lybs.ru
Иду на вы. / Святослав I ХРАБРЫЙ, Великий князь киевский


Книга: Инвестиции - Данилов


Глава 4. Свободные экономические зоны

4.2. Сущность СЭЗ и их роль в привлечении иностранных инвестиций.

4.3. Нормативная база создания и деятельности СЭЗ.

4.4. Современное состояние СЭЗ в Украине.

Ключевые слова: свободная экономическая зона, специальная экономическая зона, пошлина, таможня, таможенный режим, покровительственная система, венчурные фирмы, внешнеторговые зоны, комплексные производственные зоны, научно-технические зоны, туристско-рекреационные зоны.

4.1. Исторические аспекты создания СЭЗ

Исторически сложилось так, что исходным признаком СЭЗ является особый режим таможенного налогообложения. Это объясняется тем, что основной формой международного экономического сотрудничества длительное время была международная торговля. Почти 2000 лет назад (в 166 г. до н. э.) с целью содействия торговле власти греческого государства острова Делос провозгласила первую документально известную свободную зону. На острове приезжие купцы освобождались от налогов, пошлин и выполнения административных формальностей. Делос играл заметную посредническую роль в торговле между Западом и Востоком на протяжении 80 лет.

Уже в средние века международный товарообмен страдал от жесткого таможенного режима, которого придерживалось большинство европейских государств. Таможенная процедура была очень громоздкой и связан со значительными дополнительными расходами на оплату пошлины. На это время приходится возникновение первых районов «порто-франко» в портовых городах - Гамбурге, Бремене, Марсель, Ливорно и др.

Территория «порто-франко» отмежевывалась от остальной территории специальным таможенным рубежом. Движение товаров между «порто-франко» и зарубежными государствами осуществлялся без таможенных формальностей и уплаты пошлины. При продвижении товаров внутрь страны применялся обычный таможенный режим. В рамках «порто-франко» допускалась разнообразная промышленная и торговая деятельность. Во всех других случаях «порто-франко» (за исключением свободных городов Ганзейского союза) подчинялся государственному режиму. Режим «порто-франко» вводился не только для развития внешней торговли, но и для экономического подъема той или иной области. В таких районах интенсивнее развивалась промышленность, транзитные перевозки, обеспечивалось стабильное снабжение населения товарами, которые не производились в данной стране. В начале ХХ века «порто-франко» существовали в Гибралтаре, на Мальте, в Суліні, Сингапуре, Адене. Первым прообразом СЭЗ стало получение статуса «свободного порта» в 1595 г. городом Генуя (Италия).

В ХХ в. на смену «порто-франко» приходят новые инструменты, призванные ослабить неблагоприятное влияние протекционизма на мировую торговлю: создаются свободные склады в портах для хранения транзитных грузов или привезенных и еще не проданных товаров. Экспорт-импорт товаров из этих составов был свободным от таможенных пошлин и формальностей. Склады были общественными (находились в подчинении таможни) и частными (принадлежали частным лицам). Склады были общими для хранения любых товаров до пяти лет или ограниченными для хранения определенных товаров до шести месяцев. На складах допускались сортировки, работы по предотвращению товаров от порчи и их реализация.

Одновременно начало практиковаться возврат пошлин с импортируемого товара в случае его переработки и реэкспорта в установленный срок, а также беспошлинный ввоз и вывоз товара с обязательным совершением обратной сделки в течение определенного времени. Однако сначала полностью преодолеть недостатки протекционистской системы не удалось из-за трудности контроля за сохранностью и движением товаров, расчетов при возврате пошлины и т.д.

Поэтому в конце XIX - начале ХХ в. появляются «свободные гавани» - специально отведенные места в портовых городах, куда разрешалось привозить иностранные товары без пошлин и соблюдения таможенных формальностей, хранить их без ограничения срока, обрабатывать вплоть до промышленной переработки и проводить торговые операции. В отличие от «порто-франко», на территории «свободной гавани» не разрешалось проживания лиц, которые не имели отношение к эксплуатации и охраны гаваней, запрещалась розничная торговля, потребление неоплаченных пошлиной товаров.

В апреле 1817 года для стимулирования развития местной промышленности принимается решение о создании зоны «порто-франко» в Одессе. Открытие состоялось 15 августа 1819 года после завершения работ по созданию таможенных ограждений в виде рвов, валов и др. В «порто-франко» действовали следующие правила. В Одессу разрешалось свободное (без таможенного досмотра, подачи декларации и уплаты таможенных пошлин) ввоз любых иностранных товаров, включая товары, которые были запрещены для ввоза в Россию. Вывоз из Одессы иностранных товаров для продажи внутри страны допускалось только через таможенные границы по правилам общего тарифа с уплатой пошлины и на основе положений, регулировавших ввоз в Россию иностранных товаров. Поэтому все товары, которые поступали в Одессу и ввоз которых в Россию запрещалось тарифу, могли пропускаться через «порто-франко» лишь транзитом для последующего вывоза за границу. При такой системе пошлину платили не одесские предприниматели, а покупатели иностранных товаров внутри страны.

Экспорт товаров из Одессы за границу производится в соответствии с общим порядком. Поэтому запрещены тарифу до экспорта из России товары не могли вывозиться из одесского порта. Завезены в Одессу из России товары не облагались пошлиной. Последнее взималась только с товаров, которые экспортировались, при их загрузке на корабли в порту согласно правил общего тарифа.

Экономический механизм «порто-франко» является достаточно гибким и совершенствовался по мере достижения поставленных начальных целей, насыщенности внутреннего рынка, развития местной промышленности и др.

Так, в 1822 году было решено сократить территории свободной зоны и перенести границу непосредственно к городской окраине для ограничения возможностей контрабандного ввоза товаров в страну. Кроме того, из всех иностранных товаров начали взиматься сборы в размере 20 % установленного тарифом пошлины с целью осуществления контроля за количеством товаров, которые завозились в Одессу. Этот сбор поступал в распоряжение городской власти и использовался на содержание складов хранения беспошлинных товаров, рвов, валов, застав на границе «порто-франко». При продаже внутри страны ранее ввезенных в Одессу из-за границы товаров доплачивалась таможенная разница. Жители Одессы имели право провозить в страну беспошлинно только одетое на них импортную обувь и одежду. Ввоз из страны в Одессу национальных товаров и вывоз их обратно в страну разрешалось без таможенного налогообложения.

Успех «порто-франко» в городе был ограничен. Первоначальные цели были достигнуты не полностью. Одесса в период существования «порто-франко» имела значение только национального порта внешней торговли (в основном транзитной) и не стала крупным портом международной торговли. «Порто-франко» в Одессе прекратил существование в августе 1857 г., что не отразилось на росте внешнеторгового оборота порта.

Промышленность в Одессе развивалась медленно из-за отсутствия водных и лесных ресурсов, высокую стоимость рабочей силы. Негативным аспектом деятельности «порто-франко» стал широкое развитие контрабандного ввоза беспошлинных товаров внутрь страны, а также недополучение бюджетом 15 млн. руб. в виде пошлины.

В ХХ в. в условиях роста вывоза капитала, монополистического распределения мира, международного разделения труда процесс интернационализации производства приобрел общего характера. Соответственно усложнился набор инструментов государственного регулирования участия национальной экономики в мировых связях.

Это не могло не повлиять на черты свободных экономических зон. Они стали более разнообразными по своему назначению. Расширение хозяйственных функций зон требовало усложнения их механизма, в результате чего особый таможенный режим дополнился налоговым и финансовыми инструментами регулирования. Развитие коммуникаций позволил создавать зоны не только в портовых районах. Со временем термин «свободная зона» начал применяться к районам, где действует та или иная системы финансовых и других льгот в отношении предпринимателя и, как следствие, есть несколько экономически обособленными от остальной территории страны.

Сегодня по функциональным признакам можно выделить три категории свободных зон, имея в виду, что на практике встречаются переходные или комплексные формы, которые не могут безоговорочно относиться к той или иной категории.

К первой категории можно условно отнести зоны свободной торговли, которые являются прямыми последователями традиций «порто-франко». Это часть суверенной территории государства, где товары иностранного производства хранятся, продаются и покупаются без уплаты обычных в таких случаях таможенных платежей, другими словами, это беспошлинная торговая и складская зона, которая, оставаясь частью национальной территории, с точки зрения финансового режима рассматривается как территория, находящаяся за пределами государственной границы. Наиболее распространенная разновидность таких зон - «дьюти фри» - магазины в крупных международных аэропортах. Практически во всех странах Западной Европы, США, во многих других странах права свободной торговли распространяются на значительные по размерам площади, которые используются для обслуживания оптовой торговли.

Свободные зоны такого типа решают ограниченный круг вопросов. Широкому распространению они обязаны не только той роли, которую играют в обслуживании внешней торговли, но и потому, что их создание не связано с большими расходами или организационными сложностями. Поэтому их учредителями часто выступают местные власти или консорциумы, которые создаются заинтересованными фирмами. Предпосылками создания торговых зон является выгодное географическое положение (близость к международным транспортным артериям, крупным промышленным центрам, районам приграничной торговли и т.д.), наличие развитой инфраструктуры, включая подъездные пути, складские помещения, грузовые терминалы, постоянное электро-, водо - и теплоснабжения.

Доход страны, создала зону, состоит из поступлений от арендной платы за использование помещений и механизмов, которые находятся в зоне. Современные свободные торговые зоны оказывают широкий спектр услуг, начиная от сортировки и упаковки товаров вплоть до их частичной переработки. В таком случае они уже выступают как переходная форма, приближается по своим характеристикам к более сложных промышленных экспортных зон.

Зоны свободной торговли являются типичными экономическими анклавами. От территории принимающей страны они отделены внутренним рубежом; поставки товаров из зоны на внутренний рынок, как и поставки из-за границы, предусматривает уплату таможенных пошлин и прохождение иных формальностей. Эти зоны имеют ограниченное влияние на экономику страны в целом. Однако существование зоны может дать ощутимый эффект в масштабах региона, поскольку ее создание и освоение связано с поступлениями дополнительных капиталовложений, строительством дорог и других объектов инфраструктуры, ростом занятости, повышением доходов местного бюджета (в т. ч. валютных) и т.п. Поэтому инициатором свободных торговых зон часто выступает местная власть.

Ко второй группе свободных зон относятся те, которые непосредственно не связаны с обслуживанием внешней торговли. Исторически исходное понятие свободной зоны здесь размывается, потому что таможенные льготы отходят на второй план или вообще отсутствуют, а основную роль играют финансовые и валютные рычаги. К данной группе обычно относят банковские и страховые зоны и технологические парки. Между этими вариантами существуют большие различия. Сам термин «зона» в некоторых случаях может использоваться лишь условно, поскольку чаще всего особый режим хозяйствования не распространяется на территорию, а выборочно на определенный тип предприятия (так называемая «точечная зона»).

Свободные банковские или страховые зоны говорят в тех случаях, когда хотят охарактеризовать особенности деятельности транснациональных банковских и финансовых корпораций в небольших островных государствах и территориях (Багамские, Бермудские, Каймановы острова и т.п.), которые построили благосостояние на том, что создали в своих пределах максимально либеральный режим для функционирования таких корпораций. Единственным существенным ограничением является то, что здесь запрещено заключать сделки с резидентами принимающей стороны. В целом режим чрезвычайно благоприятный: отсутствуют ограничения в отношении объема инвестиций и характера операций, которые осуществляются; не установлен обязательный уровень ликвидности для действующих здесь банков; допускается полное или частичное освобождение от налогов прибыли, процентов, переводятся за границу. Взимаются только налоги на недвижимость, сборы за регистрацию, гербовые сборы и др. Сейчас более чем треть операций мирового рынка капиталов сконцентрирована в оффшорных финансовых центрах. В крупнейшем из них - м. Нассау действует около 9000 иностранных банков.

Такие зоны существуют и в промышленно развитых странах. Здесь они развиваются как бы в противовес оффшорным центрам в развивающихся странах, с целью подчинения операций на международном рынке ссудных капиталов национальной валютной власти. Так, в конце 1981 года в Нью-Йорке была открыта международная зона банковских услуг. Американским властям для этого не потребовались большие капиталовложения: нью-йоркским банкам разрешили создавать отделения с некоторыми правами иностранных отделений банков США. Расчет был сделан на то, чтобы позволить американским банкам проводить непосредственно на территории Нью-Йорка те операции, которые ранее они были вынуждены осуществлять через филиалы в Лондоне, на Багамских островах и т. д. Это имело успех и сопровождалось ростом валютных вкладов на счетах нью-йоркских банков.

Пример международной зоны банковских услуг в Нью-Йорке позволяет сделать вывод о важную особенность использования свободных зон: они несут значительную нагрузку как инструмент государственного регулирования для решения региональных или отраслевых задач. Так, нью-йоркская зона была призвана поднять значение крупнейшего города США как международного финансового центра. Еще больше такая направленность заметна в случае предпринимательских зон (наибольшее распространение получили в начале 80-х годов в Великобритании и США) и «технологических парков» (США, ФРГ, Япония, Сингапур).

Предпринимательские зоны возникли как порождение неоконсервативного варианта региональной политики, направленной на оживление главным образом мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах за счет предоставления предпринимателям большей свободы деятельности и значительных финансовых льгот. В Англии, например, в предпринимательской зоне Свонси власть на льготных условиях, сдает в аренду производственные помещения, предоставляет предприятиям отсрочки в уплате местных налогов и т.д. Специфика программы заключается в том, что главный приоритет отдается созданию рабочих мест преимущественно в сфере услуг, причем организаторы зоны стремятся, чтобы преимущества получали мелкие предприниматели, а не филиалы крупных фирм. Экономия средств достигается благодаря совместному использованию инфраструктурных объектов. Предпринимательскими зонами провозглашаются населенные пункты, кварталы в городах, где замерло экономическую жизнь. Они не имеют определенных пределов и выделяются лишь статусом фирм, размещенные там.

В США предпринимательские зоны создаются для возрождения депрессивных областей и районов в 37 штатах. Используются такие стимулы, как освобождение от налогов, действующие в оптовой и розничной торговле, налогов со средств, идущих на оплату коммунальных услуг, а также налоговые льготы на капиталовложения и подоходный налог.

Больше половины предпринимательских зон в США возникло течение всего лишь 5 лет (с 1980 до 1985). В тот же период были сформированы аналогичные зоны в Великобритании. Это не случайно. С одной стороны, в обеих странах в начале 80-х годов безработица достигла рекордного уровня. С другой - анклавные свободные зоны как элемент территориальной политики появились в русле неоклассической экономической концепции. Создание зон сопровождалось снижением государственного вмешательства в региональную экономику, сокращением доходов бюджета и ростом остатков средств в распоряжении налогоплательщиков.

Технологические парки, технополисы заявили о себе как новая эффективная форма интеграции науки и производства, что способствовало ускоренному внедрению передовых научно-технических разработок в производственную практику. Они конечно есть территориально объединенной совокупности лабораторных и производственных помещений, которые предоставляются на благоприятных условиях в аренду так называемым «венчурным» (рисковым) фирмам, занимающихся коммерческим освоением перспективных научных и технологических идей. Венчурные фирмы пользуются и другими преимуществами: в Сингапуре, например, это государственное финансирование 50 % расходов на научно-исследовательские и конструкторские работы (НДІКР), ускоренная амортизация научно-технического оборудования, присвоении компании в области НДІКР статуса «пионерской», что освобождает ее от уплаты налога на прибыль и т.д.

Для предпринимательских зон и технологических парков, которые расположены, в основном, в промышленных зонах, характерно то, что они в большинстве ориентированы на решение внутренних экономических задач через мобилизацию или перегруппировка национальных ресурсов, будь то капитал, технология или рабочая сила. Здесь конечно не существует специального механизма, направленного на привлечение иностранных инвестиций, хотя свободные зоны для них не закрыты. Однако иностранный капитал участвует в их деятельности, как правило, на равных правах с национальным капиталом.

Из всех вариантов свободных зон в последние годы наибольший резонанс в мире имели экспортные промышленные зоны, которые по совокупности черт выделяются в особую категорию. Их историю принято отсчитывать с момента создания в конце 50-х годов свободной зоны неподалеку от ирландского аэропорта Шеннон. Несмотря на европейское происхождение, распространились они почти исключительно в развивающихся странах, где стали рассматриваться как одна из важных признаков и инструментов перехода от стратегии импортозамещения до поощрения экспортного производства. Их популярность еще больше выросла в 80-е годы, когда ряд развивающихся стран с экспортной ориентацией экономики значительно приблизились по многим экономическим показателям в промышленно развитых.

Зоны экспортного производства заслуживают особого внимания. Дело не только в том, что по сравнению с другими типами зон они занимают наиболее значительное место в системе мировых связей. Они отличаются тем, что предназначены для вложения прямых иностранных инвестиций в промышленность и услуги. Такие же задачи ставятся перед свободными экономическими зонами в нашей стране.

4.2. Сущность СЭЗ и их роль в привлечении иностранных инвестиций

По оценкам иностранных специалистов, сегодня насчитывается около 3000 свободных экономических зон, в которых создано почти 3 млн. рабочих мест.

Свободные экономические зоны можно классифицировать следующим образом:

- свободные экономические зоны, которые выступают организационной формой активизации экспорта, привлечения иностранных инвестиций;

- свободные экономические зоны как форма региональной политики для стимулирования социально-экономического развития депрессивных регионов;

- свободные экономические зоны, в которых сочетаются характеристики первых двух зон.

В соответствии с решениями Киотской конференции (1973), под свободной экономической зоной понимают часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами таможенной территории и не подлежащие обычному таможенному контролю и налогообложению.

Согласно законодательству Украины специальная (свободная) экономическая зона определяется как часть территории Украины, на которой создается и действует специальный правовой режим экономической деятельности, порядок использования и действия законодательства Украины.

Понятие свободной экономической зоны (СЭЗ) - правовая категория, которая широко используется институтами Международной организации труда, Центром ООН по транснациональным корпорациям, Всемирной ассоциацией свободных экономических зон, документами Евросоюза.

В мировой практике СЭЗ рассматриваются по формам, которые отражают их специфическую модификацию, своеобразие той или иной страны.

Одна из первых современных специальных производственных зон появились в 1959 г. в Ирландии, в аэропорту «Шеннон» на площади 15 га с целью создание 300 новых рабочих мест. Через 15 лет там насчитывалось уже 2300 рабочих мест. Создана в Англии в 1982 году зона в аэропорту «Дог-Айленд» на площади 2000 га привлекла более 1 млрд. фунтов стерлингов и позволила создать 2500 новых рабочих мест.

С 1978 года в Китае началось создание совместных предприятий с участием иностранного капитала. III Пленум ЦК КПК принял решение о создании СЭЗ в 14 прибрежных городах с населением свыше 20 млн. Эти СЭЗ обеспечивают сегодня почти 2/3 внешнего товарооборота страны. К ним поступило иностранных инвестиций: за первые десять лет - 22 млрд. долл., 1992г. - 11 млрд., 1993г. - 29 млрд., 1994г. - 110 млрд. долл.

Полномочия, которые были предоставлены администрациям этих экономических зон:

- самостоятельность в разработке и утверждении всех инвестиционных проектов;

- широкие полномочия в региональном аспекте управления;

- самостоятельность в регулировании ставок арендной платы, платы за коммунальные услуги, тарифов, бюджетных платежей местного уровня;

- полное распоряжение частью произведенной в СЭЗ продукции;

- регистрация предприятий с льготным режимом деятельности;

- координация деятельности местных подразделений центральных контролирующих органов.

При этом государство остается гарантом проведения эксперимента в целом, а также в льготном прохождении инвестиционных проектов.

В США СЭЗ рассматривают как особую положительную силу в торговом и экономическом развитии. Особенность таких зон - жесткое правовое регулирование как из центра (Вашингтон), так и в регионах. «Силикон - Велле» - крупнейшая в США зона, которая дает 20 % мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. В ней занято 20 тыс. человек. В ближайшее время в США планируется создать до 1000 СЭЗ, объем инвестиций должен превысить 3 млрд. долл. Возникнет почти 100 тыс. рабочих мест. Сегодня в СЭЗ США осуществляется следующая деятельность:

- складирования, испытания, ремонт и утилизация комплектующих деталей электронных изделий;

- складирование и переупаковка товаров на экспорт в Канаду и Мексику;

- производство запасных частей для легковых и грузовых автомобилей отечественного и иностранного производства;

- производство драгоценностей, музыкальных инструментов, игрушек, парфюмерии, компьютеров, оптической техники.

Американский опыт показывает, что в СЭЗ создаются условия для стимулирования производства общественно необходимых товаров, производство которых испытывает дискомфорт в системе традиционных производственных отношений.

Достаточно эффективно СЭЗ работают в Сингапуре, Южной Корее, Малайзии, Маврикии.

Но не везде попытки создать СЭЗ были успешными. В Шри Ланка, Гватемале, Либерии, Сенегале и т.д СЭЗ пострадали от политической нестабильности и общественных зворушень, от чрезвычайно запутанной, с точки зрения инвесторов, системы льгот и стимулов.

В 1987 - 1988 годах обсуждался вопрос создания СЭЗ в Выборгской и Находкінській областях. В обоих случаях речь шла о небольших пограничные территории. Но в 1989 - 1990 годах без практического опыта началось создание более масштабных СЭЗ: Зеленоград («Технополис Зеленоград»), Калининская обл. («Янтарь»), Еврейская Автономная область («Ева»), Кемеровская обл. («Садко»), Сахалинская обл.

Зоны создали, но ожидаемая экономическая эффективность не была достигнута. Основная причина: на значительной территории России невозможно было установить льготное законодательство, особенно в сфере налогов, поскольку это привело бы к резкому сокращению доходов государственного бюджета.

4.3. Нормативная база создания и деятельности СЭЗ в Украине

Деятельность свободных экономических зон в Украине, процедуру их создания, взаимоотношения с местной исполнительной властью регламентирует целый ряд законов. Но краеугольным камнем этого процесса является «Концепция создания специальных (свободных) экономических зон в Украине», утвержденная Постановлением Кабинета Министров от 14.03.94 № 167.

Согласно с действующим законодательством Украины под СЭЗ понимается часть территории, на которой устанавливается специальный правовой режим экономической деятельности и особый порядок применения действующего законодательства.

Суть создания свободных экономических зон заключается в необходимости решения насущных проблем выхода народного хозяйства из экономического кризиса путем:

- привлечение иностранных и отечественных инвестиций;

- стимулирование производства;

- достижения сбалансированности экономического развития соответствующих регионов страны;

- эффективного размещения и использования материальных, трудовых и других ресурсов.

Итак, среди стратегических направлений создания и функционирования СЭЗ в Украине, которые выступают как ведущие элементы политики открытой экономики и играют важную роль в международных отношениях, является определение благоприятных условий для национального и интернационального предпринимательства, движения товаров и капиталов.

СЭЗ обеспечивают надлежащие правовые и экономические условия для концентрированного привлечения иностранных инвестиций, интенсивного внедрения передовых технологий, совершенствование отраслевой структуры производства и социально-экономического развития территорий, увеличения валютных поступлений, подготовки квалифицированных кадров.

В Украине свободные экономические зоны создаются с целью:

- привлечение иностранных инвестиций и содействие им;

- активизации совместно с иностранными инвесторами предпринимательской деятельности для наращивания экспорта товаров и услуг;

- поставок на внутренний рынок высококачественной продукции и услуг;

- привлечение и внедрение новых технологий, рыночных методов хозяйствования;

- развития инфраструктуры рынка;

- улучшение использования природных и трудовых ресурсов;

- ускорение социально-экономического развития Украины.

При создании свободных экономических зон учитываются определенные факторы размещения:

- местонахождение СЭЗ должно способствовать внешним и внутренним возможностям для реализации намеченных целей;

- наличие достаточного ресурсного потенциала (природно-климатические условия, научно-производственный потенциал, трудовые ресурсы);

- обеспеченность объектами производственной и социальной инфраструктуры в соответствии с международными стандартами;

- развитая система коммуникаций, разветвленная транспортная сеть;

- отсутствие экологических ограничений по созданию СЭЗ.

В Украине в зависимости от хозяйственной направленности и экономико-правовых условий деятельности могут создаваться следующие СЭЗ.

Внешнеторговая зона - часть территории государства, где товары иностранного происхождения могут храниться, покупаться и продаваться без уплаты пошлины и таможенных сборов или с их отсрочкой. Создаются за счет предоставления таможенных льгот, услуг по хранению и перевалке грузов, предоставления в аренду складов, помещений для выставочной деятельности, а также услуг по доработке, сортировке, упаковке товаров и т.п. Формы их организации: свободные порты (порто-франко»), свободные таможенные зоны (зоны франко), таможенные склады.

Комплексная производственная зона - часть государственной территории, на которой вводится специальный (льготный налоговый, валютно-финансовый, таможенный и т.п.) режим экономической деятельности с целью стимулирования предпринимательства. Они могут иметь форму экспортных производственных зон, где развивается прежде всего экспортное производство, ориентированное на переработку собственного сырья и преимущественно сборочные операции и импортоориентованих зон, главная функция которых - развитие импортозамещающих производств.

Научно-техническая зона - СЭЗ, специальный правовой режим которой ориентирован на развитие научного и производственного потенциала, достижение нового качества экономики через стимулирование фундаментальных и прикладных исследований с последующим внедрением результатов научных разработок в производство. Они могут существовать в форме региональных инновационных центров-технополисов, районов научного развития, высокотехнологических промышленных комплексов, а также локальных инновационных центров и опорных инновационных пунктов.

Туристско-рекреационная зона создается в регионах, имеющих богатый природный, рекреационный и историко-культурный потенциал, с целью эффективного его использования и сохранения, а также активизации предпринимательской деятельности в сфере рекреационно-туристического бизнеса.

Банковско-страховая(оффшорная зона - это зона, в которой вводится особенно благоприятный режим осуществления банковских и страховых операций в иностранной валюте для обслуживания нерезидентов. Оффшорный статус предоставляется банковским и страховым учреждениям, которые были созданы с участием только нерезидентов и обслуживают только ту их предпринимательскую деятельность, что осуществляется за пределами Украины.

Зона приграничной торговли - часть территории государства на границах с соседними странами, где действует упрощенный порядок пересечения границы и торговли.

С целью координационной, методической работы в Украине создано Агентство по вопросам специальных (свободных) экономических зон, которое имеет право организовывать проведение экспертиз отдельных инвестиционных проектов с целью:

- предотвращение негативных последствий реализации инвестиционных проектов по выполнению государственных программ экономического, научно-технического и социального развития;

- предотвращение уменьшения поступлений в бюджеты;

- определение источников покрытия возможных убытков.

С 1 января 2000 года на территории Украины действуют следующие свободные экономические зоны.

1. На территории Волынской области сроком на 20 лет создана специальная экономическая зона «Интерпорт Ковель» площадью 56,77 га (Указ Президента Украины «О специальной экономической зоне «Интерпорт Ковель» от 22.06.99 № 702/99).

2. Специальный режим инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития в Черниговской области на 30 лет (Указ Президента Украины «О специальном режиме инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития в Черниговской области» от 27.06.99 № 729/99).

3. На территории приоритетного развития в Волынской области создается специальный режим инвестиционной деятельности по реализации инвестиционных проектов в приоритетных видах экономической деятельности сроком на 30 лет (Указ Президента Украины «О специальном режиме инвестиционной деятельности на территории приоритетного развития в Волынской области» от 27.06.99 № 730/99).

4. Специальный режим инвестиционной деятельности создается на территории г. Харькова по реализации инвестиционных проектов в приоритетных видах экономической деятельности на 30 лет (Указ Президента Украины «О специальном режиме инвестиционной деятельности на территории г. Харькова» от 27.06.99 №731/99).

5. Специальный режим инвестиционной деятельности создается на территориях приоритетного развития в Житомирской области по реализации инвестиционных проектов в приоритетных видах экономической деятельности на 30 лет (Указ Президента Украины «О специальном режиме инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития в Житомирской области» от 27.06.99 № 732/99).

6. На 30 лет создается режим инвестиционной деятельности на территории приоритетного развития Автономной Республики Крым (Указ Президента «О специальном режиме инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития и специальной экономической зоны «Порт Крым» в Автономной Республике Крым» от 27.06.99 № 740/99).

7. На 30 лет создается специальная экономическая зона «Николаев» в г. Николаеве на территории судостроительных предприятий и приближенных к ним территорий (Указ Президента Украины «Про специальную экономическую зону «Николаев» от 28.06.99 № 758/99).

8. На 25 лет создается свободная экономическая зона «Порто-франко» на территории Карантинного мола Одесского морского торгового порта (Указ Президента Украины «О свободной экономической зоне «Порто-франко» на территории Одесского морского торгового порта» от 28.06.99 № 760/99).

9. Создается «Курортополис Трускавец» на 20 лет (Закон Украины «О специальной экономической зоне туристско-рекреационного типа «Курортополис Трускавец» от 18.03.99 № 514 - 14. Закон вступил в силу с 01.01.2000).

4.4. Современное состояние СЭЗ в Украине

Создания СЭЗ в Украине должно способствовать созданию новых рабочих мест и решению таким образом проблем занятости, стимулированию притока иностранного капитала, расширению экспортной базы, улучшению платежного баланса страны за счет поступлений в иностранной валюте, эффективного использования местных ресурсов, стимулированию рыночных преобразований.

Основными предпосылками создания и эффективного функционирования СЭЗ в Украине является выгодное географическое расположение нашего государства, развитость ее внешнеэкономических связей, наличие природно-климатических условий, значительных трудовых и природных ресурсов, соответствующего научно-технического потенциала и транспортной инфраструктуры.

СЭЗ «Славутич»

В связи с длительным выводом из эксплуатации блоков Чернобыльской АЭС возникла проблема трудоустройства ее персонала. С целью снятия социального напряжения и создание новых рабочих мест в городе Славутич Киевской области Президентом Украины на период до 2010 года создано специальную экономическую зону «Славутич».

На администрацию этой зоны возложены обязанности по рассмотрению и утверждению инвестиционных проектов, которые реализуются на территории зоны.

Субъекты зоны «Славутич» в объемах хозяйственной деятельности на территории зоны освобождаются от уплаты сборов в Государственный инновационный фонд, Фонд осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения, а также на обязательное социальное страхование на случай безработицы.

Указанные субъекты, которые ввозят на территорию Украины непідакцизне оборудования и оборудования для нужд собственного производства, связанного с реализацией инвестиционных проектов, освобождаются от уплаты ввозной пошлины и налога на добавленную стоимость с таких товаров.

Кроме того, в случае внесения инвестиций на общую сумму не менее 200 тыс. долларов США, которые направлены на создание новых предприятий или рабочих мест путем расширения производства, реконструкции или технического перевооружения, привлечения к работе на предприятии не менее 50 процентов лиц, высвобожденных в связи с долгосрочным выводом из эксплуатации блоков Чернобыльской АЭС, которые имели там основное место работы, с установлением им заработной платы не менее четверти от общего фонда оплаты труда, наступает право на освобождение от уплаты налога на прибыль предприятий на первые два года функционирования предприятия полностью и на последующие три года - на 50 процентов, а также освобождение от платы за землю.

По данным электронного справочника «Предприятия СНГ», в Славутиче состоянию на 1998 год существует 5 предприятий: местный хлебозавод (86 сотрудников) и четыре коммерческие фирмы, специализирующиеся на продаже электронагревателей израильского производства, автомобилей российского производства, леса, пиломатериалов и продуктов питания.

Контроль за соблюдением субъектами зоны «Славутич» требований налогового законодательства и положений Указа Президента Украины от 18.06.98. № 657 «О специальную экономическую зону «Славутич» относительно льгот по налогообложению возложен на Государственную налоговую администрацию Украины.

На период выполнения работ относительно подготовки к снятию и снятия энергоблоков Чернобыльской АЭС с эксплуатации и преобразования объекта «Укрытие» на экологически безопасную систему освобождаются:

- от налогообложения прибыль Чернобыльской АЭС, если эти средства используются на финансирование работ по подготовке к снятию и снятию Чернобыльской АЭС с эксплуатации и преобразования объекта «Укрытие» на экологически безопасную систему, и прибыль предприятий, полученная за счет международной технической помощи;

- от налога на добавленную стоимость - операции, которые выполняются за средства международной технической помощи, из ввоза (пересылка) на таможенную территорию и закупки на таможенной территории Украины товаров (сырья, материалов, оборудования и оборудования), выполнения работ и оказания услуг, осуществляются в рамках международной технической помощи;

- от уплаты пошлины при ввозе (пересылке) на таможенную территорию Украины товаров (сырья, материалов, оборудования и оборудования), поступающих в рамках международной технической помощи.

К тому же, в первые два года полностью и на следующие три года на 50 процентов освобождается от налогообложения прибыль субъектов хозяйственной деятельности в административно-территориальных границах города Славутич, зарегистрированных в установленном законодательством порядке до 30 декабря 2001 года, если эти средства используются исключительно на создание новых рабочих мест, развитие производства и реструктуризации города Славутич, а до 1 января 2004 года освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость и ввозной пошлиной товары (сырье, оборудование и оборудование), которые используются для развития производства и создания новых рабочих мест в городе Славутич.

Таким образом, значительно расширен перечень налоговых льгот и смягчены условия их предоставления, что делает инвестирование в экономику города Славутич более выгодным и привлекательным.

СЭЗ в Донецкой области

Верховная Рада Украины 24.12.98 приняла Закон Украины «Про специальные экономические зоны и специальный режим инвестиционной деятельности в Донецкой области», который призван привлечь инвестиции в приоритетные отрасли производства для создания новых рабочих мест и трудоустройства работников, высвобождаемых в связи с закрытием, реструктуризацией горнодобывающих и других предприятий, способствовать внедрению новых технологий, модернизации действующих производств, развития внешнеэкономических связей, увеличению поставок на внутренний рынок высококачественных товаров и услуг, создание современной производственной, транспортной и рыночной инфраструктуры, эффективному использованию природных ресурсов.

СЭЗ «Донецк» расположен на юге города Донецк и занимает площадь 466 га, СЭЗ «Азов» расположен на юге города Мариуполь Донецкой области и занимает площадь 314,8 га. Зоны создаются на 60 лет.

На определенный инвестиционным проектом период освоения земельного участка - планированию территорий, строительство объектов инфраструктуры специальной экономической зоны и т.д. - плата не взимается. За пользование землей в противном случае и другими природными ресурсами, переданными по соглашению органа хозяйственного развития, взимается плата в соответствии с законодательством Украины.

В специальных экономических зонах «Азов» и «Донецк» вводится режим специальной таможенной зоны.

Согласно этого режима товары и другие предметы (кроме подакцизных товаров) для использования в пределах этих зон ввозимые на их территорию без уплаты пошлины и налога на добавленную стоимость. Если товары вывозятся из зоны на территорию Украины, то пошлина и налог на добавленную стоимость уплачиваются на общих основаниях - как при импорте товаров в Украину. Исключение составляют полностью произведенных или достаточно переработаны или обработанных в специальной экономической зоне товары, вывоз которых за пределы Украины не облагается налогом, а при вывозе их в Украину для свободного использования на ее территории налог на добавленную стоимость и акцизный сбор не взимается.

Кроме того, на территориях свободных экономических зон устанавливается специальный льготный режим налогообложения. Схема льгот в СЭЗ и территориях приоритетного развития Донецкой области приведена в таблице 4.1.

Специальный режим инвестиционной деятельности вводится с целью создания новых рабочих мест на территориях приоритетного развития, то есть на территориях в пределах города или района, где сложились неблагоприятные социально-экономические условия. Этот режим вводится на 30 лет и действует в приоритетных видах экономической деятельности.

К территориям приоритетного развития относятся в своих административно-территориальных границах города Угледар, Горловка, Дзержинск, Димитров, Доброполье, Донецк (кроме территорий СЭЗ «Донецк»), Енакиево, Ждановка, Кировское, Красноармейск, Макеевка, Мариуполь (кроме территории СЭЗ «Азов»), Новогродовка, Селидово, Снежное, Торез, Шахтерск, а также Волновахский и Марьинский районы.

Специальный режим инвестиционной деятельности применяется к субъектам предпринимательской деятельности, реализующим одобренные Советом по вопросам специальных экономических зон и специального режима инвестиционной деятельности в Донецкой области инвестиционные проекты в приоритетных видах экономической деятельности и территориях приоритетного развития, согласно заключенному контракту.

В Донецке местными властями подготовлено 10 инвестиционных проектов на сумму 192 млн. долл., которые планируется реализовывать в экономической зоне. По мнению экспертов Министерства угольной промышленности, создание зоны будет способствовать смягчению негативных социальных последствий от закрытия шахт.

Таблица 4.1

Схема льгот в СЭЗ и территориях приоритетного развития Донецкой области

Показатели

СЭЗ

ТПР со специальным режимом инвестирования

Срок действия

60 лет

30 лет

Налоговые льготы

- налог на прибыль - 20 %

- доходы (кроме тех, которые получены от инвестиций в государственные ценные бумаги) облагаются налогом в размере 2/3 действующих ставок

- освобождение от сборов в Инновационный и Чернобыльского фондов

- льготы в отношении таможенных и акцизных сборов

- освобождение на срок до 5 лет от импортных и экспортных пошлин на сырье и оборудование (кроме подакцизных товаров)

- налог на прибыль для предприятий с инвестициями не менее $1 млн.: 0 % - первые три года с момента получения первой прибыли, 50 % от действующих ставок - следующие 3 года

- освобождение от сборов в Инновационный и половина от ставки до Чернобыльского фондов для предприятий, где 50 % и более рабочих - бывшие рабочие горно-добывающей отрасли

В валовой доход предприятия с целью налогообложения не включается полученная согласно инвестиционному проекту сумма инвестиций в виде денежных средств, материальных ценностей и нематериальных активов

Сумма инвестиций в валовой доход не включается

Дополнительные гарантии

В случае изменения режима зон деятельности предприниматель может уплачивать налоги по ставкам, действовавшим на момент заключения с ним контракта органами управления зон

СЭЗ в Луганской области

С целью привлечения инвестиций в приоритетные отрасли производства для создания новых рабочих мест и трудоустройства высвобождаемого персонала в связи с закрытием, перепрофилированием горнодобывающих и других предприятий Луганской области, Президент Украины издал Указ «О специальном режиме инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития в Луганской области».

К территориям приоритетного развития отнесены города Брянка, Первомайск, Стаханов.

Специальный режим инвестиционной деятельности применяется к субъектам предпринимательской деятельности, которые по заключенному с соответствующим органом местного самоуправления договором реализуют инвестиционный проект. Этот режим предусматривает:

- освобождение не более чем на 5 лет от обложения ввозной пошлиной и налогом на добавленную стоимость во время ввоза в Украину оборудования и оборудования (кроме подакцизных товаров) для реализации инвестиционного проекта;

- освобождение на 3 года от налогообложения прибыли вновь созданного, в том числе в процессе реорганизации, предприятия, инвестиции в которое эквивалентные менее чем 1 млн. долларов США. С четвертого по шестой год прибыль облагается налогом по ставке в размере 50 процентов действующей ставки налогообложения;

- невключение в валовой доход предприятия с целью налогообложения полученной, согласно инвестиционному проекту, суммы инвестиций в виде денежных средств, материальных и нематериальных активов;

- освобождение от уплаты сбора в Государственный инновационный фонд и фонд содействия занятости населения на период до 2009 года вновь, в том числе в процессе реорганизации, предприятий, в которых численность высвобожденных работников горнодобывающих и других предприятий, закрываются, составляет в налоговом периоде не менее 50 процентов среднесписочной численности работающих;

- несправляння в период освоения земельного участка (планирования территории, строительства инфраструктуры и т.д.), определенного инвестиционным проектом, платы за землю.

Специальная экспериментальная экономическая зона «Сиваш»

Проект разработан в 1994 - 1995 годах, но фактически зона начала функционировать с сентября 1996 года. Зона «Сиваш» создана Указом Президента Украины «О Североокрымская экспериментальную экономическую зону «Сиваш». Руководящий орган - государственная компания «Администрация Північнокримської экспериментальной экономической зоны «Сиваш», в уставный фонд которой правительство Украины перечислил 300 тыс. грн., правительство Крыма - 52 тыс. грн. СЕЕЗ «Сиваш» расположена в северной части Крымского полуострова на территории трех административно-территориальных единиц - городов Красноперекопск, Армянск и Красноперекопского района АР Крым. Общая площадь зоны - 1410 кв. км. Сегодня статус субъектов зоны имеют 13 предприятий, еще 4 - претендуют на его получение. Характерной особенностью региона является наличие практически неисчерпаемых запасов солей натрия, брома, хлора.

Основная цель создания СЕЕЗ - возрождение производственных предприятий, находящихся на ее территории. Сегодня здесь реализуется 17 крупных проектов общей сумме 6,3 млн. долл. По данным Министерства экономики Украины, в эти проекты уже вложено около 4 млн. долларов. И это только начало, поскольку за инвестиционными планами сумма капиталовложений должна составить 50 млн. долларов.

Сейчас в зоне «Сиваш» функционируют производства газированной воды, хлебобулочных изделий, брома, разнообразной молочной продукции. Много инвестиционных программ связано, прежде всего, с модернизацией и реконструкцией существующих производств, переработкой сырья, утилизацией промышленных отходов, выпуском компьютерных систем и видеотехники. Для предприятий, работающих в зоне, установлены определенные льготы:

- снижен на 50 процентов налог на прибыль;

- освобождены от НДС и пошлины на сырье, материалы и оборудование, ввозимые для собственного производства;

- освобождены от обязательной продажи валютной выручки;

- не подлежит квотированию и лицензированию вывоза произведенной продукции за границу.

За годы деятельности реализовано продукции на 100 млн. грн., отчислено в бюджет свыше 5 млн. грн. Работать в экономической зоне изъявили желание деловые круги Великобритании, Германии, Турции, Швеции, США, Словакии. Предполагается, что в 2001 году, после завершения эксперимента, СЕЕЗ будет преобразован в СЭЗ сроком на 30-40 лет.

На территории Крыма планируется создать еще несколько специальных экономических зон - в Керчи, Евпатории, Феодосии, а также туристско-рекреационную зону в Большой Ялте.

СЭЗ «Закарпатье»

Первые попытки создать СЭЗ «Закарпатье» предпринимались еще в 1992 году. Согласно проекту зона должна была разместиться на приграничной территории площадью 200 га, где предполагалось построить гостиницы, ресторан, складские помещения и другие объекты инфраструктуры. По расчетам, в течение 5 лет в зону намечалось инвестировать 500 млн. долл. В 1996 году получено разрешение на перестройку зоны на малопригодных землях площадью 525 га в рамках консигнационного комплекса «Чоп-Интерпорт», что создавался.

С 9 января 1999 года вступил в силу Указ Президента Украины «О СЭЗ «Закарпатье», за которым зона создается сроком на 30 лет на площади 737,9 га. В ее пределах устанавливается специальный налоговый, таможенный и другие режимы инвестиционной деятельности. Субъектам предпринимательства, зарегистрированным в зоне, предоставляются значительные льготы, а именно:

- налог уплачивается по ставке 20 % от объекта налогообложения;

- доходы нерезидентов, полученные от деятельности в зоне, за исключением доходов от инвестиций в ценные бумаги, облагаются налогом в размере 2/3 ставок, установленных действующим законодательством;

- не взимается сбор в Государственный инновационный фонд;

- устанавливается режим специальной таможенной зоны, ввоз товаров из-за границы на территорию которой не облагается ввозной пошлиной и НДС;

- не справляются вывозная таможенная пошлина, НДС и акцизный сбор при вывозе с территории зоны за границу товаров, ранее ввезенных в зону из-за границы или произведенных или переработанных в зоне;

- не применяется лицензирование и квотирование товаров, импортируемых для нужд производства в зоне.

На территории СЭЗ запрещено вводить игорный бизнес. Специальный режим инвестиционной деятельности в зоне устанавливается на 15 лет. Предусматривается освобождение:

- от обложения ввозной пошлиной и налогом на добавленную стоимость во время ввоза в Украину оборудования, кроме подакцизных товаров, для осуществления инвестиционного проекта - не более чем на пять лет;

- от налогообложения прибыли вновь созданных предприятий (в том числе тех, что находятся в процессе реструктуризации), инвестиция в каждое из которых эквивалентна не менее чем 250 тыс. долл., а также прибылей уже действующих производств, полученных в результате инвестирования в каждое из них не менее чем 250 тыс. долл. - на два года;

- от уплаты сбора в Государственный инновационный фонд вновь созданных предприятий - на два года.

Также предусмотрено уплату 50-процентного подоходного налога в течение трех лет вновь созданными предприятиями с иностранными инвестициями; необложения доходов, полученных от оказания туристических услуг в населенных пунктах Закарпатья, которые имеют статус горных. Если реципиент инвестиции продал ввозимое инвестором оборудования до завершения действия инвестиционного срока, ему придется уплатить НДС и ввозную пошлину в полном объеме за соответствующий налоговый период.

СЭЗ в Львовской области

Примером стремление государства восстановить экологическое равновесие, решить природоохранные задачи и социальные проблемы создана Законом Украины от 15.01.99 № 402-XIV специальная экономическая зона «Яворов». В Яворі планируется организовать СЭЗ производственного направления сроком на 10 лет. По проекту здесь будет создано несколько новых предприятий: западноукраинский нафтомастильний завод, производство серной кислоты и гербицидов, фабрику по пошиву спортивной одежды. Общая сумма запланированных инвестиций - 46,8 млн. долларов.

Яворов имеет благоприятное транспортно-географическое положение и развитую промышленную инфраструктуру. Об этом свидетельствует и наличие в этом регионе автомобильной и железнодорожной магистралей, близость к границе с Польшей (кстати, недалеко размещена польская СЭЗ в Малашевичі-Тересполе, которая не имеет выходов ни на море, ни на речные маршруты, создана с целью сухопутной действия по оси Запад-Восток-Запад).

СЭЗ «Яворов» создается с целью привлечения инвестиций для создания новых рабочих мест и обеспечения трудоустройства работников Яворивского государственного горно-химического предприятия «Сера», высвобождаемых в связи с сокращением производства, перепрофилирование свободных производственных мощностей, решение экологических проблем в Яворовском районе путем создания условий для восстановления земель, нарушенных техногенным воздействием горно-химического производства, активизации предпринимательской деятельности и т.д.

На территории зоны предусмотрено ввести специальный режим экономической деятельности. Так, в районе пункта пропуска Краковец-Корчова, что расположен на границе с Польшей, планируется ввести в действие специальный таможенный режим, в соответствии с этим на территории будущего автопорта не будет взиматься ввозная пошлина и НДС с ввезенных товаров, кроме подакцизных, из-за пределов таможенной территории Украины. Предусмотрено еще немало льгот, прежде всего, на перемещение товаров, которые будут производиться или перерабатываться на территории автопорта «Краковец». От уплаты ввозной пошлины освобождаются также сырье, материалы и оборудование, кроме подакцизных, ввозимые в СЭЗ «Яворов» для нужд собственного производства.

Сумма денежных поступлений в бюджеты всех уровней от вновь созданных в СЭЗ «Яворов» предприятий при предложенном льготном режиме налогообложения составляет 9,2 млн. грн.

Согласно Закону Украины от 18.03.99 № 514-XIV предусматривается создание на 20-летний период еще и специальной экономической зоны туристско-рекреационного типа «Курортополис Трускавец», которая расположена в административно-территориальных границах города Трускавец.

Целью создания СЭЗ «Курортополис Трускавец» является стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности, направленной на сохранение и эффективное использование природных лечебных ресурсов курорта Трускавец, ускорения экономических реформ в лечебно-оздоровительной отрасли и развитие туризма.

Субъектами СЭЗ «Курортополис Трускавец» определяются субъекты предпринимательской деятельности, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения, расположенные на территории СЭЗ и реализуют на этой территории утвержденные исполнительным комитетом Трускавецкого совета инвестиционные проекты сметной стоимостью, эквивалентной не менее чем 500 тыс. долларов США, на основании договора (контракта) об условиях реализации этого инвестиционного проекта и зарегистрированы органом хозяйственного развития и управления СЭЗ «Курортополис Трускавец» как субъекты СЭЗ «Курортополис Трускавец».

К субъектам СЭЗ «Курортополис Трускавец» применяется специальный правовой режим предпринимательской деятельности и предоставляются предусмотренные указанным Законом льготы по уплате налога на прибыль предприятий, налога на добавленную стоимость, ввозной пошлины и платы за землю.

Органами управления СЭЗ «Курортополис Трускавец» является Трускавецкая городской совет и его исполнительный комитет в пределах своих полномочий; орган хозяйственного развития и управления СЭЗ «Курортополис Трускавец». Органом хозяйственного развития и управления «Курортополис Трускавец» является юридическое лицо, созданное в Трускавецкой городским советом при участии субъектов хозяйственной деятельности.

Субъект предпринимательской деятельности (инвестор), который намеревается реализовать инвестиционный проект, должен лично или через уполномоченного представителя подать до исполкома Трускавецкого горсовета следующие документы:

- заявление о рассмотрении инвестиционного проекта в установленном порядке;

- инвестиционный проект (бизнес-план);

- нотариально удостоверенные копии свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности и учредительные документы юридического лица;

- в случае, когда заявителем является иностранное лицо, - документы, свидетельствующие о регистрации (создании) иностранного юридического лица в стране его местонахождения (извлечение из торгового, банковского или судебного реестра и т.д.);

- справку органов государственной налоговой службы о состоянии расчетов с бюджетом (для юридических лиц, которые зарегистрированы в Украине);

- выводы экспертизы инвестиционного проекта согласно с законодательством Украины (в том числе научно-технической, экологической и т.д.);

- проект договора (контракта) о реализации инвестиционного проекта на территории СЭЗ «Курортополис Трускавец», согласованный с исполнительным комитетом Трускавецкого горсовета и органом хозяйственного развития и управления СЭЗ;

- обязательство о предоставлении исполнительный комитет Трускавецкого горсовета отчетности о ходе реализации инвестиционного проекта по форме и в сроки, установленные исполнительным комитетом.

Гарантии субъектам СЭЗ «Курортополис Трускавец»:

- в соответствии с частью 2 ст. 2 Закона «О СЭЗ «Курортополис Трускавец» в случае изменения законодательства Украины по вопросам налогообложения, инвестиционной деятельности и таможенного законодательства к субъектам зоны «Курортополис Трускавец» по их требованию в течение периода функционирования этой зоны применяются положения, предусмотренные данным Законом, и льготы, предоставленные другими законами Украины на день их регистрации в качестве субъектов СЭЗ «Курортополис Трускавец»;

- в случае ликвидации СЭЗ государство гарантирует сохранение в полном объеме всех имущественных и неимущественных прав субъектов данной СЭЗ;

- СЭЗ «Курортополис Трускавец» может быть ликвидирована и до окончания срока, на который она была создана. Согласно Закона Украины «Об общих основах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон» такое решение может приниматься только Верховной Радой Украины в форме отдельного закона о ликвидации СЭЗ.

Решение об утверждении инвестиционного проекта или отказе в его утверждении принимается в месячный срок (в некоторых случаях он может продолжаться исполнительным комитетом на 2 недели).

Решение об утверждении инвестиционного проекта является основанием для заключения соглашения (контракта) о реализации его на территории СЭЗ «Курортополис Трускавец».

Орган хозяйственного развития и управления СЭЗ выдает соответствующему субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) после его регистрации в качестве субъекта СЭЗ «Курортополис Трускавец» свидетельство о регистрации, которое подтверждает право его владельца на получение льгот, определенных Законом «О СЭЗ «Курортополис Трускавец».

Законом «О СЭЗ «Курортополис Трускавец» субъектам СЭЗ «Курортополис Трускавец» предоставляются следующие льготы.

1. Льготы по уплате пошлины. Освобождаются от уплаты лекарственные препараты, оборудование, комплектующие изделия к ним, программное обеспечение объектов интеллектуальной собственности (кроме подакцизных товаров) для нужд собственного производства, связанных с реализацией инвестиционного проекта, зарегистрированных Трускавецкой городским советом.

2. Льготы по уплате НДС. Освобождаются субъекты СЭЗ в отношении операций, осуществляемых ими, из ввоза (пересылки) зарегистрированных в Украине в установленном законодательством порядке лекарственных препаратов, оборудования, программного обеспечения для нужд собственного производства, связанных с реализацией инвестиционного проекта (кроме подакцизных товаров).

3. Льготы по налогу на землю. Освобождаются от уплаты налога на землю в полном объеме субъекты СЭЗ, что являются собственниками земельных участков и (или) землепользователи при реализации ими на территории данной зоны в течение определенного в инвестиционном проекте периода освоения земельного участка, а именно: планирование территории, строительство объектов инфраструктуры для нужд СЭЗ «Курортополис Трускавец».

Уплата налога на землю производится по ставке в размере 50 % действующей ставки налогообложения в течение следующих десяти лет реализации таких инвестиционных проектов с момента истечения указанного выше периода, в течение которого данные субъекты быть полностью освобождены от уплаты налога на землю.

1. Льготы по налогу на прибыль предприятий:

- освобождаются от уплаты налога на прибыль предприятия в полном объеме сроком на 3 года с момента получения субъектами СЭЗ «Курортополис Трускавец» первой прибыли от реализации инвестиционного проекта;

- уплата налога на прибыль предприятия по ставке 50 % с 4-го по 6-й год реализации инвестиционного проекта;

- после 6-ти лет с начала реализации конкретного инвестиционного проекта налог на прибыль уплачивается в повнуму объеме по общей ставке.

СЭЗ в Одесской и Николаевской областях

С точки зрения стандартных требований к СЭЗ, Одесса могла по бизнес-плану стать идеальным «СЭЗ-миллионером». Именно в Одесской области самая большая в Причерноморском экономическом районе густота железнодорожных путей (34,6 км на 1000 кв. км). С 1978 г. работает международная железнодорожная переправа Ильичевск - Варна. Автомагистрали Николаев - Одесса - Кишинев и Одесса - Измаил имеющих международное и государственное значение. Эксплуатируются нефтепровод Снигиревка - Одесса, газопровод Шебелинка - Одесса и аммиакопровод Тольятти - Одесса. В городе находятся два международных аэропорта и крупный морской порт.

Здесь работают тепловая электростанция, нефтеперерабатывающий и судоремонтный, машиностроительный, два станкостроительных завода, «Кинап» (предприятие по производству киноаппаратуры), заводы полиграфического машиностроения и другие крупные предприятия.

В области сосредоточены богатые запасы полезных ископаемых (строительные материалы, нефть и газ). Нельзя забывать и про лечебные грязи на Куяльницком и Хаджибейском лиманах. И, наконец, в Одесской области расположены 43 лечебные санатории и пансионаты, многочисленные турбазы и детские лагеря.

Президент Украины Указом от 29.12.98 № 1387/98 поддержал инициативу по созданию специальной экономической зоны «Рени» на территории города Рени на базе морского торгового порта. Указанная зона вводится с целью создания условий для привлечения инвестиций, активизации предпринимательской деятельности, расширения внешнеэкономических связей и стимулирования транзитных перевозок и ускорение социально-экономического развития региона.

С целью создания условий для привлечения инвестиций, сохранения, развития и эффективного использования производственного, научно-технического и экспортного потенциала судостроительной промышленности Президент Украины поддержал инициативу Николаевской областной государственной администрации относительно создания специальной экономической зоны в Николаеве на базе судостроительных предприятий города.

Итак, в Украине прорабатываются несколько проектов СЭЗ: «Закарпатье», «Славутич», в Трускавце, Яворі, Одессе и т.д. Действует экспериментальная зона «Сиваш», принят Закон о создании специальных экономических зон «Донецк» и «Азов», а также территории приоритетного развития со специальным режимом инвестирования в Донецкой области.

После рассмотрения современного состояния СЭЗ в Украине можно сделать следующие выводы:

- во-первых, почти все проекты СЭЗ в Украине (кроме Одессы и Севастополя) ориентированы на выживание и определенное оживление депрессивных регионов, поэтому их эффективность, скорее всего будет не очень высокой;

- во-вторых, процесс создания СЭЗ в Украине протекает очень медленно и непоследовательно;

- в-третьих, за исключением СЭЗ «Славутич», подходы к созданию других задекларированных свободных зон в целом соответствуют мировым стандартам (развитые коммуникации, производственная и социальная инфраструктура, природно-ресурсный потенциал).

Также нужно отметить, что в нашей стране мировой опыт создания свободных экономических зон применяется лишь частично. Если в иностранной практике подобные зоны являются небольшими территориальными анклавами, почти не связанными с национальным рынком, то в Украине они проектируются скорее как средство решения не столько внешнеэкономических, сколько внутрихозяйственных задач.

Вопросы для проверки усвоенных знаний

1. Раскройте историю создания свободных экономических зон.

2. Охарактеризуйте создание современных оффшорных зон.

3. Какова классификация СЭЗ?

4. Какие полномочия предоставляются СЭЗ?

5. Охарактеризуйте нормативную базу создания и деятельности СЭЗ в Украине.

6. Какова цель создания СЭЗ в Украине?

7. Какие основные факторы размещения СЭЗ учитываются при их создании?

8. Дайте характеристику СЭЗ, которые могут создаваться в Украине в зависимости от хозяйственной направленности.

9. Какие зоны действуют на территории Украины с 1 января 2000 года?
10. Охарактеризуйте современное состояние СЭЗ в Украине.

Книга: Инвестиции - Данилов

СОДЕРЖАНИЕ

1. Инвестиции - Данилов
2. Организационно-экономические основы инвестирования Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционной деятельности
3. Глава 2. Субъекты инвестиционной деятельности
4. Глава 3. Иностранные инвестиции
5. Глава 4. Свободные экономические зоны
6. Финансовые инвестиции Глава 5. Ценные бумаги: порядок их выпуска и обращения
7. 6. Институты рынка ценных бумаг
8. Глава 7. Фондовые и биржевые индексы
9. Глава 8. Управление портфелем ценных бумаг
10. Реальные инвестиции Глава 9. Характеристика и обоснование реальных инвестиции
11. Глава 10. Диагностика принятия инвестиционных решений
12. Глава 11. Финансовое планирование капиталовложений
13. Глава 12. Оценка и страхование рисков проекта
14. Приложение № 2 Фонды, которые предоставляют гранты и кредиты
15. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

На предыдущую