, разгосударствление и приватизация;

в) налоговые льготы, субсидирование национального инвестора, государственное кредитование, государственный лизинг, стандартизация, антимонопольные меры;

г) государственное кредитование, амортизационная политика, бюджетная политика, налоговая политика, стандартизация, лицензирование и квотирование.

2. Защита национального инвестиционного рынка осуществляется посредством:

а) высоких таможенных пошлин на импортируемые товары, налогов на иностранные инвестиции, ограничения или запрещения ввоза отдельных товаров, поощрения развития национального товаропроизводителя, субсидирование национального инвестора;

б) таможенной политики, налоговой политики, разгосударствления и приватизации;

в) налоговой политики, ограничения или запрещения ввоза отдельных товаров;

г) государственных субсидий и таможенной политики.

3. Обеспечение благоприятного инвестиционного климата осуществляется через:

а) налоговые льготы или каникулы, льготные кредиты, стандартизацию;

б) государственные субсидии, льготные кредиты, налоговые льготы или каникулы, поощрение создания предприятий с иностранными инвестициями;

в) таможенную политику и государственные субсидии;

г) налоговую политику и льготные кредиты.

4. Инвестиционный фонд - это юридическое лицо, основанное в форме закрытого акционерного общества, что:

а) осуществляет деятельность, связанную с привлечением средств за счет эмиссии собственных ценных бумаг и инвестирования собственных средств в ценные бумаги других эмитентов;

б) осуществляет деятельность, связанную с привлечением средств за счет эмиссии ценных бумаг других компаний и инвестирования этих средств в собственные ценные бумаги;

в) осуществляет деятельность, связанную с привлечением средств от продажи материальных ценностей в инвестиционную деятельность других компаний;

г) осуществляет деятельность, связанную с привлечением средств за счет эмиссии собственных ценных бумаг и инвестирования собственных средств в собственные ценные бумаги.

Книга: Инвестиции - Данилов

СОДЕРЖАНИЕ

1. Инвестиции - Данилов
2. Организационно-экономические основы инвестирования Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционной деятельности
3. Глава 2. Субъекты инвестиционной деятельности
4. Глава 3. Иностранные инвестиции
5. Глава 4. Свободные экономические зоны
6. Финансовые инвестиции Глава 5. Ценные бумаги: порядок их выпуска и обращения
7. 6. Институты рынка ценных бумаг
8. Глава 7. Фондовые и биржевые индексы
9. Глава 8. Управление портфелем ценных бумаг
10. Реальные инвестиции Глава 9. Характеристика и обоснование реальных инвестиции
11. Глава 10. Диагностика принятия инвестиционных решений
12. Глава 11. Финансовое планирование капиталовложений
13. Глава 12. Оценка и страхование рисков проекта
14. Приложение № 2 Фонды, которые предоставляют гранты и кредиты
15. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

На предыдущую