lybs.ru
Три вещи есть угодно Богу и людям: согласие братьев, милосердие к ближним и согласие между мужем и женой. / Павел Мовчан


Книга: Инвестиции - Данилов


Глава 3. Иностранные инвестиции

3.2. Проблемы иностранного инвестирования в Украине.

3.3. Государственная политика поощрения иностранных инвестиций.

3.4. Институты международной инвестиционной деятельности.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, государственные инвестиции, частные инвестиции, прямые инвестиции, портфельные инвестиции, иностранные инвесторы, инвестиционная политика, Международный валютный фонд, Всемирный банк.

3.1. Сущность иностранных инвестиций и их классификация

Определение категории «иностранные инвестиции» является ключевым вопросом для законодателя, поскольку таким образом он определяет круг правоотношений, которые подчинены регулятивном процесса данного законодательства.

Признавая то или иное лицо иностранным инвестором, государство тем самым признает его право на льготы и гарантии, провозглашенные в Законе «О режиме иностранного инвестирования».

Согласно Закону Украины «О режиме иностранного инвестирования» под иностранными инвестициями понимают все «ценности, которые вкладываются иностранными инвесторами в объекты инвестиционной деятельности соответственно законодательству Украины с целью получения прибыли или достижения социального эффекта».

Иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестиции в следующих формах:

- участие иностранных инвесторов в предприятиях Украины;

-создание предприятий, которые полностью принадлежат иностранным инвесторам;

- приобретение действующих предприятий;

- приобретение движимого и недвижимого имущества (земельные участки, здания, оборудование, транспорт и т.д.).

Говоря об иностранных инвестициях, необходимо, прежде всего, разграничивать государственные и частные инвестиции.

Государственные инвестиции - это займы, кредиты, которые одно государство или группа государств предоставляет другому государству. В этом случае речь идет об отношениях между государствами, которые регулируются международными договорами и к которым применяются нормы международного права. Возможны и диагональные отношения, когда консорциум (группа) частных банков предоставляет инвестиции государству.

Под частными понимают инвестиции, которые предоставляют частные фирмы, компании или граждане одной страны соответствующим субъектам другой страны. Инвестиционные отношения настолько сложны и многогранны, что нередко отношения между государствами тесно связаны с отношениями между частными инвесторами. Такая связь всего проявляется, когда инвестор передает свои права и требования государству.

Возможна и более сложная конструкция отношений, когда материальные обязательства государства-должника по полученным кредитам (например, выплата процентов) удовлетворяются за счет полной или частичной стоимости имущественных прав частного инвестора в стране должника (например, предоставление прав на разработку природных ресурсов).

Перечень видов (форм) иностранных инвестиций, что предоставляется в законодательных актах и международных договорах, является примерным, а не исчерпывающим, поскольку понятие инвестиций охватывает все виды имущественных ценностей, которые иностранный инвестор вкладывает на территории принимающей стороны.

В этот перечень входят: движимое и недвижимое имущество (помещения, сооружения и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные права, включая залог; денежные средства; акции, вклады, облигации или любые другие формы участия в товариществах, предприятиях, в том числе и совместных; право требования по денежным вкладам, которые вносятся для создания экономических ценностей, или услугам, имеющим экономическую ценность; права на результаты интеллектуальной деятельности, определяемые как права на интеллектуальную (в том числе и промышленную) собственность; права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора, включая частично право на разведку и эксплуатацию природных ресурсов.

В зависимости от степени контроля над зарубежными компаниями инвестиции делятся на прямые и портфельные.

Прямые инвестиции - основная форма экспорта частного капитала, обеспечивающая установление эффективного контроля и дающая право непосредственного распоряжения зарубежной компанией. По определению МВФ, прямые иностранные инвестиции существуют в том случае, когда иностранный собственник владеет не менее чем 25 % уставного капитала акционерного общества (согласно американскому законодательству - не менее 10 %, в странах Европейского Сообщества - 20 - 25 %, в Канаде, Австралии и Новой Зеландии - 50 %).

Прямые инвестиции делятся на две группы:

- трансконтинентальные капитальные вложения, обусловленные лучшими условиями рынка, то есть тогда, когда существует возможность поставлять товары с нового производственного комплекса непосредственно на рынок данной страны (континента). Расходы играют в этом случае незначительную роль, главное - нахождение на рынке. Разница в издержках производства по сравнению с материнской компанией является меньшим фактором влияния на размещение производства на данном континенте. Издержки производства являются решающими для определения страны данного континента, в которой необходимо создать новые производственные мощности;

- транснациональные вложения - прямые вложения, часто в соседней стране. Цель - минимизация издержек по сравнению с материнской компанией.

Черты, характерные для прямых инвестиций:

- при прямых зарубежных инвестициях инвесторы, как правило, лишаются возможности быстрого ухода с рынка;

- большая степень риска и большая сумма, чем при портфельных инвестициях;

- более высокий срок капиталовложений, характерных для стран-импортеров иностранного капитала.

Прямые иностранные инвестиции направляются в принимающие страны двумя путями:

- организация новых предприятий;

- покупка или поглощение уже действующих компаний.

С точки зрения прямых затрат, первый путь дешевле второго, однако по параметру «Упущенная выгода» второй путь целесообразнее.

Портфельные инвестиции - капитальные вложения, доля которых в капитале ниже предела, определенного для прямых инвестиции. Портфельные инвестиции не обеспечивают контроля за заграничными компаниями, ограничивая прерогативы инвестора получением доли прибыли (дивидендов).

В ряде случаев международные корпорации реально контролируют иностранные предприятия, обладая портфельными инвестициями, в силу двух причин:

- за значительной распыленности акций среди инвесторов;

- наличие дополнительных договорных обязательств, ограничивающих оперативную самостоятельность иностранной фирмы, (лицензионные и франчайзинговые соглашения, контракты на маркетинговые услуги и техническое обслуживание).

Повышение роли портфельных инвестиций в послевоенные годы связано с возможностью проведения спекулятивных операций, увеличению масштабов которых способствовал ряд факторов: интернационализация деятельности фондовых бирж, снятие ограничений на допуск иностранных компаний на многих крупнейших фондовых биржах, расширение международных операций банков с ценными бумагами пенсионных фондов и других сберегательных учреждений.

Таблица 3.1

Классификация иностранных инвестиций

С институциональной природой (источниками)

частные государственные межгосударственных организаций негосударственных организаций смешанные

С целью инвестирования

достижение финансовой цели (получение процентов за пользование кредитом, займом и др. формами заемного капитала) достижения предпринимательской цели (установление контроля над предприятием, получения информации о деятельности предприятия, недопущение конкурентов на рынок) достижения другой цели (установления влияния на суверенный субъект, санация межгосударственных экономических связей)

По форме оформления

явные инвестиции (юридически правильно оформлены проводки капитала) скрытые инвестиции (оформленные в виде инвестиций перетока капитала, например, потоки капитала между филиалами ТНК, имеющийся вывоз капитала через ценные бумаги) «черные инвестиции» (средства, полученные незаконным путем, происхождение которых не прослеживается, являются легитимными через принимающие страны)

По характеристикам потоков капитала

Геополитическая направленность:

развивающиеся страны - развивающиеся страны развитые страны - развивающиеся страны развитые страны - развитые страны интернациональные

Степень возврата:

что возвращаются (кредиты, займы и т.д.) рисковые (доля в собственности капитала) не возвращаются (техническая помощь международных организаций)

По степени первичности:

первичные реинвестиции

По величине

мелкие средние крупные очень крупные

По характеристикам принимающей стороны

За режимами принимающей стороны:

ограниченный режим национальный режим льготный режим режим принуждения

По характеру использования инвестиционных капиталов:

инвестиции, «проедаются» амортизационные и сырьевые инвестиции, экстенсивные инвестиции инновационные инвестиции

По формам осуществления инвестиций:

адресная (целевая) техническая помощь программа обучения специалистов и информационной поддержки бизнеса кредиты и займы (в том числе льготные) концессии иностранные предприятия (филиалы материнских фирм) на территории принимающей стороны, совместные предприятия и свободные экономические зоны

Определение круга лиц, которые признаются иностранными инвесторами, имеет существенное практическое значение. Во-первых, от признания лица иностранным инвестором зависит получение соответствующих прав и льгот, предоставляемых внутренним законодательством и международными договорами. Во-вторых, статус иностранного инвестора имеет значение при регистрации, допуске к осуществлению хозяйственной деятельности. В-третьих, если лицо признано инвестором в определенном государстве, на нее могут распространяться гарантии и другие условия, предусмотренные международным договором с соответствующей страной, а также дипломатическая защита со стороны страны инвестора.

Перечень инвесторов в соответствии с законами различных государств в основном совпадает, хотя существуют определенные разногласия.

К числу иностранных инвесторов обычно относят следующие категории субъектов:

- иностранные юридические лица;

- иностранные физические лица (иностранные лица, лица без гражданства);

- отечественные граждане, проживающие за рубежом;

- иностранные государства;

- международные организации.

Таблица 3.2

Основные формы выхода на зарубежные рынки

Форма выхода

Преимущества

Недостатки

Экспорт

Сохранение контроля;

поддержка производства в стране

Уязвимость перед зарубежными протекционистскими барьерами

Контрактные кооперационные соглашения:

лицензирование франчайзинг

Невысокая потребность в инвестициях

Минимальный уровень реального контроля

Совместные предприятия

Минимальность риска;

потребность в меньших затратах, чем в случае создания собственной производственной филиала

Необходимость високодеталізованої контрактной работы;

сложность управления

Создание за рубежом собственной производственной филиала

Обеспечение полного контроля; локализация производства

Необходимость значительных инвестиций; возможна непопулярность с политической точки зрения

Осуществление инвестиций связано с определенным риском для иностранного инвестора. Возможность таких рисков, которые часто называются «некоммерческими», увеличивается при политической и экономической нестабильности в принимающей стране, при возникновении вооруженных конфликтов, введении чрезвычайного положения и т.п. Все это обостряет вопрос о гарантиях и делает необходимым установление определенных гарантий как во внутреннем законодательстве, так и в международных договорах.

3.2. Проблемы иностранного инвестирования

Украина не имеет достаточных внутренних финансовых ресурсов для решения экономических и социальных проблем. Даже по приблизительным подсчетам наша экономика ежегодно нуждается почти 40 млрд. иностранных инвестиций.

Первое место за дефицитом инвестиций занимает гірничоресурсний сектор, в частности, угледобывающая и нефтегазовая промышленность. Так, годовая потребность в финансировании модернизации, реконструкции и закрытии угольных шахт превышает 8 млрд. долларов. Этот дефицит средств критичен, поскольку более 70 % их нуждаются предприятия, размещенные в регионах повышенного социального напряжения. Минимум по 3 млрд. долларов годовых инвестиций требуют программы доразведки и освоения нефтегазовых месторождений Днепро-Донецкой угловини и Черноморско-Азовского шельфа. Минимальная потребность в финансах для освоения месторождений газа и нефти по кооперации со странами СНГ составляет 1,7 млрд. долларов. Дефицит средств для модернизации и расширения транспортной инфраструктуры топливно-энергетического комплекса составляет 2 млрд. долларов в газовой, 0,7 млрд. долларов в нефтяной и 0,4 млрд. долларов в угольной промышленности.

Не менее опасным для сохранения производственного потенциала стратегических отраслей металлургии является недостаток средств для доразведки и ввода в действие ряда рудных и минеральных месторождений. От этого, прежде всего, страдают проекты освоения месторождений никелево-хромовых (Николаевская и Одесская области), медно-никелевых (Волынская область), полиметаллических (Донецкая область) и композитных руд (Днепропетровская и Кировоградская области). Без ежегодного поступления 0,7 млрд. долларов на обеспечение государства внутренними стратегическими рудными ресурсами немало украинских предприятий обречены на полную ликвидацию или частичное перепрофилирование. 0,8 млрд. долларов годовых инвестиций необходимы для обустройства минеральных месторождений химического сырья (Крым и Львовская область). Без них отечественное производство калийных удобрений останется на уровне 1973 года.

Второе место по сумме необходимых инвестиций после гірничоресурсного сектора занимает тяжелая промышленность. Минимальная потребность в средствах для черной металлургии, составляет 6 млрд. долларов, для машиностроения - 5,1 млрд., цветной металлургии и горно-химической промышленности - 4 млрд., химической и нефтехимической - 3,3 млрд. Актуальным является инвестирование базовых отраслей, которые не развиваются из-за недостатка собственных средств, однако являются приоритетными в структуре национальной экономики, причем приоритеты определяются не директивно, а на традиционных рынках сбыта украинских предприятий. С каждым годом на рынках отечественная продукция динамично и целенаправленно вытесняется конкурентами из других стран. Такая перспектива дает основания реально планировать сокращение валютных поступлений.

К таким отраслям относятся: экспортные производства АПК (сахарная, масложировая, виноробно-спиртовая отрасли); ракетно-космическая, самолетостроительная, судостроительная, электронная отрасли - в машиностроении; фармакологическая, биотехнологическая, агрохимическая - в химии.

На третьем месте по сумме необходимых инвестиций - сектор услуг, прежде всего жилищно-строительный комплекс и курортно-туристическая инфраструктура. Критическая граница потребностей в инвестициях для коммунального и жилищного строительства в Украине значительно превышает 10 млрд. долларов.

Отдельным критическим блоком потребностей этого сектора является инвестирование телекоммуникационной связи. В 1992 - 1999 годах Украина входила в пятерку ведущих стран мира за полнотой научно-производственного потенциала в телекоммуникациях, обладая рабочим потенциалом обеспечения почти полного цикла по производству и эксплуатации космической и оптоволоконной связи. Лидерами в годовых потребностях есть проекты расширения абонентской телефонной сети (2 млрд. долларов), программы по конверсии и использования основных фондов на некоторых предприятиях ВПК и обороны (1,2 млрд.), программы запуска орбитальных и модернизации наземных трансляторов (0,5 - 0,8 млрд. долларов).

За период с 1992 до 1998 года объемы иностранных инвестиций в экономику Украины были незначительными. Так, в 1992 году они составляли 3,8 % ВВП, в 1993 - 4 %, 1994 - 1,3 %, 1995 - 1,42 %, 1996 - 1,22 %, в 1997 - 1,25 % (табл. 3.3). В целом в Украине иностранные инвестиции составляют 5,3 % от общих капиталовложений (1997), тогда как, например, в Беларуси этот показатель равен 8 %, в Кыргызстане - 31 %, а в Азербайджане - 77 %.

Анализ объемов и направлений использования иностранных инвестиций свидетельствует, что они незначительны по размерам и используются неэффективно.

Большое количество инвесторов, которые обладают реальными финансовыми ресурсами и мотивацией, обусловленной состоянием мирового рынка, требует от страны-реципиента инвестиций малейшего цикла обращения капиталов.

Таблица 3.3

Показатели поступлений инвестиций в экономику Украины за 1994-1999 гг. *

Показатели

1994

1995

1996

1997

1998

1999

Прямые иностранные инвестиции, млн. долл. (на конец периода)

367

896,9

1438,2

2056,9

2706,9

3457

Прирост прямых иностранных инвестиций к предыдущему году, млн. долл.

147,6

529,9

541,3

618,7

650

750

Отношение прямых иностранных инвестиций к ВВП, %

1,28

1,42

1,22

1,25

1,78

2,55

Капитальные вложения, млн. грн.

2300

9378,2

12557,3

10416

13500

16000

Доля капитальных вложений в ВВП, %

19,1

17,2

15,4

11,3

13,2

13,6

Отношение прямых иностранных инвестиций в валовых инвестиций, %

6,0

5,2

4,0

5,3

4,2

3,9

*По данным Госкомстата Украины

В Украине такая ситуация сложилась в некоторых подотраслях транспорта (все виды услуг фрахта, упаковки, экспедирования, страхования перевозок, крюїнгу, бункеровка на флоте и оптовой поставке горюче-смазочных материалов для автотранспорта), в оптово-торговых звеньях химической, металлургической и пищевой промышленности. В этих подотраслях большинство оборота практически монополизирован предприятиями с иностранными инвестициями, тогда как в использовании и модернизации базовых фондов отраслей доля иностранных инвесторов мизерная.

Основными негативными признаками инвестиционного климата в экономике Украины сегодня являются:

- стагнация на рынке внутренних инвестиций;

- нестабильная законодательная база по вопросам иностранного инвестирования;

- низкий уровень развития инфраструктуры инвестиционного рынка;

- ухудшение платежеспособного способности населения;

- инфляция, которая разрушительным образом действует на все стороны хозяйственной жизни, особенно на отрасли с сезонным характером производства и длительным производственным циклом, и является преградой стабилизации финансового состояния предприятий;

- спад производства, глубина которого зависит от масштабов унаследованных деформаций в структуре экономики, ограничения спроса, что происходит в процессе макроэкономической стабилизации, а также от сроков, в течение которых они происходят;

- снижение накоплений инвестиционной активности, которые теряют значение при высокой инфляции. Накопление восстанавливаются после достижения положительной (относительно уровня инфляции) ставки банковского процента. Они эффективно трансформируются в инвестиции (прежде всего производственные) только при достижении устойчивой макроэкономической стабилизации;

- ограничение возможности государства регулировать хозяйственные процессы, криминализация их заметной части, которая особенно сильно проявляется там, где отсутствуют устоявшиеся и общепризнанные правовые ограничения, отработанные инструменты поддержания законности и правопорядка;

- дифференциация доходов и материального обеспечения, социальное расслоение, что частично усиливаются вследствие ликвидации уравнительного распределения, в основном, под влиянием инфляции, которая всегда приводит к перераспределению доходов в сторону убытков менее состоятельных слоев населения;

- рост безработицы, возникает в результате спада производства и структурных сдвигов в экономике, необходимость перераспределения значительной части рабочей силы между отраслями и регионами;

- проблема инвестиций на замещение и обновление производственного аппарата, пополнение оборотных средств.

Резервы стабилизации и роста производства за счет использования имеющихся производственных мощностей при увеличении спроса, которые кажутся значительными, на самом деле не столь велики, поскольку даже при увеличении масштабов производства на этих мощностях издержки и качество продукции не будут отвечать новым требованиям и не обеспечат ее конкурентоспособности.

Поэтому проблема заключается именно в инвестициях. Сущность ее не просто в наращивании объемов. Повышение доли потребления в ВВП при относительном сокращении инвестиций является, с одной стороны, естественным желанием населения сохранить в период кризиса, прежде всего, уровень жизни. Но с другой - сокращение объема инвестиций в переходный период составляет неизбежно в процессе смены режимов воспроизводства основного капитала: от свойственного системе планово-распределительного режима, при котором эффективность вложений снижалась, пополнялась ростом их объемов, к режиму, при котором рост эффективности инвестиций позволит получить больший результат при тех же объемах или в объемах, уменьшаются.

Поэтому главное в проблеме инвестиций - их эффективность, создание условий для вложений в наиболее эффективные, конкурентоспособные производства, дающие быструю отдачу, позволяющие максимально увеличить доходы предприятий, населения и бюджета, ограничить капиталовложения и другие затраты, которые приводят к разбазариванию ресурсов и усилению инфляции.

3.3. Государственная политика поощрения иностранных инвестиций

Решающая роль в изменении сложившейся ситуации с инвестиционным климатом Украины, принадлежит государственной политике в отношении иностранных инвестиций.

Под инвестиционной политикой понимается совокупность государственных подходов и решений, определяющих направления использования капитальных вложений в сферах и отраслях экономики; мобилизацию средств предприятий и создание благоприятного климата для иностранных инвесторов за счет введения налоговых и других льгот; институциональную определенность в управлении процессом привлечения, планирования и реализации инвестиций и дебюрократизацию деятельности соответствующих организационных структур. Особое значение в этом аспекте имеет правовое регулирование инвестиционной деятельности, которое, как правило, предлагает законодательство о собственности, включая положения о иностранные инвестиции; налоговое законодательство, в том числе в отношении иностранных инвесторов; законодательство о труде, социальную защищенность отдельных групп населения; антимонопольное законодательство: законодательство об охране природы в связи с производственной деятельностью и др.

Представление о законодательной базе Украины в области регулирования иностранных инвестиций дает следующий перечень:

- Закон Украины «Об иностранных инвестициях» от 13.03.92 № 2198-ХХІ;

- Декрет Кабинета Министров «О режиме иностранного инвестирования» от 20.05.93 № 55-93;

- Закон Украины «О режиме иностранного инвестирования» от 19.03.96 № 93-96 ВР;

- Указ Президента Украины «О некоторых вопросах иностранного инвестирования» от 07.07.98 № 748/98 (действует с 14.09.98);

- Постановление Верховной Рады Украины «О внесении изменения в Постановление Верховной Рады Украины «О порядке введения в действие Закона Украины «О режиме иностранного инвестирования» от 06.07.99 № 823-XIV;

- Указ Президента Украины «о соглашениях О разделе продукции» от 25.05.99 № 564/99 (действует с 29.06.99).

В Украине уже введены такие важнейшие изменения в сфере регулирования инвестиционной деятельности:

- урегулированы отношения по распределению продукции, полученной от добычи полезных ископаемых на территории Украины;

- определены условия концессии государственного и коммунального имущества.

Значительное влияние на инвестиционный климат в Украине имеет Закон «О разделе продукции» от 14.09.99, который регулирует отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения действия соглашений о разделе продукции. Согласно соглашения о распределении продукции Украина поручает инвестору проводить поиск, разведку и добычу полезных ископаемых на определенном участке недр, а инвестор обязуется выполнить порученную ему работу за свой счет и на свой риск при условии, что впоследствии компенсирует свои затраты и получит вознаграждение в виде части продукции.

Закон «О разделе продукции» определяет следующие условия и льготы для инвестора:

- соглашение о разделе продукции заключаются с победителем конкурса, проведенного в соответствии с порядком, определенным в законе, что создает равные стартовые условия для потенциальных инвесторов;

- государство гарантирует, что к правам и обязанностям сторон, определенных в соглашении о распределении продукции, в течение срока ее действия будет применяться законодательство, действующее на момент его заключения. Это положение существенно снижает риск для инвестора;

- на инвестора не распространяется действие нормативно-правовых актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, если такие акты ограничивают права инвестора, определенные в соглашении о разделе продукции, за исключением предписаний органов государственного контроля и надзора за пользованием недрами; в соглашениях о разделе продукции, заключаемых с участием иностранного инвестора, предусмотрен отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного решения;

- взыскание средств с банковских счетов, которые открыл инвестор на территории Украины для обслуживания деятельности, предусмотренной в соглашении о разделе продукции, нельзя осуществлять в безакцептном порядке; для трудоустройства в Украине иностранцев, которых нанял инвестор в рамках и по специальностям, определенным в соглашении о разделе продукции, не нужно получать разрешения на трудоустройство.

С другой стороны, Закон устанавливает нормы, которые будут ограничивать свободу деятельности инвестора и, соответственно, привлекательность инвестиций. Закон определяет, что в соглашении о разделе продукции относится указать такие обязанности инвестора:

- предоставление преимущества продукции, работам и услугам украинского происхождения при равных условиях относительно цены, срока выполнения, качества и соответствия международным стандартам;

- наем на территории Украины работников для выполнения указанных в договоре работ преимущественно среди граждан Украины.

Важным стал и Закон Украины «О концессиях» от 16.07.99, который определил понятие концессии. По Закону, концессией является предоставление (на платной и срочной основе) субъекту предпринимательской деятельности права на создание (строительство) и (или) управление (эксплуатацию) объекта концессии. Такое право предоставляет уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, государственного и коммунального имущества, а также он определяет условия и порядок ее осуществления. В Законе представлен перечень сфер хозяйственной деятельности, где работают государственные предприятия, которые можно предоставлять в концессию. До этого довольно большого списка вошли отрасли городской инфраструктуры.

Утверждении пообъектного перечня относится к компетенции Кабинета Министров. Решение о предоставлении концессии принимаются по итогам концессионного конкурса. Следовательно, Закон создает новые возможности для инвестиционной деятельности, реализация которых будет зависеть от действий исполнительной власти.

Анализ нормативных актов, определяющих инвестиционный климат Украины, показал следующее.

В последние годы политика в отношении иностранных инвестиций носила противоречивый, двойственный характер. С одной стороны, иностранные инвесторы были допущены, хотя и с некоторыми ограничениями, в запрещенное для них ранее страховой и банковский бизнес, к участию в процессе приватизации. А с другой - инвестиционная деятельность с участием иностранного капитала все больше переводится на национальный режим.

По мнению иностранных инвесторов, основным недостатком проведенных преобразований была практически ежемесячная изменение условий функционирования иностранного капитала. Частая смена «правил игры» на рынке капиталов отразилось в негативных оценках ситуации в Украине со стороны иностранных банков, консультационных и юридических фирм, поскольку в общепринятых методах расчетов степени риска правовая стабильность играет ключевую роль. А это, подорвав доверие к долгосрочной устойчивости режима инвестирования, не способствовало притоку иностранных инвестиций.

Любой инвестор постоянно действует, исходя из соотношения между получением размера возможной прибыли и риском. В отличие от участников процесса прямой купли-продажи товара, инвестор намерен вложить свой капитал с расчетом на будущий результат и должен быть уверен в надежности операций, которые планирует. В связи с этим задача принимающей стороны, если она всерьез и надолго заинтересована в иностранных инвестициях, состоит в создании стабильного для деловой активности и понятного для вкладчика капитала инвестиционного режима. Как считают сами инвесторы, лучше иметь не совсем хорошие, но стабильные правила и условия инвестиционной деятельности (отношения собственности, уровень налогообложения, репатриации прибылей и капиталов и т.д.), чем более привлекательны, но склонны к постоянным изменениям. При «правилах игры», которые постоянно изменяются, инвесторы не могут уверенно планировать свои действия на перспективу. В таких условиях они либо требуют более высоких прибылей в качестве компенсации за риск, или воздерживаются от капиталовложений, или выбирают минимально рискованную стратегию. Например, с точки зрения американских вкладчиков, при работе в Украине минимальные нормы прибыли должны быть на 25 - 40 % выше, чем в Западной Европе, и на 65 - 75 % выше, чем в США.

Выбор и реализация менее рискованной стратегии подтверждается тем фактом, что свои капиталы инвесторы вкладывают в крупные сырьевые проекты, где прибыль гарантированно производством продукта, а финансирование могут поддерживать международные финансовые организации. К этой категории относятся инвестиции на малозатратные производства товаров потребления и услуг или такие, которые осуществляются в оборудование, которое уже было в пользовании. Однако большинство иностранных инвесторов, сохраняя от риска значительные суммы, зачастую лишь создают предпринимательские структуры, но не наполняют их финансовыми ресурсами, ожидая стабилизации экономической и нормативно-правовой ситуации.

3.4. Институты международной инвестиционной деятельности

Основными международными государственными организациями являются:

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - специализированное агентство, созданное в 1945 году, работает в сотрудничестве с ООН с целью помощи в финансировании послевоенного восстановления хозяйства и повышение уровня жизни в развивающихся странах путем предоставления займов правительствам или путем гарантий займов, которые получены из других источников. Банк предоставляет займы на коммерческой основе для специализированных проектов или более общих целей социального развития. Средства для займов мобилизуются на международных денежных рынках. Банк вместе со своими филиалами - Международной ассоциацией развития и Международной финансовой корпорацией - часто называют Всемирным Банком (Word Bank). Им владеют правительства 151 страны, которые также должны быть членами Международного валютного фонда. Штаб-квартира банка находится в Вашингтоне, отделения - в Париже и Токио.

Международная финансовая корпорация (МФК) - филиал МБРР, созданный в 1956 году с целью оказания помощи частным проектам. Она является юридически и финансово самостоятельной организацией, но использует средства Всемирного банка для предоставления частным инвесторам. Роль МФК значительно усилилась в 80-90 годы с развитием кризиса государственных задолженностей и переориентации международных финансовых структур на частнопредпринимательской сектор. Штаб-квартира МФК находится в Вашингтоне.

Международный валютный фонд (МВФ) - подразделение ООН, созданный в 1945 году для содействия валютному сотрудничеству и расширения международной торговли, стабилизации обменных курсов валют и помощи государствам, которые имели краткосрочные проблемы в выравнивании своих платежных балансов, в поддержании обменных курсов их валют. Фонд помогает своим членам, выделяя для них иностранную валюту, которую они хотят купить на эквивалентную сумму своей валюты. Страна-член возвращает Фонду средства, выкупая свою валюту за валюту, приемлемую для Фонда, обычно в течение 3 - 5 лет.

Фонд финансируется за счет членских взносов, размеры которых зависят от оценки благосостояния его членов. Количество голосов у каждой страны напрямую зависит от ее размера взносов. Штаб-квартира находится в Вашингтоне.

В 50-е годы МБРР начал специализироваться на финансировании «проектов развития» в отрасли сельского хозяйства, строительства и промышленности. Увеличивается количество кредитов, предоставляемых для осуществления программ «структурного регулирования», то есть на полную перестройку экономики.

Деятельность МБРР все теснее сочетается с деятельностью и политикой МВФ, когда предоставляются «обусловлены кредиты», то есть кредиты под обязательство государства проводить рекомендуемые МВФ и МБРР реформы. «Обусловленные кредиты» выдаются на срок до 25 лет на условиях ставки с «плавающими» процентами, которая пересматривается каждые полгода.

Уставный капитал МБРР в 1987 году был доведен до 85 млрд. долларов США. Для оперативной деятельности банк постоянно привлекает средства преимущественно через выпуск облигационных займов на национальных рынках капиталов более чем ста стран мира, а также на европейском рынке.

Пост президента МБРР традиционно занимает представитель США. МБРР имеет две специализированные филиалы. Одна из них - Международная финансовая корпорация (МФК), которая призвана финансировать предприятия частного сектора в странах - членах МФК. Корпорация предоставляет займы на 15 лет. Она имеет право непосредственно участвовать в акционерном капитале предприятий, строятся или расширяются, с правом дальнейшей перепродажи акций частным предпринимателям. Второй филиалом МБРР-Международная ассоциация развития (МАР), которая специализируется на содействии экономическому развитию наиболее экономически отсталых стран мира путем предоставления льготного финансирования. Это беспроцентные кредиты на 50 лет с 10-летним льготным периодом, в течение которого взимаются только комиссионные в размере 0,75 % на административные расходы. 90 % кредитов МАР предоставляет развивающимся странам с низким уровнем жизни.

МФВ является центральным регулирующим органом мировой валютной системы. Он устанавливает основные правила межгосударственных отношений в валютной сфере. Основными задачами МВФ являются:

- обеспечение постоянного механизма межправительственных консультаций и сотрудничества в валютных вопросах;

- стабилизация валютных курсов;

- предотвращение конкурентному обесцениванию денежной единицы;

- установление между странами-членами многосторонней системы платежей по текущим операциям и устранению валютных ограничений с целью беспрепятственного развития внешнеэкономического обмена;

- предоставление кредитов для урегулирования дефицитов платежных балансов;

- обновления в некоторых случаях международной задолженности путем выпуска искусственных резервных активов.

Финансовая база МВФ складывается из взносов стран-членов этой организации. В состав МВФ входят более 150 стран мира. Большинство текущих решений фонда принимается не голосованием, а путем консенсуса, что расширяет возможности небольших государств высказывать и защищать собственную точку зрения. Роль МВФ в мировой экономике, его кредитная деятельность стали важными элементами стратегии урегулирования проблемы международной задолженности.

Основная особенность МВФ как кредитора - это его возможности влиять на хозяйственную политику национальных правительств. В каждом случае разрабатывается государственная программа финансово-экономической стабилизации или структурной адаптации. Некоторые страны-заемщики имеют достаточно твердые экономические позиции, зрелый научный потенциал для самостоятельной разработки собственных программ. После одобрения этих программ МВФ они получают нужные ресурсы.

МВФ выдвигает ряд условий предоставления займов и кредитов:

- стабилизация экономики;

- снижение бюджетного дефицита;

- стимулирование инвестиционных процессов;

- уменьшение дотаций убыточным предприятиям и отраслям;

- мероприятия по нормализации платежной дисциплины и выполнения обязательств перед внешними кредиторами;

- официальное использование рыночного курса обмена гривны относительно иностранных валют;

- реализация программы структурной перестройки и приватизации;

- осуществление таможенной политики с целью создания благоприятных условий для международной торговли;

- отмена ограничений по уровню рентабельности для предприятий при переходе к налогообложению прибыли.

МВФ использует несколько механизмов финансовой помощи.

Обычное кредитование - это программа stand-by и программа расширенного кредитования EFF.

Льготное кредитование - механизм расширенного финансирования структурной перестройки ЕSAF и механизм финансирования системных преобразований STF.

Компенсационное и чрезвычайное кредитование - CCFF.

Дополнительное резервное кредитование - SRF.

Стэнд-бай (stand-by agreement) - соглашение о резервных кредитах между МВФ и страной-членом этой организации, которая предоставляет дополнительные права займы к уже имеющимся у нее в таких ситуациях, как временный кризис платежного баланса.

Транш (от фр. franche - помогать) - частичный платеж крупной денежной суммы. В МВФ первые 25 % ссуды называются золотым или резервным траншем. Получения следующих траншей кредита, как правило, связано с успешным выполнением предыдущих.

Три мифа о последствиях дефолта.

1. Зарубежные активы страны, что отказалась платить долг, неизбежно попадают под арест.

2. Все потенциальные кредиторы откажутся от сотрудничества с недобросовестными должниками.

3. Режим международной торговли в отношении должника станет более жестким.

Единственное, что наступает реально и неизбежно, - это потеря интереса кредиторами к дальнейшему инвестированию необязательного должника.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) был создан 25.05.90 на основе межправительственных соглашений по содействию проведения реформ в странах Центральной Европы в условиях перехода к рыночным отношениям (штаб-квартира в Лондоне). ЕБРР является коммерческим банком, и поэтому условия его кредитования отличаются от условий кредитования МВФ и МБРР.

В своей деятельности ЕБРР руководствуется следующими принципами.

1. Банк не должен конкурировать с другими организациями.

2. Банк специализируется на содействии проведения реформ в странах с плановой экономикой

3. Средства вкладываются, главным образом, в частный сектор, причем только в определенные отрасли (объекты энергетики, агропромышленного комплекса, реконструкция металлургических комбинатов).

К основным направлениям финансовой поддержки относятся:

- предоставление прямых кредитов и участие в совместном (с другими кредиторами) финансировании;

- инвестирование акционерного капитала предприятий частного и государственного сектора;

- гарантированное размещение ценных бумаг, выпускаемых как предприятиями частного, так и государственного сектора;

- обеспечение указанным предприятиям доступа к внутренним и международным рынкам капитала путем предоставления гарантий, финансовых консультаций;

- предоставление или участие в займах и осуществления технического содействия для реконструкции и развития инфраструктуры.

Требования ЕБРР к тем, кто стремится получить кредиты.

1. Заинтересован в кредите или представитель банка должны подготовить экономическую модель использования и возврата кредита (бизнес-план).

2. Кредит выдается под залог, превышающий сумму кредита в 1,5 - 2 раза.

3. Заинтересованная сторона должна войти в проект с собственным капиталом в соотношении 70:30.

4. Размер собственных активов предприятия не должен превышать 2,5 млн. долл. США.

5. Минимальная сумма кредита, которая может выделяться по линии ЕБРР, составляет 50 тыс. долл., максимальная - 2,5 млн. долл.

Различия между МВФ и Всемирным банком

Большинство людей имеет лишь приблизительное представление о том, чем занимаются эти организации, и мало кто может сказать, чем и как они отличаются. Даже инициатор их создания Джон Мейнард Кейнс, которого многие считают самым выдающимся экономистом ХХ века, признал на первом торжественном заседании Международного валютного фонда, что его удивили названия: он считал, что Фонд необходимо было бы назвать банком, а Банк - фондом. Путаница была уже тогда.

Всемирный банк и МВФ, известные как Бреттон-Вудские институты (по названию городка в Нью-Гемпшире, США), которые были созданы в июле 1944 года представителями 44 стран, являются двумя тесно связанными учреждениями, которые поддерживают мировую экономическую и финансовую системы. Не является случайным то, что было создано два учреждения, а не одну. Международное сообщество сознательно стремилось установить разделение труда, создавая две организации. Специалисты, имеющие дело с МВФ и Всемирным банком, знают, что это совсем разные учреждения. Для остального мира тонкости разделения труда еще более таинственные, чем сама деятельность данных организаций.

Сходство между Всемирным банком и МВФ еще больше запутывает ситуацию. При поверхностном подходе эти учреждения имеют немало общего. Обе принадлежат правительствам стран-членов, которые ими управляют. Китайская Народная Республика - страна, численность населения которой значительно больше, чем других стран мира, является страной-членом, как и наиболее промышленно развитая держава - Соединенные Штаты Америки. Действительно, большинство стран мира входит в обеих институций. Деятельность как Всемирного банка, так и МВФ связана с экономическими вопросами и направлена на развитие и укрепление экономик стран их членов. Сотрудники обоих учреждений часто принимают участие в международных конференциях, говоря тем самым малопонятным языком экономики и заявлений о развитии, или же в средствах массовой информации появляются материалы о их переговоры с министрами финансов или другими членами правительств относительно таинственных программ экономической структурной перестройки. Обе институции проводят ежегодные совместные сборы, которые широко освещаются службами новостей. Как Всемирный банк, так и МВФ имеют штаб-квартиры в Вашингтоне, где взгляды на их деятельность и на различия между ними существует почти такая же неразбериха, как и в любом другом месте земного шара. На протяжении многих лет они располагались в одном доме. Даже сегодня, находясь на противоположных сторонах улицы недалеко от Белого Дома, эти два учреждения имеют общую библиотеку и другие учреждения, регулярно обмениваются данными по экономике, иногда организуют совместные семинары, постоянно проводят встречи по обмену информацией и время от времени посылают совместные миссии стран-членов.

Однако, несмотря на эти и другие общие черты, Всемирный банк и МВФ - это разные организации. Основное отличие заключается в том, что Банк является, прежде всего, организацией развития, а МВФ - кооперативной организацией, которая стремится поддерживать надлежащую систему межгосударственных платежей и расчетов. Каждое из этих учреждений имеет собственные цели, структуру, получает финансирование из различных источников, оказывает помощь различным категориям стран-членов и пытается достичь своей цели, используя собственные специфические средства

Цель. Международное сообщество в Бреттон-Вудзі определило задачи Всемирного банка, которое выражает его официальное название - Международный банк реконструкции и развития (МБРР), определяя его основной обязанностью финансирования экономического развития. В конце 40-х годов Банк предоставил первые кредиты на финансирование реконструкции разрушенных войной экономик стран Западной Европы. После того, как страны, получившие эти займы, достигли определенного уровня экономической самостоятельности, Банк сместил основное внимание на помощь беднейшим странам мира, которым он, начиная с 40-х годов, занял более 330 млрд. долларов США. Главная цель Всемирного банка - содействие экономическому и социальному прогрессу развивающихся стран, помощь в повышении производительности так, чтобы их население смогло жить лучше и полноценнее.

Для МВФ международное сообщество определило другую цель. Создания МВФ было ответом на нерешенные финансовые проблемы, которые привели к возникновению и затягиванию Великой депрессии в США в 30-е годы: внезапные, непредсказуемые изменения обменных курсов национальных валют и нежелание государств разрешить обмен собственной валюты на иностранную. Созданный как добровольное кооперативная организация МВФ привлекает к членству в нем страны, что готовы ради очевидных собственных интересов определенной степени пожертвовать национальным суверенитетом и отказаться от деятельности, которая вредит другим государствам-участникам. Правила данного учреждения, изложенные в Статьях Соглашения МВФ, подписанного всеми ее членами, составляют кодекс поведения. Этот кодекс прост - он обязывает все страны-члены разрешать свободно и без ограничений обменивать свои валюты на иностранные; информировать МВФ о планируемых изменениях в их финансовой и монетарной политике, которые могут влиять на экономику других государств-членов, насколько это возможно, модифицировать эту политику, опираясь на советы МВФ, чтобы учесть интересы всех членов организации. Чтобы помочь странам придерживаться кодекса поведения, МВФ распоряжается общим денежным фондом, из которого государства-члены могут брать займы, когда оказываются в затруднительном положении. Однако предоставление займов, в отличие от Всемирного банка, не является основной задачей МВФ. Его первоочередная и самая главная задача заключается в наблюдении за монетарной и курсовой политикой стран-членов и надзоре за соблюдением кодекса поведения. Поскольку МВФ обязан, по замыслу, обеспечивать упорядоченное и стабильное мировой экономический рост, он является врагом неожиданных изменений. Фонд получает регулярные отчеты о экономическую политику и планы стран-членов, которые он обсуждает, комментирует и сообщает всем странам-членам, чтобы они могли отреагировать, имея полную информацию о фактах и четкое понимание того, как их собственная внутренняя политика может повлиять на экономику других стран. МВФ убежден, что основным условием мирового процветания является упорядоченная монетарная система, которая способствует развитию торговли, созданию рабочих мест, расширению экономической деятельности и повышению уровня жизни во всем мире. Согласно учредительным

задачей, МВФ должен присматривать за этой системой и поддерживать ее.

Структура. МВФ является небольшой организацией (около 2 300 сотрудников) и, в отличие от Всемирного банка, не имеет филиалов и дочерних учреждений. Большинство его сотрудников работает в штаб-квартире в Вашингтоне, хотя три небольших офисы расположены в Париже, Женеве и Нью-Йорке при ООН. По профессиональным составом сотрудники МВФ преимущественно экономисты или специалисты по вопросам финансов.

Структура Банка несколько сложнее. Всемирный банк состоит из двух основных организаций - Международного банка реконструкции и развития и Международной ассоциации развития (МАР). Кроме того, Банком связаны (хотя юридически и финансово независимые от него) Международная финансовая корпорация, которая мобилизует финансирование частных предприятий в развивающихся странах, Международный центр по урегулированию инвестиционных споров и Многостороннее агентство гарантий инвестиций. Группа Всемирного банка, количество сотрудников которой составляет более 10 000 человек, почти втрое превышает МВФ; она имеет более 40 офисов во всем мире, хотя 95 % персонала работает в штаб-квартире Банка в Вашингтоне, округ Колумбия. К числу работников Банка входит широкий круг специалистов: экономисты, инженеры, специалисты по градостроительству, агрономы, статистики, юристы, руководители портфельных проектов, лица, занимающиеся оформлением займов, эксперты, которые дают оценку проектам, а также специалисты в сфере телекоммуникаций, водоснабжения и канализации, транспорта, образования, энергетики, сельского строительства, здравоохранения и т.д.

Источники финансирования. Всемирный банк - это инвестиционный банк, который является посредником между инвесторами и получателями, одалживая средства у одних и предоставляя займы другим. Большинство средств, которые идут на финансирование развития, МБРР получает благодаря заимствованиям на финансовых рынках путем выпуска облигаций, имеющих рейтинг ААА, поскольку их уплата гарантируется правительствами стран-членов) и продажи их индивидуальным лицам и частным институтам в более чем 100 странах мира. Партнер Банка по предоставлению займов на льготных условиях - МАР - финансируется преимущественно за счет взносов стран-доноров. Банк является основным заемщиком на мировых рынках капитала и крупнейшим заемщиком-нерезидентом практически во всех странах, где продаются выпущенные им ценные бумаги. Он также одалживает деньги путем продажи облигаций и векселей непосредственно правительствам, учреждениям, их представляющих, и центральным банкам. Поступления от продаж этих ценных бумаг, в свою очередь, занимаются развивающимся странам, по приемлемым процентным ставкам, чтобы помочь в финансировании проектов и осуществлении программ стратегических реформ, цель которых - обеспечение экономического роста.

Несмотря на слова Кейнса о путаницу, МВФ не является ни банком, ни посреднической организацией между инвесторами и получателями средств. Однако он распоряжается значительными ресурсами, которые сейчас оцениваются в более 215 млрд. долл. США. Эти ресурсы поступают от подписки по квотам или членских взносов, которые платят МВФ 182 страны-участницы. Каждая из них вносит в этот общего пула ресурсов определенную сумму, пропорциональную к ее экономического потенциала (более богатые страны платят больше, а бедные - меньше). Тогда как Банк одалживает и предоставляет займы, МВФ похож больше на кредитный союз, члены которого имеют доступ к общему пулу ресурсов (совокупной суммы их индивидуальных взносов), созданный для оказания им помощи в случае необходимости. Хотя за специальных и очень ограниченных условий МВФ одалживает в официальных организаций (но не на частных рынках), всеж при финансировании своих операций он опирается на собственные квоты. Соответствие этих ресурсов пересматривается каждые пять лет.

Получатели финансирования. Всемирный банк не предоставляет займов ни развитым странам, ни частным лицам, а только платежеспособным правительствам стран. Чем беднее страна, тем благоприятнее условия, на которых она может получить заем от Банка. МБРР предоставляет займы развивающимся странам, валовой национальный продукт (ВНП) на душу населения которых превышает 1 305 долл. США. (ВНП на душу населения, что на самом деле является не таким грозным термином, как это звучит, является мерой благосостояния страны и получается путем деления стоимости товаров и услуг, произведенных в стране за год, на численность ее населения). Эти займы предоставляются по процентной ставке, что незначительно превышает рыночную ставку, по которой занимает сам Банк, и должны погашаться в течение 12 - 15 лет. На практике займы МАР предоставляются в основном странам, ежегодный доход на душу населения которых не превышает 865 долл. США. Займы МАР являются беспроцентными и подлежат уплате в течение 35 - 40 лет.

В отличие от этого, на финансовую помощь от МВФ имеют право все страны-участницы - как богатые, так и бедные. Поддержка упорядоченной и стабильной международной валютной системы требует выполнения всеми участниками системы собственных финансовых обязательств относительно других участников. Членство в МВФ дает право любой стране, которая испытывает дефицит иностранной валюты, что препятствует ей выполнять указанные обязательства, на временный доступ к общим валютных ресурсов МВФ для решения данной проблемы, которая чаще всего касается проблем платежного баланса. Эти проблемы могут возникать независимо от экономического потенциала и уровня ВНП на душу населения, поэтому почти все страны-члены МВФ, начиная от самой маленькой, развивающейся в наиболее промышленно развитой, были вынуждены в то или иное время обращаться за поддержкой к МВФ и получать от него финансовую помощь, чтобы выстоять в трудные времена. Процентные ставки займов МВФ несколько ниже рыночных, однако не настолько льготные, как ставки займов МАР из группы Всемирного банка. С помощью займов МВФ страны могут выиграть время, необходимое для корректировки экономической политики и возобновления роста, не прибегая к мерам, которые могут повредить экономикам других стран-участниц.

Операции Всемирного банка. Всемирный банк был создан для поддержки бедных стран путем предоставления им технической помощи и финансирования проектов и стратегических мер, которые позволят реализовать их экономический потенциал. Банк рассматривает развитие как совокупность долгосрочных комплексных мероприятий.

В течение первых двух десятилетий своего функционирования Мировой банк две трети помощи направлял на проекты, связанные с энергетикой и транспортными перевозками. Хотя они (так называемые проекты развития инфраструктуры) и сейчас имеют важное значение, в последнее время Банк значительно разнообразил свою деятельность, что связано с приобретением им опыта и лучшим пониманием процесса экономического развития.

Банк уделяет особое внимание проектам, которые могут непосредственно улучшить жизнь беднейших слоев населения в развивающихся странах. Прямом привлечению этой группы населения к экономической деятельности способствуют займы на развитие сельского хозяйства и сельское строительство, развитие малых предприятий и городского хозяйства. Банк оказывает поддержку бедным в повышении производительности труда и получении доступа к таким жизненно необходимых вещей, как чистая вода и канализация, охрана здоровья, помощь в планировании семьи, питание, образование и жилье. Проекты, направленные на развитие инфраструктуры, также претерпели изменения. В проектах, связанных с транспортными перевозками, большее внимание стало уделяться строительству дорог между сельскими хозяйствами и рынками. Проекты по электроэнергетике уже не сосредотачиваются исключительно в городах, а все большее внимание привлекает освещения, обеспечение электроэнергией сел и небольших хозяйств. Проекты, связанные с развитием промышленных предприятий, придают большее значение созданию рабочих мест на малых предприятиях. Там, где это целесообразно, используется трудоемкое строительство. Кроме проектов, связанных с электроэнергетикой, Банк поддерживает программы использования нефти, газа, угля, древесины и биомассы в качестве альтернативных источников энергии.

Банк предоставляет подавляющую часть финансовой и технической помощи развивающимся странам, поддерживая конкретные проекты. Хотя МБРР и МАР предоставляют свои ссуды на различных финансовых условиях, обе институты используют одинаковые стандарты при оценке качества проектов. Решение относительно того, какая из организаций - МБРР или МАР - финансировать проект, зависит от экономической ситуации в стране, а не от характеристик проекта.

Страны-члены Банка, являющихся заемщиками, получают от него и техническую помощь. Самая значительная часть финансируемой Банком технической помощи, которая недавно превысила 1 млрд. долл. в год, составляет компонент займов и кредитов Банка, предоставляемых для других целей. Вырос и объем финансируемой Банком технической помощи для самостоятельных займов и подготовки проектов. Банк является исполнительной организацией по проектам технической помощи, финансируемых через Программу развития ООН, связанных с развитием сельского хозяйства и сельским строительством, развитием энергетики и экономическим планированием. Учитывая экономическую ситуацию во многих странах-членах, сегодня Банк направляет техническую помощь преимущественно на институциональное развитие и разработку макроэкономической политики.

Каждый проект, который поддерживается Всемирным банком, разрабатывается в тесном сотрудничестве с правительствами стран и местными агентствами, а часто - вместе с другими многосторонними организациями помощи. Действительно, около половины проектов, которым Банк предоставил поддержку, получали финансирование из других источников - от собственных государств, многосторонних финансовых и экспортно-кредитных институтов, которые непосредственно финансируют покупку товаров и услуг, а также из таких частных источников, как коммерческие банки.

Предоставляя услуги развивающимся странам, Банк не конкурирует с другими источниками финансирования. Он поддерживает только те проекты, для которых в разумные сроки не удается привлечь необходимый капитал из других источников. Своей деятельностью Банк стремится укрепить экономику стран, которым он предоставляет займы, с тем, чтобы они могли отказаться от использования его ресурсов и удовлетворять собственные финансовые потребности из традиционных источников капитала на приемлемых для них условиях.

Сфера деятельности Банка гораздо шире, чем его кредитные операции. Поскольку решение по займам зависят от экономического положения страны-заемщика, Банк тщательно изучает ее экономику и потребности отраслей, в которые планируется направить займа. Такой анализ помогает в определении соответствующей долгосрочной стратегии помощи экономическому развитию.

На протяжении многих лет осуществляется уход стран от финансирования МБРР и МАР. Из 34 беднейших стран, которые получали займы МАР, начиная с первых лет ее деятельности, более 20 стран достигли таких успехов, что уже не нуждаются средств МАР, и это позволяет использовать их для помощи странам, ставшим членами Банка позже. Также около 20 стран, которые ранее занимали средства в МБРР, уже не нуждаются в этих займов. Ярким примером является Япония, которая в течение 14 лет пользовалась займами МБРР, а сейчас сама занимает значительные суммы Банка.

Операции МВФ. В пятидесятилетней истории МВФ можно выделить две отдельные периоды. В течение первого, который завершился в 1973 году, МВФ наблюдал за соблюдением общей конвертируемости основных валют, системой фиксированных обменных курсов, привязанных к стоимости золота, и предоставлял краткосрочное финансирование странам, которые требовали быстрого вливания иностранной валюты для поддержания паритета своих валют или приспособления к изменениям экономической ситуации. Трудности, связанные с поддержанием фиксированных обменных курсов, привели к нестабильности монетарной и финансовой систем мира и заставили мировое сообщество задуматься над тем, как обеспечить наиболее эффективную деятельность МВФ при условии плавающих обменных курсов. После пяти лет анализа и переговоров (1973 - 1978) с внесением поправок к уставу МВФ, которыми расширялись его функции, позволяя решать проблемы, возникшие после краха системы валютных паритетов, начался второй период деятельности МВФ.

Во-первых, МВФ продолжает побуждать своих членов к обеспечению обмена без ограничений национальных валют на валюты других стран-членов. По состоянию на май 1996 года 116 стран-членов согласились на полную конвертируемость национальных валют. Во-вторых, вместо осуществления мониторинга стран-членов по соблюдению ими обязательств в системе фиксированного обменного курса, МВФ наблюдает за экономическими мерами, влияющие на платежный баланс этих стран в легализованном режиме плавающего обменного курса. Надзор обеспечивает возможности раннего предупреждения любой проблемы, связанной с валютным курсом или платежным балансом. МВФ в этом случае играет преимущественно консультативную роль. Он организует регулярные (как правило, ежегодные) совещания со своими членами, анализируя их экономическое положение и сообщая о имеющиеся и потенциальные проблемы, обусловленные экономической политикой, а также информируя об этом страны-члены. В-третьих, МВФ продолжает оказывать кратко - и среднесрочную финансовую помощь странам-членам, которые имеют временные трудности с платежным балансом. Эта финансовая помощь в основном включает предоставление МВФ конвертируемой валюты для пополнения истощенных валютных резервов страны-члена, однако лишь при условии, что правительство данной страны предпримет мер, направленных на корректировку экономической политики, которая привела к возникновению проблемы с платежным балансом. Роль МВФ в таких случаях заключается не в дальнейшем субсидировании дефицита платежного баланса, а в облегчении сложного перехода страны к жизни согласно имеющихся средств.

Как МВФ помогает своим членам на практике? Получение помощи от Фонда зависит, прежде всего, от платежного баланса страны-участницы, согласованности его платежей и поступлений. Иностранные платежи должны быть более-менее сбалансированными: в идеальном случае страна должна получать столько же, сколько она платит. Если финансовые проблемы приводят к тому, что стоимость валюты страны-участницы и ее товаров выпадают из общего ряда, то неизбежными будут и трудности с платежным балансом. Если это произойдет, то страна-участница на основании статей Соглашения может обратиться за помощью к МВФ.

Для иллюстрации рассмотрим пример небольшой страны, основой экономики которой является сельское хозяйство. Чтобы облегчить торговлю, ее правительство, как правило, привязать национальную валюту к конвертируемой валюты: определенное количество единиц национальной валюты к одному доллару США или французскому франку. Несмотря на то, что обменный курс время от времени меняют, чтобы учесть изменения в относительных ценах, ставку национальной валюты в основном завышают, устанавливая ее, например, таким образом, что одна единица национальной валюты соответствует одному доллару США, тогда как на основании относительных цен можно предположить, что более реалистичным было бы соотношение двух единиц национальной валюты до одного доллара США. Однако правительства часто поддаются соблазну и соглашаются с завышением курса национальной валюты, поскольку тогда импорт дешевле, чем он был бы в случае установления надлежащего курса.

К сожалению, существует и обратная сторона медали - завышенный курс национальной валюты делает экспорт более дорогим и, следовательно, менее привлекательным для иностранных покупателей. Поэтому если курс национальной валюты завышен, то поступления от экспорта уменьшатся (экспорт становится слишком дорогим) и возрастут расходы на импорт (импортные товары дешевые и им предоставляется преимущество по сравнению с отечественными). Как следствие, страна зарабатывает меньше, выдает больше, возникает долг и она оказывается в затруднительном положении, которое к тому же обычно обостряется другими экономическими проблемами. Фермеры, оказавшись в ситуации, когда экспорт их продукции уменьшился, а правительство установило низкие цены на внутреннем рынке, вынуждены либо заниматься нелегальным экспортом, или вообще теряют стимул к производству. Много кто оставляет сельское хозяйство и ищет работу в перенаселенных городах, что приводит к умножению социальных и экономических проблем. Сокращение отечественного сельскохозяйственного производства вынуждает государство использовать и так незначительные (вследствие уменьшения экспортных поступлений) валютные резервы для закупок продовольствия за рубежом. Платежный баланс опасно искажается.

Страна, которая является членом МВФ, в такой затруднительной ситуации может обратиться в Фонд за консультативной и финансовой помощи. Совместными усилиями они могут попытаться устранить причины платежного дисбаланса, разрабатывая комплексную программу, которая, в зависимости от конкретной ситуации, может содержать повышения цен производителя на сельскохозяйственную продукцию, что будет способствовать производству и предотвратит миграции в города; снижение процентных ставок, чтобы повысить доступ к кредитам и внедрить изменение валютного курса таким образом, чтобы он отражал мировые цены, ограничивая этим импорт и повышая конкурентоспособность экспорта.

Поскольку реорганизация экономики, связанная с внедрением этих реформ является болезненным и требует немалых средств, МВФ будет предоставлять займы для субсидирования стратегических реформ на протяжении переходного периода. Для обеспечения наиболее эффективного использования этих средств, МВФ осуществляет тщательный надзор за экономическими успехами страны в это время, предоставляя, в случае необходимости, техническую помощь и другие консультативные услуги.

Кроме поддержки своих членов, МВФ предоставляет техническую помощь центральным банкам, для установки и реформирования налоговых систем, а также создание агентств, занимающихся сбором и распространением экономических статистических данных. МВФ имеет право выпускать особый вид денег, так называемые СДР (специальные права заимствования), чтобы обеспечить своих членов дополнительной ликвидностью. СДР, которые с технической точки зрения является фідуціарними активами, могут храниться странами-членами как часть их монетарных резервов или использоваться вместо национальных денежных единиц в операциях с другими странами. До сих пор МВФ выпустил чуть более 21,4 млрд. СДР, что составляет примерно 30 млрд. долл. США.

На протяжении нескольких последних лет МВФ в ответ на растущий интерес мирового сообщества к возвращению к более стабильной системы обменных курсов, что позволило бы уменьшить нынешние колебания стоимости валют, укрепляет контроль за экономической политикой стран-членов. В статьях Соглашения МВФ существуют положения, которые позволяют Фонду играть активную роль, если мировое сообщество решит осуществлять жесткое управление плавающими обменными курсами или даже вернуться к системе фиксированных валютных курсов.

Оценить успехи деятельности МВФ в течение десятилетий сложно, поскольку задача МВФ заключается в предотвращении финансовых кризисов или предотвращении их обострению. Большинство наблюдателей считает, что к успехам МВФ необходимо отнести предотвращения кризиса долгов в 80-х годах, которая могла привести к краху мировой финансовой системы. Фонд получил определенное признание, оказывая помощь в создании рыночной экономики в странах бывшего Советского Союза и быстро отреагировав на кризис мексиканского песо в 1994 году, однако основная его заслуга состоит в постоянной ненавязчивой поддержке доверия к международной системе. Вы нигде не увидите моста или больницы, построенной МВФ, однако, покупая японский фотоаппарат и управляя автомобилем иностранного производства или без проблем обменивая доллары и фунты на другую валюту во время отпуска, вы пользуетесь развитием международной торговли в течение последних пятидесяти лет и конвертируемостью валюты, что было бы невозможным без мировой монетарной системы, которая была создана при поддержке МВФ.

Сотрудничество между МВФ и Всемирным банком. Хотя Всемирный банк и МВФ - это отдельные учреждения, между ними налажено тесное сотрудничество, которое началось с момента основания этих учреждений и стала еще крепче, начиная с 70-х годов. С тех пор в деятельности Банка все сильнее учитывалось осознание того факта, что ускорение экономического и социального развития происходит только в случае воплощения обоснованной финансовой и экономической политики. МВФ пришел к выводу, что неверная финансовая и экономическая политика часто тесно связана с долгосрочным неэффективным использованием ресурсов, и такую ситуацию трудно исправить краткосрочными коррекциями финансовой политики. Так, например, вряд ли принесет пользу разработка Банком долгосрочного проекта орошения, который должен способствовать экспорту хлопка, если ситуация с платежным балансом страны настолько нестабильна, что никто из иностранных покупателей не хочет иметь с ней дела. С другой стороны, мало пользы даст помощь МВФ в установлении обоснованного обменного курса национальной валюты страны, если производство хлопка на экспорт не позволит поддерживать этот обменный курс на протяжении средне - или долгосрочного периода. Ключ к решению этих проблем - реструктуризация отраслей экономики таким образом, чтобы можно было реализовать экономический потенциал проектов во всем народном хозяйстве; стабильность экономики позволит повысить эффективность отдельного проекта.

Около 75 % займов Банка направляются в конкретные проекты строительства дорог, дамб, электростанций, развития сельскохозяйственных и промышленных предприятий. Поскольку в 80-х годах начался общий спад мировой экономики, Банк расширил свои кредитные операции, включив в них займы, предназначенные на структурную перестройку и отраслевую адаптацию. Они позволяют развивающимся странам, приспособить свою экономическую политику и перестроить имеющиеся структуры с учетом серьезных проблем платежного баланса, которые угрожают экономическому развитию. Основной целью займов на структурную перестройку и адаптацию является реструктуризация экономик развивающихся стран, и создания базы для устойчивого экономического развития. Займы поддерживают программы, направленные на предупреждение и предотвращение экономических кризисов с помощью экономических реформ и изменений в инвестиционных приоритетах. Используя так называемое кредитование на базе экономических мер, Банк стимулирует экономический рост в странах со значительным долгом, в частности, в странах Латинской Америки и африканских странах, расположенных к югу от Сахары, которые воплощают (часто болезненно в социальном плане) рассчитаны на долгосрочную перспективу программы экономической адаптации.

МВФ пересматривает свою политику ограничения финансовой помощи краткосрочными кредитами. Поскольку дефициты платежного баланса растут, а долгосрочные структурные реформы экономик стран-членов имеют целью их ликвидацию, МВФ увеличил объем и срок доступа к финансовой помощи. Таким образом, МВФ признал, что проблемы с платежным балансом обусловлены лишь временной нехваткой ликвидности и неадекватной финансовой и бюджетной политикой, длительными перекосами в структуре экономик стран-членов, исправление которых требует реформ, рассчитанных на много лет. Это предполагает более тесное сотрудничество со Всемирным банком, который имеет опыт и умения, необходимые для устранения структурных препятствий на пути к росту.

Следствием сосредоточения в последнее время внимания на структурных реформах стало тесное объединение усилий Мирового банка и МВФ и обмен конкретным опытом. Такое сближение ускорило кризис долгов, обусловлена неспособностью развивающихся стран, платить огромные кредиты, которые они взяли в конце 70-х и начале 80-х годов. Кризис долгов показала, что экономическое развитие может быть стабильным только в случае эффективного использования ресурсов при условии стабильного существования монетарного и финансового среды.

Базой для сотрудничества с МВФ является регулярная и частая взаимодействие экономистов и специалистов, занимающихся оформлением займов и работают в одной стране. Вклад персонала Банка в этот взаимный обмен заключается в долгосрочном подходе к медленного процесса развития и в основательном знании структурных требований и экономического потенциала страны. Вклад персонала МВФ - это его собственное видение повседневных возможностей страны поддерживать поток платежей кредиторам и привлекать от них инвестиционное финансирование, а также степени интегрированности страны в мировую экономику. В дополнение к такому обмену информацией осуществляется координация предоставления финансовой помощи странам-членам. Так, например, Банк одобряет займы на структурную перестройку и отраслевую адаптацию для большинства стран, которые пользуются финансовой поддержкой. Кроме того, обе институты поощряют других кредиторов, как частных, так и правительственных, участвовать в совместном финансировании проектов и мобилизуют кредиты для стран, которые их требуют. Сотрудничество между Бреттон-Вудськими институтами имеет два последствия: определение программ, которые будут способствовать росту в стабильной экономической среде, и координация финансирование, которое обеспечит успех этих программ. Другие кредиторы (в частности, коммерческие банки) предоставляют кредиты только после того, как удостоверятся в удовлетворительном выполнении страной-заемщиком программы структурной перестройки.

В последнее десятилетие сотрудничество между Банком и МВФ было официально признано установлением процедур МВФ, которые предусматривают предоставление кредитов беднейшим странам-членам по ставкам ниже рыночных. Эти процедуры позволяют МВФ направить средства на сумму до 12 млрд. долл. США примерно 70 странам, которые осуществляют структурную перестройку экономики с целью улучшения платежного баланса и ускорения экономического роста. Всемирный банк присоединился к МВФ, предоставляя дополнительные средства этим странам через МАР. Однако МАР может обеспечить финансирование лишь незначительной доли минимальных потребностей во внешнем льготном кредитовании. К счастью, правительства ряда стран и международные агентства одобрительно откликнулись на специальную программу действий Банка, предназначенную для стран с низкими доходами и значительными долгами, гарантируя дополнительных 7 млрд. долл. США для программ совместного финансирования, разработанных Банком.

Всемирный банк и МВФ имеют разные полномочия, позволяющие им (каждому в свой образ) делать вклад в стабильность мировой монетарной и финансовой системы и обеспечения сбалансированного экономического развития во всех странах-участницах. Со времени их создания перед обоими институтами встали проблемы, связанные с необходимостью поиска новых путей помощи своим членам в условиях переменных экономических обстоятельств. Банк расширил помощь, переориентировавшись с отдельных проектов на более широкие аспекты экономической реформы. Одновременно МВФ вышел за пределы простого корректировки платежных балансов и участвовал в структурных реформах экономик своих членов. Некоторое сходство деятельности этих двух институтов неизбежна, вследствие чего важное значение приобретает сотрудничество между Банком и МВФ. Разработка программ, которые будут способствовать более полной интеграции экономик стран-участниц в мировую монетарную и финансовую систему и одновременно стимулировать экономический рост, и в дальнейшем остается важнейшей проблемой обоих Бреттон-Вудских институтов.

Основные функции и задачи Международного валютного фонда и Всемирного банка

Основные функции и задачи Международного валютного фонда и Всемирного банка

Международный валютный фонд

Всемирный банк

Следит за международной монетарной системой Обеспечивает стабильность валютных курсов и упорядочивает валютные отношения стран-участниц Помогает всем своим членам - как развитым странам, так и развивающимся странам, - преодолеть временные трудности с платежным балансом, предоставляя им кратко - и среднесрочные кредиты Пополняет валютные резервы своих членов путем размещения СДР (специальных прав заимствования). До сих пор странам-членам было предоставлено пропорционально их квотам 214 млрд. СДР Формирует собственные финансовые ресурсы главным образом за счет взносов по квотам стран-участниц располагает полностью оплаченные квоты на общую сумму 145 млрд. СДР (около 215 млрд. долл. США) Имеет в своем штате 2 300 работников из 182 стран-членов Стремится способствовать экономическому развитию беднейших стран мира Оказывает помощь развивающимся странам путем долгосрочного финансирования проектов и программ развития Предоставляет беднейшим развивающимся странам, ВНП на душу населения которых не превышает 865 долл. США в год, специальную финансовую помощь через Международную ассоциацию развития (МАР) Способствует развитию частных предприятий в развивающихся странах через свою организацию-филиал - международную финансовую корпорацию (МФК) Формирует основную часть собственных финансовых ресурсов, делая заимствования на международном рынке облигаций Обладает акционерным капиталом в размере 184 млрд. долл. США, доля взносов стран-участниц в котором составляет около 10 % Имеет в своем штате 7000 работников из 180 стран-участниц

Вопросы для проверки усвоенных знаний

1. В каких формах имеют право осуществлять свою деятельность иностранные инвесторы?

2. Приведите основные признаки иностранных инвестиций.

3. Назовите основные формы выхода на зарубежные рынки.

4. Охарактеризуйте проблемы иностранного инвестирования в Украине.

5. Что негативно влияет на инвестиционный климат в Украине?

6. Назовите основные документы, регламентирующие деятельность иностранных инвесторов.

7. Какие льготы предусмотрены законодательством иностранным инвесторам?

8. Назовите основные институты международной инвестиционной деятельности.

9. Какие основные функции и задачи Международного валютного фонда и Всемирного банка?

10. Охарактеризуйте операции, которые выполняет МВФ.

Тесты для проведения контроля

К числу иностранных инвесторов относят следующие категории субъектов:

а) иностранные юридические лица, иностранные физические лица, иностранные государства, международные организации, отечественные физические лица;

б) международные организации, иностранные государства, отечественные граждане, проживающие за рубежом, иностранные физические лица (иностранные лица, лица без гражданства);

в) иностранные юридические лица, иностранные государства, Национальный банк Украины, иностранные физические лица;
г) международные организации, иностранные юридические лица, иностранные физические лица, иностранные государства, отечественные страховые компании.

Книга: Инвестиции - Данилов

СОДЕРЖАНИЕ

1. Инвестиции - Данилов
2. Организационно-экономические основы инвестирования Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционной деятельности
3. Глава 2. Субъекты инвестиционной деятельности
4. Глава 3. Иностранные инвестиции
5. Глава 4. Свободные экономические зоны
6. Финансовые инвестиции Глава 5. Ценные бумаги: порядок их выпуска и обращения
7. 6. Институты рынка ценных бумаг
8. Глава 7. Фондовые и биржевые индексы
9. Глава 8. Управление портфелем ценных бумаг
10. Реальные инвестиции Глава 9. Характеристика и обоснование реальных инвестиции
11. Глава 10. Диагностика принятия инвестиционных решений
12. Глава 11. Финансовое планирование капиталовложений
13. Глава 12. Оценка и страхование рисков проекта
14. Приложение № 2 Фонды, которые предоставляют гранты и кредиты
15. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

На предыдущую