lybs.ru
Вождь с толпой не дискутирует. / Андрей Коваль


Книга: Инвестиции - Данилов


Реальные инвестиции Глава 9. Характеристика и обоснование реальных инвестиции

9.1. Классификация реальных инвестиций.

9.2. Понятие инвестиционного проекта. Жизненный цикл проекта.

9.3. Состав технико-экономического обоснования инвестиций.

9.4. Бизнес-план инвестиционного проекта.

9.5. Маркетинговое планирование.

Ключевые слова: реальные инвестиции, инвестиции в нематериальные активы, сущность инвестиций, инвестиции в НИР, капитальные вложения, накопления, объем инвестиций, норма инвестиций, жизненный цикл проекта, инвестиционная фаза, фаза эксплуатации, идентификация, экспертиза инвестиционного проекта, технико-экономическое обоснование, обоснование инвестиций, бизнес-план инвестиционного проекта, капитальные затраты, налоговый план инвестиционного проекта, баланс денежных потоков, маркетинговое планирование, диверсификация.

9.1. Классификация реальных инвестиций

До реальных инвестиций (инвестиций в производственные фонды) относятся вложения в основной капитал производственных предприятий и инвестиции, направленные на рост материально-технических запасов.

Реальные инвестиции бывают следующих видов:

- инвестиции восстановления, осуществляются за счет средств фонда восстановления предприятия;

- инвестиции расширения (чистые инвестиции), осуществляемые за счет части национального дохода (НД) или за счет фонда чистого накопления;

- валовые инвестиции - как инвестиции обновления, так и инвестиции расширения.

Прямые инвестиции непосредственно необходимые для реализации инвестиционного проекта. К ним относятся инвестиции в основные (материальные и нематериальные активы) и обороне средства.

Инвестиции в основные средства включают:

- приобретение (или изготовление) нового оборудования, в том числе затраты на его доставку, установку и пуск;

- модернизация действующего оборудования;

- строительство и реконструкция зданий и сооружений;

- технологические установки, обеспечивающие работу оборудования;

- новое технологическое оснащение и модернизацию имеющегося оборудования.

Инвестиции в оборотные средства предполагают обеспечение:

- новых и дополнительных запасов основных и вспомогательных материалов;

- новых и дополнительных запасов готовой продукции;

- увеличение счетов дебиторов.

Необходимость подобных инвестиций заключается в том, что при увеличении объема производства товаров, как правило, должны автоматически увеличиваться товарно-материальные запасы сырья, комплектующих элементов и готовой продукции. Кроме того, в связи с увеличением объема производства и продаж увеличивается дебиторская задолженность предприятия. Все это - активные статьи баланса, и их позитивное наращивание должно финансироваться из дополнительных источников.

Инвестиции в нематериальные активы чаще всего связаны с приобретением торговой технологии (патента или лицензии) и торговой марки.

Сопутствующими инвестициями являются:

- вложения в объекты, связанные территориально и функционально с прямым объектом:

- вложения в объекты, непосредственно технологически не связанные с обеспечением нормальной эксплуатации (подъездные пути, линии электропередач, канализация и т.п.);

- вложения непроизводственного характера, например, инвестиции в охрану окружающей среды, социальную инфраструктуру.

Инвестиции в НИР обеспечивают и сопровождают проект. Это, прежде всего:

- материальные средства (оборудование, стенды, компьютеры и разнообразные приборы), необходимые для проведения предпроектных исследований;

- оборотные средства, необходимые, например, для обеспечения текущей деятельности научно-исследовательского института или вуза по заказу предприятия;

- лицензии и технологии;

- обучение персонала.

Капитальными вложениями называются средства, вложенные в расширенное воспроизводство основных фондов (ОФ). Конечно на капитальные вложения направляется около 20 % НД. Они играют важную роль в социально-экономическом развитии страны.

Среди основных результатов использования капитальных вложений необходимо выделить:

1) реализацию социальных программ;

2) пропорциональное размещение производительных сил страны;

3) гармоничное развитие отраслей народного хозяйства;

4) ускорение темпов научно-технического прогресса и развития базовых отраслей народного хозяйства;

5) реализацию программ развития топливно-энергетического комплекса, жилья, обновление производственных фондов;

6) осуществление важных строек.

Наиболее общей является следующая классификация реальных инвестиций.

По источникам финансирования:

- централизованные - за счет средств государственного бюджета и государственных кредитов;

- нецентрализованные - за счет долгосрочных банковских кредитов, собственных средств предприятий, иностранных инвестиций.

Сегодня в Украине наблюдается тенденция к увеличению доли централизованных капитальных вложений. Такая ситуация связана с государственной политикой в финансовой и банковской сферах.

Отраслевое распределение реальных инвестиций на нынешнем этапе имеет следующий вид:

- машиностроение и металлообработка;

- торговля и общественное питание;

- строительство;

- целлюлозно-бумажная промышленность;

- промышленность строительных материалов и др.

Региональное распределение. Объем привлеченных инвестиций в различные регионы зависит от:

- состояния инвестиционного климата;

- последовательности проведения рыночных реформ;

- уровня развития экономического потенциала;

- динамики преобразования производственной и финансовой инфраструктуры;

- эффективности использования природных и трудовых ресурсов;

По формам воспроизводства выделяют следующие виды реальных инвестиций:

- новое строительство - создание производственных мощностей на новых площадках по новым проектам;

- расширение производства - строительство новых предприятий и расширения действующих производственных подразделений основного и вспомогательного назначения;

- реконструкция производства - переоборудование действующих цехов производств, которое осуществляется по единым комплексным проектом предприятия в целом;

- техническое переоснащение производства - комплекс мероприятий, направленных на повышение технико-экономического уровня производства отдельных цехов, производств путем механизации, автоматизации производственного процесса, внедрением прогрессивной технологии и ноу-хау, замена физически изношенного оборудования.

Для характеристики реальных инвестиций на макроэкономическом уровне в международной практике используются следующие показатели.

1) Объем инвестиций, то есть стоимостное отражение капитала, который вкладывается.

2) Норма инвестиций, что является отношение объема инвестиций к валового национального продукта или валового внутреннего продукта.

3) Коэффициент прироста капиталоемкости, что характеризует эффективность инвестиций и эффективность накопления. Определяется как отношение валовых инвестиций в основной капитал к приросту ВНП за тот же период.

4) Коэффициент капиталоемкости = Валовые инвестиции / Прирост ВНП.

5) Накопление - это использование части НД на расширенное воспроизводство.

Даже в странах с рыночной экономикой эти показатели неодинакові, их уровень колеблется в зависимости от уровня страны, ее экономики в текущем периоде.

9.2. Понятие инвестиционного проекта. Життсвий цикл инвестиционного проекта

Понятие «инвестиционный проект» имеет два значения.

1) Деятельность, которая предусматривает осуществление комплекса мероприятий для достижения определенной цели.

2) Система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления определенных мероприятий, которые содержат их описание.

Проекты принято подразделять на тактические и стратегические.

Тактические - проекты, связанные с увеличением объемов изготовления продукции, повышением качества, модернизацией оборудования.

Стратегические проекты, предусматривающие изменение формы собственности или кардинальное изменение характера производства.

Типичными в мировой практике принято считать следующие виды проектов:

1) замена устаревшего оборудования, как естественный процесс в рамках действующего бизнеса. Обычно такие проекты не требуют подробного обоснования и длительного принятия решений. Альтернативность возможна лишь в том случае, когда существует несколько типов подобного оборудования, и необходимо обосновать преимущества одного из них;

2) замена оборудования с целью снижения производственных затрат. Цель подобных проектов - замена морально устаревшего оборудования. Этот тип проектов предполагает анализ выгодности каждого отдельного проекта, т.к. более совершенное оборудование не всегда выгодно с финансовой точки зрения;

3) увеличение выпуска продукции и расширение рынка услуг. В данном случае необходимо детально анализировать реальность осуществления коммерческого проекта с обоснованием расширения рыночного пространства, а также его финансовую эффективность;

4) расширение предприятия с целью выпуска новых продуктов. В этих проектах все стадии анализа важны, поскольку это является стратегическим решением и ошибка при разработке проектов данного типа может привести к существенным последствиям;

5) проекты, имеющие экологическую направленность. Эти проекты по своему содержанию всегда связаны с загрязнением окружающей среды, поэтому именно экологическом анализа уделяется главное внимание.

Жизненный цикл проекта - это время от первой затраты до последней выгоды проекта. Он отражает развитие проекта, работы, которые проводятся на различных стадиях его подготовки, реализации и эксплуатации.

Цикл проекта является определенной схеме или алгоритму, с помощью которого происходит установление определенной последовательности действий при его разработке и внедрении.

Программой промышленного развития ООН (UNIDO) предложено видение проекта как цикла, состоящего из трех отдельных фаз - прединвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной (рис. 9.1).

Прединвестиционная фаза содержит следующие стадии: определение инвестиционных возможностей, анализ альтернативных вариантов и предварительный выбор проекта - предварительное технико-экономическое обоснование, заключение по проекту и решение об инвестировании.

Инвестиционная фаза: установление правовой, финансовой и организационной основ для осуществления проекта, приобретение и передача технологий, детальное проектное проработка и заключение контрактов, приобретение земли, строительные работы и установка оборудования, предпроизводственный маркетинг, набор и обучение персонала, сдача в эксплуатацию и запуск.

Фаза эксплуатации рассматривается как в долгосрочном и краткосрочном планах. В краткосрочном плане изучается возможное возникновение проблем, связанных с применением выбранной технологии, функционированием оборудования или с квалификацией персонала. В долгосрочном плане к рассмотрению берется выбранная стратегия и совокупные затраты на производство и маркетинг, а также поступления от продажи.

Универсальным подходом к определению работ, которые относятся к различных фаз и стадий цикла проекта, является подход Всемирного банка. Это идентификация, разработка, экспертиза, переговоры, реализация и завершающая оценка.

Эти стадии объединены в две фазы:

- фаза проектирования - первые три стадии;

- фаза внедрения - последние три стадии.

Первая стадия проекта - идентификация - касается выбора или генерирования таких фундаментальных идей, которые могут обеспечить выполнение важных задач развития. На этой стадии следует составить перечень всех возможных идей, пригодных для достижения целей экономического развития. Первая стадия цикла проекта исходит из четкого формулирования целей, сравнения альтернативных средств его выполнения и выбора наиболее выгодных вариантов.

На стадия разработки происходит последовательное уточнение проекта по всем его параметрам, а именно:

- технические характеристики;

- учет воздействия на окружающую среду;

- эффективность и возможность финансового осуществления;

- приемлемость из социальных и культурных соображений;

- масштабность организационных мероприятий.

Разработка проекта включает сужение круга идей путем их детального изучения. Возможно проведение нескольких типов исследований, в том числе:

- предварительное инженерное проектирование;

- анализ возможности экономического и финансового осуществления;

- рассмотрение систем административного управления;

- оценка альтернативных вариантов с точки зрения защиты окружающей среды;

- оценка воздействия проекта на местное население.

Чем больше известно о различные подходы к управлению проектом, тем больше можно забраковать неудачных вариантов и перейти к детальному изучению выбранного проекта.

Экспертиза обеспечивает окончательную оценку всех аспектов проекта перед запросом или решением о его финансировании.

На стадии экспертизы внимание сосредотачивается на оптимальном варианте. Проводится подробное изучение:

- финансово-экономической эффективности;

- факторов неопределенности и рисков;

- отдельных изменений в руководстве или политике, которые могут повлиять на успех осуществления проекта.

На стадии переговоров инвестор и заказчик, который хочет получить финансирование под проект, прилагают усилия, чтобы прийти к согласию относительно мер, необходимых для осуществления проекта. Достигнутые договоренности оформляются как документально подтвержденные юридические обязательства. После проведения переговоров составляется протокол намерений, меморандум или иные документы, отражающие достигнутые договоренности.

Под реализацией проекта понимают выполнения необходимых работ для достижения его целей. На стадии реализации проводится контроль и надзор за всеми видами работ. Порядок проведения контроля и инспекции должен соглашаться на стадии переговоров.

На стадии завершающей оценки определяется степень достижения целей проекта, из приобретенного опыта делаются выводы для его использования в последующих проектах. Во время этой стадии необходимо сравнивать фактические результаты проекта с запланированными.

Идея проекта может обусловливаться:

- неудовлетворенными потребностями и поиском возможных путей их удовлетворения;

- по инициативе частных или государственных фирм, которые стремятся получить преимущества в использовании новых возможностей;

- наличием неиспользованных или недоиспользованных материальных или человеческих ресурсов и возможностью их применения в более производительных отраслях;

- необходимостью сделать дополнительные капитальные вложения;

- стремлением создать благоприятные условия для формирования соответствующей инфраструктуры производства и управления;

- предложениями иностранных граждан или фирм относительно инвестиций;

- инвестиционными стратегиями, разработанными другими странами, а также возможностями, которые возникают в связи с международными договорами;

- деятельностью организаций по оказанию двусторонней помощи и текущими проектами этих организаций в данной стране.

Чтобы выявить лучший вариант проекта, надо рассмотреть широкий круг его возможных вариантов. Очень часто выбор определенного способа или варианта проекта делается преждевременно. Очень полезно внести все возможные варианты первоначального перечня идей, которые обсуждаются, а затем путем использования логической схемы отбора отбросить худшие. Первоначальный список альтернативных подходов может сузиться до нескольких или одного варианта. По мере отбрасывание альтернативных вариантов детали и расчет каждого аспекта уточняются. Тем самым удается избежать чрезмерной детальной подготовительной работы над вариантами, которые, в конце концов, отбрасываются. Различие между стадиями идентификации и разработки чаще бывает количественной, чем качественной.

Отклонение вариантов проекта происходит на основе выбора идей, которые впоследствии будет принято и подвергнуто детальному анализу на стадиях разработки и экспертизы проекта.

Причинами отклонения вариантов проекта могут быть:

- недостаточный спрос на предлагаемый продукт проекта или отсутствие преимуществ перед имеющимися продуктами;

- чрезмерные затраты проекта по сравнению с ожидаемыми выгодами;

- отсутствие политической поддержки власти;

- непригодна для осуществления целей проекта технология;

- великоват масштаб проекта, что не соответствует имеющимся организационным и управленческим возможностям;

- чрезмерный риск;

- высокие затраты на эксплуатацию проекта по сравнению с имеющимися финансовыми ресурсами или альтернативными решениями.

9.3. Состав технико-экономического обоснования инвестиций

Технические аспекты инвестиционного проекта на первой взгляд кажутся личным делом предпринимателя и не обходят инвестора. Но на самом деле любой серьезный инвестор не может игнорировать этот аспект инвестиционного проекта, поскольку он демонстрирует возможность технического осуществления проекта с приемлемым уровнем затрат.

Технический анализ призван показать технико-технологическую обоснованность проектных решений. Разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта осуществляется, как правило, проектными учреждениями, затем согласовывается с заказчиком и другими заинтересованными лицами.

Огромное разнообразие технологий, применяемых видов сырья и оборудования значительно затрудняют типизацию технического анализа инвестиционных проектов, но конечно технико-экономическое обоснование состоит из следующих разделов:

1) исходные данные - ссылки на постановления, решения и другие документы, что является основанием для разработки технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта, данные о техническом состоянии предприятия, подлежащего реконструкции или расширению, оценка деятельности, технико-экономические показатели его работы за последние три года;

2) место расположения объекта:

- обоснование выбора района, пункта, места реализации проекта;

- основные строительные решения, организация строительства:

- основные параметры конструкторских решений зданий и сооружений;

- карта расположения предприятия с указанием на ней основных автодорог, железных дорог и водных путей, места расположения зданий и сооружений, энергетического хозяйства, резервных площадей для возможного расширения производства;

- схемы земельных участков, вопросы собственности на них, характеристика и объем сточных вод и вредных выбросов, меры по водопользованию, охране окружающей среды;

- расположение рынков сбыта и пути доступа к ним;

- стоимость земельных участков и инвестиционные затраты;

- получение лицензий или иных разрешений на земельные участки;

- объемы, особенности организации и сроки строительных работ, потребность в строительных материалах;

- возможности использования мощностей предприятий строительной индустрии, расположенных в районе строительства;

- расчетная стоимость строительства;

3) масштаб проекта (объем производства продукции), номенклатура продукции, специализация и кооперационные связи предприятия, основные технические данные и экономические показатели продукции в сравнении с показателями аналогичных видов продукции передовых отечественных и зарубежных предприятий:

- обоснование конкурентоспособности продукции на мировом рынке, ее влияние на расширение экспорта, уменьшение импорта и пополнения валютного запаса;

- определение специализации и кооперации предприятия;

- обеспечение предприятия сырьем, материалами, полуфабрикатами, энергией, топливом, водой и трудовыми ресурсами;

- рынок сбыта и его влияние на выбор объема производства;

- экологические, санитарные и иные ограничения на масштабы производства;

- возможности расширения производства в будущем;

4) технология:

- основные технологические решения, состав предприятия, организация производства;

- обоснование выбора технологии производства и основного технологического оборудования;

- требования к технологии инфраструктуры;

- экологические аспекты технологии;

- возможности использования местных технологий и оборудования;

- возможности использования технологического оборудования из западных стран;

5) оборудование:

- конкретный перечень оборудования с указанием его поставщиков, обоснование выбора последних;

- возможности ремонта оборудования и обеспечение запасными частями;

- обеспечение надлежащего режима эксплуатации оборудования, необходимого уровня квалификации рабочей силы;

6) перечень и характеристика объектов инфраструктуры:

- производственные, административные, складские, вспомогательные, социально-бытовые здания и сооружения;

- торговая сеть;

- имеющийся транспорт;

- электроснабжения;

- водоснабжения и канализации;

- социальная инфраструктура;

- в случае отсутствия необходимых объектов инфраструктуры нужно предусмотреть, кто, в какие сроки, за счет каких средств их создавать;

7) в заключение приводятся данные о общие требования к разработке, составление и утверждение ТЭО, перечень конструкторских и исследовательских работ, график выполнения проекта.

Все экспертные оценки проводятся с учетом анализа всех альтернативных вариантов решений на каждом этапе анализа. Отбор вариантов происходит на основе юридических, финансовых, экологических ограничений и социальной целесообразности.

Технический анализ позволяет определить величину инвестиционных затрат по проекту и текущие затраты на выпуск продукции. Это дает возможность при сопоставлении с прогнозным объемом продаж сделать выводы о возможности реализации проекта в данных условиях.

9.4. Бизнес-план инвестиционного проекта

Бизнес-план является стандартным для большинства стран с рыночной экономикой документ, в котором детально обосновывается концепция подготовленного для реализации реального инвестиционного проекта и приводятся его основные характеристики.

В бизнес-плане должны быть отражены следующие вопросы:

1) общая характеристика предприятия: активы и основной капитал, форма собственности, степень самостоятельности, наличие сбытовых предприятий, дочерних предприятий и филиалов, уровень сертификации продукции;

2) научно-технический потенциал предприятия, характеристика основного технологического оборудования и технологий;

3) характеристика вспомогательных производств (складское, транспортное);

4) организация управления, труда, профессионально-квалификационный состав;

5) финансовое обеспечение, основные результаты финансовой деятельности предыдущего года, оценка современного состояния, проектная модель финансового обеспечения;

6) опыт внешнеэкономической деятельности, включая экспортные поставки;

7) в заключении к проекту делаются основные выводы, указываются его недостатки, оценивается вероятность осуществления и оценивается эффективность проекта оценивается.

Подходы к разработке и изложению бизнес-плана дифференцируются в зависимости от характера инвестиционного проекта.

Для крупных инвестиционных проектов, которые требуют значительных капитальных затрат, а также для проектов, связанных с производством и внедрением на рынок новой продукции, товаров или услуг, которые не имеют аналогов, разрабатывают полный вариант бизнес-плана (40 - 50 стр.).

Для небольших инвестиционных проектов возможна разработка краткого бизнес-плана, который в дальнейшем по требованию инвестора или кредитора может уточняться или дополняться (10 - 15 стр.).

Структура бизнес-плана

1. Резюме (краткая характеристика инвестиционного проекта). Из этого раздела инвестор должен сделать вывод о соответствии проекта:

- его инвестиционной деятельности и инвестиционной стратегии,

- потенциала имеющихся инвестиционных ресурсов;

- устраивает ли его проект по периоду реализации и срокам возврата вложенного капитала.

Резюме должно включать:

- изложение концепции инвестиционного проекта, в которую включается обоснование цели предпринимательской идеи на основе изучения рынка и возможностей расширения деятельности;

- степень разработки инвестиционного проекта - наличие проекта намерений с основными финансово-экономическими показателями, типовой документации и сметы по проекту, наличие индивидуальной проектной документации и сметы затрат по экспертной оценке независимого аудитора;

необходимая сумма инвестиционных ресурсов в национальной валюте на момент разработки бизнес-плана (при привлечении иностранного инвестора, а также при высоких темпах инфляции - в долларах США); период осуществления инвестиций до начала эффективной эксплуатации объекта; период окупаемости проектируемого объекта;

- для иностранных инвесторов должны излагаться основные положения государственного и правового регулирования данного бизнеса в Украине.

2. Характеристика отрасли, в которой реализуется инвестиционный проект:

- соответствие отраслевой направленности инвестиционного проекта задачам структурной перестройки экономики Украины;

- тенденции развития спроса на продукцию отрасли;

- уровень развития рыночных отношений в отрасли;

- средний уровень доходности капитала в отрасли;

3. Характеристика продукта (услуг):

- особенности и привлекательность для потребителей (клиентов);

- достоинства и преимущества по сравнению с другими продуктами (услугами);

- оценка конкурентоспособности по основным качественным признакам, уровню цен, гарантиями и услугами после продажи;

- прогнозируемый общий период жизненного цикла продукта и возможность его дальнейшего совершенствования;

- по отдельным, принципиально новыми продуктами необходимо оговорить необходимую форму правовой защиты (патент, авторское право, торговый знак).

4. Размещения объекта:

- позволит оценить инвестиционную привлекательность региона;

- рассмотреть потенциальные преимущества его конкретного местонахождения с позиций приближения к факторам производства или рынков сбыта;

- рыночная оценка земельного надела, на котором находится объект, и территорий, которые к нему прилегают.

5. Анализ рынка (наиболее сложный раздел при разработке бизнес-плана). Охватывает не только текущий, но и прогнозируемое состояние данного рынка:

- характеристика потенциальных покупателей (клиентов) данного продукта (услуги), их особенности и возможная численность в рамках данного региона.

- оценка нынешнего объема спроса (продаж) на продукт или услугу на этом рынке. Такая оценка, если возможно, должна проводиться за последние три года и включать как отечественные, так и импортные товары;

- с учетом численности оптовых и розничных покупателей и характеристики современного состояния спроса прогнозируется возможный объем продаж в рамках инвестиционного проекта, который рассматривается;

- оценка уровня и динамики цен на продукцию. Проводится по внутренним рынком Украины в соотношении к мировым ценам на аналогичную продукцию. Согласно результатам оценки и выявленными тенденциями составляется прогноз динамики уровня цен на продукт на инвестиционный период;

- оценка современного и прогнозного уровня конкуренции на внутреннем рынке. Рассматривается количество предприятий, которые производят аналогичную продукцию (услугу), удельный вес основных предприятий в объеме продаж в регионе, появление на рынке предприятий-конкурентов.

6. Планируемый объем и структура производства продукта (осуществления услуг):

- обосновывается общий объем выпуска продукции (оказания услуг) в среднем за год при выходе объекта инвестирования на проектную мощность;

- Проводятся расчеты по отдельным ассортиментным группам продукта (услуги);

- планируемый объем и структура производства продукции (услуг) рассчитывается: в количестве единиц (или других единицах измерения); в национальной валюте, скорегованій с учетом индекса цен без фактора инфляции; в долларах США.

7. Обеспечение выпуска продукции (услуг) основными факторами производства:

- обеспечение выпуска продукции (услуг) основными видами сырья, материалов, энергетических ресурсов;

- обеспечение выпуска продукции (услуг) современной технологии (наличие у инициатора инвестиционного проекта технологии, что отвечает современным стандартам, необходимость приобретения отечественных или зарубежных патентов, лицензий, ноу-хау);

- обеспечение выпуска продукции (услуг) современным оборудованием. Указывается, есть ли в наличии у инициатора инвестиционного проекта необходимое оборудование, или его нужно приобрести в Украине или за рубежом;

- обеспечение выпуска продукции (услуг) соответствующими производственными помещениями и объектами производственной инфраструктуры. Необходимые производственные помещения или их соответствующее расширение, приобретение или новое строительство;

- анализ обеспечения выпуска продукции (услуг) кадрами соответствующей квалификации.

8. Стратегия маркетинга. Разрабатывается как самостоятельный раздел бизнес-плана в следующих случаях:

- при выходе на рынок с принципиально новым видом продукции (услуг);

- при внедрении на других региональных рынках;

- при высоком уровне конкуренции на соответствующем товарном рынке (рынке услуг) данного региона.

При отсутствии в ближайшее время проблем со сбытом и конкуренции, маркетинговая стратегия может не разрабатываться.

Если подобная необходимость есть, то в данном разделе бизнес-плана необходимо отразить:

- прогнозные целевые показатели стратегии маркетинга (прежде всего, объем своего сегмента на товарном рынке или рынке услуг своего региона, других регионов Украины);

- основные мероприятия, передбачуються этой стратегией.

9. Управление реализацией инвестиционного проекта:

- определяется организационно-правовая форма реализации проекта. Инвестиционный проект может реализовываться в рамках действующей организационно-правовой формы его инициатора, организационно-правовой формы инвестора, путем создания нового акционерного общества открытого или закрытого типа, товарищества с ограниченной ответственностью и др.);

- желательно представить схему организационной структуры управления объектом на стадии его эксплуатации (в случае, если проект связан с созданием новой компании). При этом может указываться кандидатура руководителя и соответствующие данные о его возраст, образование, базовую специальность, общий трудовой стаж и стаж работы на предприятии данной отрасли;

- возможность реализации инвестиционного проекта самостоятельно (без соответствующей организационной и финансовой поддержке инвестора) или необходимость привлечения подрядчика или субподрядчика;

- в случае привлечения подрядчика или субподрядчика в бизнес-плане отражаются его характеристики: наличие опыта работы в данной отрасли и с аналогичными инвестиционными проектами, уровень технологического и кадрового обеспечения, деловая и финансовая репутация.

В упрощенном виде организационная структура управления проектом представлена на рис. 9.2.

Если разрабатывается малый или средний проект, то его менеджер выполняет следующие функции:

1) выполняет роль координатора или управляет одновременно несколькими проектами;

2) разделяет ответственность с архитекторами, инженерами и подрядчиками;

3) является самостоятельным участником проекта, но структурно может относиться к фирм-заказчиков, подрядчика или быть представителем консалтинговой фирмы.

Ряд функций по реализации проектов традиционно принадлежит определенным участникам проекта. Это такие функции, как строительство, финансовые операции, монтаж, наладку и пуск оборудования. Но часть функций может распределяться между участниками от одного проекта к другому. Это, прежде всего, поставки, проектирование и управление проектом. Варианты распределения функций между участниками проекта отражаются в формах организации работ между ними.

В литературе по управлению малыми и средними проектами организационные формы управления имеют следующую классификацию:

- основная система;

- система расширенного управления;

- система ускоренного строительства.

Согласно концепции основной системы менеджер проекта выступает как представитель заказчика и не отвечает за принятые решения. Полномочия менеджера проекта ограничиваются условиями, которые определены в контракте. Специалисты по управлению считают, что концепция основной системы больше всего отражает сущность управления проектом, потому что не связана с коммерческими интересами и является наиболее объективной.

Практически все другие системы предполагают, что менеджер возьмет на себя ответственность за завершение проекта в пределах фиксированной цены. Таким образом, значительная доля риска переходит от заказчика к менеджеру проекта.

Считается, что общими преимуществами всех названных систем является направленность на конечный результат и концентрация ответственности за инвестиционный цикл в одном месте. Каждый участник такой системы выполняет работу, отвечающую его профессиональной направленности, что обеспечивает производительность и эффективность строительства.

В случае реализации крупных проектов сфера ответственности менеджера проекта существенно меняется. Например, он может выступать директором проекта и контролировать деятельность других менеджеров, которые контролируют выполнение отдельных разделов или видов работ по проекту.

Существует два основных типа структур для групп управления проектами:

- рабочая группа проекта;

- матричная структура

Используется также комбинация этих двух групп.

В случае организации рабочей группы персонал выполняет работы по проекту полный рабочий день. Все работники непосредственно подчиняются менеджеру проекта. Принцип рабочей группы наиболее пригоден, если масштабы проекта и продолжительность его выполнения достаточные для того, чтобы загрузить работой весь персонал проекта. В идеальном случае весь персонал должен размещаться в одном месте. Практика показывает, что необходимость организации такого типа существует в тогда, когда количество участников превышает 50 человек.

В матричной организации менеджер проекта, некоторые из руководителей и доля группы работают над проектом в течение полного рабочего дня, а другие работники привлекаются в случае необходимости. Матричная структура является структурой с открытыми связями и двойной ответственностью исполнителей всех уровней. Каждый исполнитель имеет две линии ответственности:

- за качественное выполнение своих функций в целом;

- за выполнение отдельной функции, которая влияет на результаты работы на отдельном объекте.

Матричная организационная структура эффективна в случае небольших объектов, где невозможно обеспечить полную загрузку группы в течение целого рабочего дня.

10. Оценка рисков и их страхование. Рассматриваются следующие риски:

- риск задержки начала реализации проекта;

- риск несвоевременного окончания строительно-монтажных работ по проекту;

- риск существенного увеличения сметной стоимости проекта;

- риск невыхода на запланированные показатели внешнеэкономической деятельности в связи с изменением экспортной политики государства (введением лицензирования, квотирования, новых процедур таможенного регулирования, валютного регулирования);

- риск снижения запланированного уровня эффективности деятельности и увеличения периода окупаемости капитала в связи с государственным регулированием уровня цен, усилением налогового регулирования.

По каждому из видов рисков должен определяться их уровень. Желательно также определить общий уровень риска по инвестиционному проекту.

Согласно оценки уровня отдельного риска выкладывают наиболее целесообразные формы их страхования:

- разработка соответствующих профилактических мер для их предотвращения;

- распределение негативных финансовых последствий рисков среди инвесторов и участников, привлеченных к реализации проекта;

- создание соответствующих резервных фондов;

- внешнее страхование наиболее существенных рисков;

- получение документальных гарантий защиты от отдельных видов рисков от местных органов самоуправления.

В этом разделе рассматриваются возможные формы выхода из инвестиционного проекта на любом этапе его реализации, если фактический уровень риска значительно превысит расчетный и существенно повлияет на эффективность инвестиционного проекта, который реализуется.

11. Финансовый план. Это наиболее важный раздел бизнес-плана, главный критерий принятия инвестиционного проекта к реализации. Состоит из нескольких этапов.

Для оценки финансовой состоятельности проекта необходимо спрогнозировать объем продаж, сравнить его с затратами по проекту и определить источники покрытия возможных расходов.

Прогноз объемов продаж является результатом коммерческого анализа и представляется в виде таблицы (табл. 9.1).

Таблица 9.1

Объем продаж (выручка от реализации)

Наименование продукции

Физический объем реализации, ед.

Цена продажи (грн. или USD)

Выручка от реализации с НДС, акцизным сбором

Объем НДС, акцизного сбора

Чистый объем прода-жу

1

2

3

4=2*3

5

6=4-5

Каждая цифра таблицы должна быть обоснована, исходя из того, что товар действительно будет произведено и продано по указанной цене. Выручка от реализации означает общий доход от реализации товаров (работ, услуг) в денежной форме.

Во время прогнозирования объемов реализации учитывается:

- время на сбыт - среднее время между окончанием производства продукта и отгрузкой в днях;

- задержка платежей - среднее время между отгрузкой и оплатой товара в днях.

Учет времени на сбыт и задержки платежей нужны для более точного планирования денежных потоков и бухгалтерского баланса во времени, в частности, для прогнозирования нормальной дебиторской задолженности;

- процент продаж по факту - показывает, какой процент от суммы реализации продается с оплатой по факту отгрузки;

- процент продаж в кредит - показывает, какой процент от суммы реализации продается с оплатой в кредит. При этом планируется срок кредита в днях, надбавка к цене при продаже в кредит в процентах, отсрочка первой выплаты в днях, периодичность выплат;

- процент продаж с авансом - показывает, какой процент от суммы реализации продается с предоплатой. При этом планируется срок поставки после предоплаты (за сколько дней до поставки товара выплачивается аванс), скидка с цены при продаже с авансом в процентах, доля аванса в цене (какой процент цены выплачивается аванс).

Выдерживается соотношение: RS=RF+RK+RA,

где RS - сумма реализации;

RF - реализация по факту;

RK - реализация в кредит;

RA - реализация авансом.

Отсрочка платежей и сроки поставок после предоплаты также необходимы для более точного прогнозирования денежных потоков и бухгалтерского баланса во времени. Для стимулирования продаж может использоваться система скидок.

Ключевым вопросом расчета потребностей в финансировании является расчет капитальных затрат.

Под капитальными расходами понимают все затраты, которые обеспечивают подготовку и реализацию проекта, включая формирование или увеличение основных и оборотных средств. Они не имеют целью дать прибыль по крайней мере в течение года и являются долгосрочными вложениями. В зависимости от вида и форм капитальных затрат значения их показателей будет иметь разный экономический смысл. Если речь идет о создании нового предприятия, капитальные затраты рассматриваются как вклад учредителей в уставный фонд, если о проекте в рамках действующего - как увеличение уставного фонда за счет привлеченных средств акционеров или как расходы, погашаются за счет кредитов или государственных субсидий. Капитальные расходы не относятся к валовым расходам предприятия.

Типовую структуру капитальных затрат приведен в таблице 9.2.

Таблица 9.2

Капитальные затраты проекта

Статьи

Год 1

Год 2 и т.д.

0

Прединвестиционные исследования и подготовительные работы

1

Покупка земли, подготовка и освоение земельного участка

2

Строительство, здания и сооружения

3

Машины и оборудование (автомобильный транспорт, мебель, бытовые, электронные, оптические, электромеханические приборы и инструменты)

4

Защита окружающей среды

5

Технология

6

Накладные расходы, в т. ч.

1. Создание компании и организационная деятельность

2. Управление проектом

3. Приобретение и передача технологии

4. Детальное проектирование

5. Маркетинг и поставки

6. Сдача предприятия в эксплуатацию

7. Расходы на выпуск ценных бумаг

8. Другие накладные расходы

7

Непредвиденные обстоятельства

Вместе капитальные расходы

Расчет потребности в оборотных средствах проекта. Чтобы перейти к расчету привлечения капитала, необходимо рассчитать потребность в оборотных средствах проекта (ПСК) и минимально необходимую сумму средств в обороте (МСД). Расчет ПСК нужен для определения минимально необходимых оборотных средств в денежной и материальной форме, а расчет МСД - для обеспечения постоянной платежеспособности для закупки всех видов текущих активов, прежде всего, товарно-материальных ценностей.

МСД рассчитывается по формуле:

МСД = Текущие денежные расходы * Цикл оборота средств (количество дней между датой закупки сырья, материалов, комплектующих и датой поступления выручки от продажи готовой продукции) / 360

Цикл оборота средств определяется экспертным путем при планировании производства и сбыта.

ПСК рассчитывается по формуле:

ПСК = МСД + Норматив запасов товарно-материальных ценностей (ТМЦ) + Нормальная дебиторская задолженность (НДЗ).

ТМЦ = Прямые материальные затраты * Цикл производства (количество дней между датой закупки сырья, материалов, комплектующих и датой отгрузки готовой продукции)/360.

НДЗ = Чистый объем продаж * Срок погашения дебиторской задолженности/360.

Финансовый план включает следующие относительно самостоятельные разделы (модули):

- план по прибыли;

- налоговый план;

- баланс денежных потоков;

- прогноз бухгалтерского баланса;

- расчет показателей ликвидности и рентабельности;

- расчет показателей эффективности проекта.

План прибыли. План прибыли разрабатывается с целью расчета суммы налога на прибыль предприятий. Необходимый для расчета валовой, налогооблагаемой и чистой прибыли - показателей, которые впоследствии используются для расчетов рентабельности проекта.

План прибыли рассчитывается в строгом соответствии действующему законодательству, в частности Закона «О налогообложении прибыли предприятий».

Расчет налога на прибыль

Показатели

Год 1

Год 2 и т. д.

1

Доходы от реализации товаров (работ, услуг)

2

Доходы от реализации ценных бумаг

3

Доходы от совместной деятельности в виде дивидендов

4

Доходы из других источников и от внереализационных операций

А

Валовой доход (1+2+3+4)

Из валового дохода вычитаются:

5

Налог на добавленную стоимость

6

Акцизный сбор

7

Налог с доходов физических лиц

8

Прямые инвестиции

9

Реинвестиции

10

Дополнительные пенсионные взносы

11

Эмиссионный доход

12

Доходы от совместной деятельности и дивиденды, доход по которым начислен

13

Другие отрицательные поступления

Б

Скорректированный валовой доход (А-5, 6...13)

В

Валовые расходы

Г

Амортизация

Д

Налогооблагаемая прибыль (Б-В-Г)

Е

Налог на прибыль, %

Же

Налог на прибыль (Д*Е: 100)

Статья «Доходы от реализации товаров (работ, услуг)» включает доходы всех видов производств, которые планируется запустить в результате реализации проекта. Если проект предусматривает предоставление банковских, страховых, финансовых услуг, торговле валютными ценностями, долговыми обязательствами и требованиями, то данная статья включает в себя доходы от этих операций.

Статья «Доходы от реализации ценных бумаг» включает все доходы от операций с ценными бумагами, кроме операций по их первичному выпуску (размещению) и окончательному погашению (ликвидации).

Статья «Доходы от совместной деятельности и в виде дивидендов» включает плановые доходы в виде дивидендов, полученных от нерезидентов, а также в виде процентов, роялти, владения долговыми обязательствами, от лизинговых операций.

Статья «Доходы из других источников и от внереализационных операций» включает плановые доходы, которые не включены в предыдущие статьи, например, доходы от торговли деривативами, к которым относятся форвардные и фьючерсные контракты, а также опционы. К доходам от внереализационных операций относятся:

- безвозмездная финансовая помощь;

- возврат страхового резерва;

- возмещение безнадежной дебиторской задолженности;

- другие доходы, предусмотренные законодательством.

Валовой доход включает общую сумму дохода от всех видов деятельности, полученного в денежной, материальной и нематериальной форме.

Из валового дохода исключается налог на добавленную стоимость, акцизный сбор и налог с физических лиц. Их заработная плата в расчете прямых трудовых затрат включает сумму этого налога. Из валового дохода исключаются также прямые инвестиции и реинвестиции.

Дополнительные пенсионные взносы означают специальные отчисления на пенсионные счета работников предприятий.

Эмиссионный доход - это сумма превышения доходов, полученных предприятием от первичной эмиссии акций и других корпоративных прав над номиналом таких акций (прав).

Если налоги на доходы от совместной деятельности предприятий и дивиденды начислены, они исключаются из валового дохода.

Налоговый план. Налоговый план разрабатывается с целью расчета всех видов налогов и сборов, которые фирма должна уплатить в ходе реализации проекта.

Полный перечень налогов и сборов (обязательных платежей) можно найти в Законе Украины «О системе налогообложения». Они могут меняться в зависимости от налоговой политики государства.

1. Общегосударственные налоги и сборы, которые уплачиваются при купле-продаже товара.

Налог на добавленную стоимость. Метод расчета и базу налогообложения определен Законом «О налоге на добавленную стоимость». Налог может как включаться в цену продажи, так и рассчитываться в ценах продажи, включая акцизный сбор, ввозная пошлина и другие сборы.

Акцизный сбор - ставки в процентах к стоимости в отпускных ценах, а за импортными товарами - таможенной (закупочной) стоимости с учетом таможенной пошлины и сборов.

Пошлина и сборы - ставка определяется в процентном соотношении к таможенной (закупочной) стоимости товара.

2. Общегосударственные налоги и сборы, связанные с заработной платой и относятся к валовым расходам:

- сбор на обязательное социальное страхование;

- сбор на обязательное государственное пенсионное страхование;

- сбор в Фонд для осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения.

3. Общегосударственные налоги и сборы, не связанные с заработной платой и относятся к валовым расходам:

- рентные платежи - дифференцированные ставки;

- сбор в Государственный инновационный фонд - ставка от чистого объема продаж;

- сбор за загрязнение окружающей природной среды - дифференцированные ставки;

- сбор за специальное использование природных ресурсов - дифференцированные ставки;

- сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета - дифференцированные ставки;

- налог на промысел - дифференцированные ставки.

4. Налог на прибыль предприятий - базовая ставка 30 % к налогооблагаемой прибыли.

5. Другие общегосударственные налоги за счет прибыли предприятий:

- налог на недвижимое имущество;

- плата (налог) на землю - дифференцированные ставки (Закон Украины «О плате за землю»);

- плата за торговый патент - дифференцированные ставки.

6. Налог на доходы физических лиц - рассчитывается по специальной шкале.

7. Местные налоги и сборы.

Баланс денежных потоков. Рассчитывается с целью обобщения всех предыдущих расчетов объема продаж, расходов, налогов, привлечения капитала. Его задачи;

- предусмотреть возможные «узкие места» в погашении задолженности;

- обеспечить необходимую сумму средств в обороте на определенные даты;

- уточнить структуру капитала проекта;

- подготовить показатели для расчетов эффективности проекта.

Баланс денежных потоков состоит из трех основных видов деятельности: операционной, инвестиционной и финансовой.

Разработка баланса денежных потоков состоит в сопоставлении денежных остатков, поступлений и расходов в течение цикла проекта (табл. 9.3).

Таблица 9.3

Плановый баланс денежных потоков (доходов и расходов)

Показатели

Год 1

Год 2 и т.д.

1

Средства на начало проекта

2

Поступление денег:

А. От операционной деятельности

2.1. Выручка от реализации

Б. От инвестиционной деятельности

2.2. Получение инвестиций

2.3. Продажа активов

В. От финансовой деятельности

2.4. Получение краткосрочной ссуды и кредиты

2.5. Погашения краткосрочной дебиторской задолженности

2.6. Дивиденды от владения корпоративными правами

2.7. Проценты от финансовых вложений

2.8. Доходы от лизинга

2.9. Проценты от владения долговыми обязательствами

2.10. Другие доходы от финансовых операций

3

Итого поступления денег (2.1 + 2.2 + 2.3 + 2.4 + 2.5 + 2.6 + 2.7 + 2.8 + 2.9 + 2.10)

4

Вместе имеющиеся средства (1+3)

5

Денежные выплаты:

А. За операционной деятельностью

5.1. Текущие денежные расходы, в т.ч.

5.1.1. Прямые материальные затраты

5.1.2. Прямые трудовые затраты

5.1.3. Операционные расходы

5.2. Налоги, в т.ч.

5.2.1. Налог на добавленную стоимость

5.2.2. Акцизный сбор

5.2.3. Налог на прибыль

5.2.4. Другие налоги за счет прибыли

Б. За инвестиционной деятельностью

5.3. Капитальные денежные расходы

5.4. Реинвестиции

5.5. Портфельные инвестиции (финансовые вложения)

В. За финансовой деятельностью

5.6. Выплаты по погашению долгосрочных кредитов

5.7. Погашение краткосрочной кредиторской задолженности

5.8. Выплата дивидендов

5.9. Депозиты

5.10. Другие выплаты за финансовыми операциями

6

Вместе денежные выплаты на сторону (5.1 + 5.2 + 5.3 + 5.4 + 5.5 + 5.6 + 5.7 + 5.8 + 5.9 + 5.10)

Г. Финансовый резерв

7

Средства на конец года (4-6-Г)

Денежный поток по операционной деятельности (2.1 - 5.1 - 5.2)

Денежный поток по инвестиционной деятельностью

(2.2 + 2.3 - 5.3 - 5.4 - 5.5)

Денежный поток по операционной и инвестиционной деятельностью

Денежный поток по финансовой деятельностью

(2.4 +...+2.10 - 5.4 - ... - 5.10)

Денежный поток по всем видам деятельности (3 - 6)

Выручка от реализации является основной выгодой от операционной деятельности поступление денег в кассу и на счета предприятий.

От инвестиционной деятельности выделяются две выгоды: «полученные инвестиции» и «продажа активов». Инвестиционная деятельность трактуется как деятельность по привлечению средств инвесторов для осуществления реальных инвестиций.

Полученные инвестиции являются денежными поступлениями от продажи предприятием ценных бумаг и корпоративных прав.

Продажа активов является денежными поступлениями от реализации основных фондов, нематериальных и других активов.

Расходами по операционной деятельности текущие денежные затраты производства и сбыта и налоги, а по инвестиционной - капитальные денежные расходы.

Финансовая деятельность по проекту является более разнообразной. Денежные поступления от финансовой деятельности связанные с кредитованием, финансовыми вложениями, выплатами дивидендов и процентов, лизингом и т.п.

Денежные средства на начало периода предусматриваются только для проектов развития действующих предприятий.

В балансе денежных потоков рекомендуется отдельно выделять показатель «Финансовый резерв».

В балансе денежных потоков осуществляются расчеты нескольких показателей денежных потоков, которые являются разницей между поступлением и расходом средств.

Прогноз бухгалтерского баланса. Бухгалтерский баланс прогнозируется на конец каждого года проекта, чтобы можно было определить «узкие места», рассчитать показатели рентабельности и ликвидности.

Методика прогнозирования основана на оценке движения денежных средств и других активов и изменения пассивов. Прогнозирование осуществляется на основе прогнозируемого движения статей агрегированного баланса.

Расчет показателей ликвидности и рентабельности. Ликвидность анализируется с помощью показателей следующих показателей:

Таблица 9.5

Показатели

Алгоритм

Комментарии

Чистые оборотные активы

Текущие активы - текущие пассивы

Ликвидные активы

Текущие активы - товарно-материальные запасы

Показывает, какая часть

оборотных активов может немедленно превращаться в денежную форму и

использоваться для погашения короткостроко-вых обязательств

Номинальная стоимость собственного капитала (абсолютные)

Актив - нематериальные активы - долгосрочные пассивы - текущие пассивы

Показывает, чем предприятие действительно обладает на данный момент и в случае ликвидации

Текущий коэффициент покрытия

Текущие активы - текущие пассивы

Лучше всего когда текущий коэффициент выше 2, но он не должен быть ниже 1. Нормальным считается значение больше 1,5

Коэффициент кислотного

теста

Ликвидные активы - текущие пассивы

Должен быть не ниже 1, иначе финансовое состояние предприятия оценивается как неудовлетворительное.

Коэффициент обеспеченности собственного капитала чис-той номе-национальным стоимости акти-вов (относительные)

Номинальная стоимость собственного капитала - чистая номинальная стоимость активов

Не может быть больше 1 и зависит

от доли нематериальных активов в активах предприятия.

Рентабельность анализируется с помощью системы показателей «Каскад», а также показателей рентабельности инвестиций, инвестированного капитала, коэффициента операционной прибыли.

Анализ рентабельности осуществляется на основе расчета показателя чистой прибыли:

Таблица 9.6

Показатели

Сумма

1

Выручка от реализации

2

Налог на добавленную стоимость

3

Акцизный сбор

А

Чистый объем продаж (1-2-3)

4

Прямые материальные затраты

5

Прямые трудовые затраты

6

Операционные расходы

7

Амортизация

Б

Текущие расходы (4+5+6+7)

В

Прибыль до выплаты налогов, дивидендов и процентов (А-Б)

8

Налог на прибыль

9

Другие налоги за счет прибыли

10

Начисленные дивиденды, проценты, включая налог на дивиденды и проценты

Г

Чистая прибыль (В-8-9-10)

Анализ рентабельности предприятия выполняется на основе использования метода Дюпона.

1. Рентабельность собственного капитала (Return of Equity /ROE/) = Чистая прибыль / Собственный капитал *100 %

Рентабельность собственного капитала показывает, какова отдача (норма прибыли) на вложенный собственный капитал. Максимизация этого показателя - главная задача управления предприятием. Если чистая прибыль и собственный капитал имеют адекватную оценку, то нормальной считается рентабельность не менее 20 %.

Для оценки рентабельности собственных вложений на осуществление проекта рекомендуется использовать несколько иную формулу расчетов:

Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль / Собственные средства, вложенные в проект * 100%.

2. Рентабельность активов (Return on Total Assets /ROA/) = Чистая прибыль / Активы * 100%

Рентабельность активов показывает, насколько эффективно используются активы предприятия. Если чистая прибыль и активы имеют адекватную оценку, то нормальной считается рентабельность не менее 14 %.

Для оценки рентабельности проекта рекомендуется использовать и такую формулу:

Рентабельность капитальных расходов = Чистая прибыль / Капитальные затраты * 100 %.

3. Коэффициент капитализации (Capitalization Ratio/ CAP/ ) = Активы / Собственный капитал * 100 %

4. Рентабельность продаж (Return on Sales / ROS or MARGIN/) =Чистая прибыль / Выручка от реализации * 100 %

Рентабельность продаж показывает, какую долю составляет чистая прибыль в выручке от реализации. Нормальной считается рентабельность не менее 30 %, в условиях высокого налогового давления - 15 %.

5. Оборачиваемость активов (Total Assets Turnover / TAT/ O/) = Выручка от реализации / Активы * 100 %.

6. Рентабельность инвестированного капитала (Return on Invested Capital /ROIC/) = Чистая прибыль / (Собственный капитал + Долгосрочные пассивы) * 100%

Этот показатель характеризует эффективность использования не только собственного капитала, но и долгосрочных кредитов и займов. Если принять, что рентабельность собственного капитала не менее 20 %, а средняя стоимость долгосрочных кредитов 8 %, соотношение собственного капитала и долгосрочных пассивов не менее 1, нормальной считается рентабельность инвестированного капитала не менее 14 %.

9.5. Маркетинговое планирование

Планирование маркетинга - это логическая последовательность действий, которая приводит к определению целей маркетинга и составлению планов для их достижения. Для эффективного планирования маркетинга необходимо обеспечить непрерывный процесс получения информации о внешнем окружении предприятия и деятельности его отдельных подразделений.

Целью маркетинга является определение, создание и поддержка конкурентных преимуществ предприятия.

При разработке планов маркетинга необходимо придерживаться следующих основных принципов:

- сначала спланировать стратегический план маркетинга, который должен охватывать период в 3-5 лет, и только после его разработки и утверждения должен разрабатываться годовой план маркетинга. Не рекомендуется сначала писать годовой план, а потом заниматься его экстраполяцией;

- для достижения цели планирования маркетинга необходимо расположить его как можно ближе к потребителю, организовать действия компании ближе к групп заказчиков, чем функциональных направлений деятельности компании, и обеспечить планирование маркетинга для каждой группы;

- для эффективного планирования маркетинга необходимо обеспечить непрерывный процесс получения информации о внешней среде и стратегические единицы бизнеса компании, который должен стать основой маркетинговой информационной системы компании;

- информация должна суммироваться в SWOT-анализ (strength - сила, weakness - слабость, opportunity - возможность, threat - угроза). Информация является основой для аудита, на базе которого строится план маркетинга. Информация должна соответствующим образом обрабатываться и оцениваться для использования в планировании при принятии решений;

- менеджеры должны стимулироваться за использование в своих отчетах основных инструментов маркетинга: матричные модели, PVC-анализ (Product Life Circle - цикл жизни товара), CVP-анализ (Cost Value Profit - затраты, объем, прибыль).

Маркетинговый план (рис. 9.3) предусматривает разработку планов деятельности каждого подразделения предприятия по реализации проекта. Этот план должен отвечать на вопросы: кто, когда, где, что, за счет каких ресурсов и каким образом должен выполнять технические, производственные и организационные мероприятия по выполнению проекта. Объем работ на каждом этапе и в каждом подразделении определяет бюджет маркетинга.

Процесс планирования маркетинга состоит из следующих этапов.

1 этап - Аудит - анализ места фирмы на рынках в сравнении с основными конкурентами.

2 этап - Цель - разработка, исходя из аудита, реалистичного набора количественных маркетинговых и финансовых целей, совместимых с общими целями компаниями.

3 этап - Стратегия - определение широкой стратегии, обеспечивающей достижение целей, и согласование ее с общей стратегией компании.

4 этап - Тактика - разработка детального тактического плана действий, который способен обеспечить выполнение стратегии и достижение поставленных целей.

Аудит маркетинга является одним из элементов общего аудита менеджмента, в который входят финансовый аудит, аудит персонала и производственный аудит. При проведении аудита маркетинга менеджер имеет дело с двумя типами факторов: первые - факторы окружения или рынка, на которые фирма не может влиять или влияет незначительно (неконтролируемые факторы); другие - операционные факторы, которые фирма может проконтролировать в большей или меньшей степени. Неконтролируемые факторы делятся на макроокружения (политические, экономические, социальные и технологические), что влияет на бизнес, и микроокружения (заказчики, конкуренты, дистрибьюторы и партнеры), что влияет на положение фирмы на конкретных рынках.

Аудит маркетинга (при выполнении его должным образом) - довольно сложная процедура, требующая много усилий и времени. Поэтому большинство фирм предпочитают менее детальному анализу эффективности маркетинга, что объединяется с последующим SWOP-анализом.

SWOТ-анализ систематизирует данные аудита и представляет их в виде оценки основных сильных и слабых сторон предприятия по сравнению с конкурентами и списка возможностей и угроз, возникающих вследствие изменений в микро - и макрооточенні. Для оценки сильных и слабых сторон формулируются ключевые факторы успеха (КФУ), т.е. факторы, имеющие решающее значение для достижения успеха на рынках. Каждому из них назначается вес, которая соответствует степени его важности среди всех определенных факторов. Затем для предприятия и нескольких основных конкурентов проставляются оценки по каждому фактору и выбранной шкале и вычисляется суммарная взвешенная оценка.

Анализ сильных и слабых сторон

КФУ

Вес

Ваша фирма

Конкурент А

Конкурент Б

Конкурент С

1

2

3

4

5

Взвешенная оценка

Основные независимые факторы, которые значительно влияют на бизнес сегодня могут существенно повлиять в будущем, удобно разместить в виде таблицы.

Возможности и угрозы

Возможности

Угрозы

1

2

3

4

При проведении аудита маркетинга в независимости от экспертных оценок SWOT-анализа необходимо обеспечить возможность проведения количественного сегментного анализа прибыльности.

Цель маркетинга должна полностью соответствовать корпоративным целям, которые необходимо четко сформулировать в количественной форме и иметь определенный финансовый эквивалент.

После установления цели начинается анализ стратегий, которая бы обеспечила ее достижения. Начинается с Gap-анализа (анализа щели) для объема продаж и/или прибыли и стратегии Анзоффа, что из него следует.

Gap-анализ начинается с прогноза текущего состояния фирмы на период, что планируется, с помощью экспертных оценок или математических прогнозных методов. Экспертным оценкам в определенном случае отдается предпочтение, потому что требуется получить прогноз на несколько лет вперед. Прогноз дает точку А на графике Gap-анализа (рис. 9.4).

Целью маркетингового планирования является достижение максимального объема продаж (точка Е на графике). Чтобы закрыть слой (gap) до точки В (операционный слой) достаточно улучшить производительность операционной деятельности компании без изменения ее стратегии.

Чтобы подняться выше точки В, необходимо изменить стратегию действий фирмы на рынках (новая стратегия В-Е).

Рис. 9.4. График Gap-анализа

В условиях растущих рынков стратегию можно рассмотреть с помощью матрицы Анзоффа (рис. 9.6).

Рис. 9.5. Матрица Анзоффа

Из матрицы Анзоффа (товар/рынок) вытекают основные стратегические рекомендации.

1. Разработка рынка - усиление мероприятий маркетинга для имеющихся товаров на имеющихся рынках с целью стабилизации или расширения доли рынка или увеличения его объема. Возможные пути достижения - увеличение потребления; привлечение покупателей конкурирующих товаров, активизация скрытых потребностей. Прогнозируемый в результате этих мероприятий объем продаж дает точку С на исходном графике.

2. Расширение рынка - выход со старыми товарами на новые рынки (возможные варианты): сбыт на новых региональных, национальных или интернациональных рынках; расширение функций товаров; новые области применения для традиционного товара; вариации товара с целью его приспособления к требованиям определенных потребителей (сегментация рынка).

3. Развитие товара - продажа товара на старых рынках. Суммарный прогнозируемый объем продаж в результате мероприятий стратегии дает точку D на целевом графике.

4. Диверсификация - предприятие отклоняется от исходных сфер деятельности и переходит к новым. Причинами могут быть: стагнирующие рынки, желание уменьшить риски, финансовые выгоды, страхование снабженческой базы.

Производственная программа включает продукты, не имеющие прямой связи с предыдущими товарами фирмы. Различают три формы диверсификации:

- диверсификация на том же уровне (горизонтальная);

- диверсификация на сбытовые или снабженческие рынки (вертикальная);

- побочная диверсификация (без нарушения существенных производственных взаимосвязей).

Для классификации товаров по их рыночной долей применяется матричная модель Бостонской консалтинговой группы (BCG) (рис. 9.5).

Рис. 9.6. Матричная модель Бостонской консалтинговой группы

Матрица 2x2 основана на следующих предположениях.

1. Прибыль и капиталы увеличиваются с ростом доли рынка в результате действия эффектов масштаба и опыта (эффекты снижения себестоимости продукции за счет больших объемов производства и накопленного в результате производства опыта).

2. С ростом объема продаж необходимы денежные средства для увеличения оборотного капитала и прироста мощностей.

3. Для увеличения доли рынка обычно требуются средства на внедрение тактики завоевания чистки рынке.

4. По мере достижения товаром стадии зрелости рост его замедляется, и дополнительные средства могут приобретаться без уменьшения доли фирмы на рынке; эти средства можно направить на развитие товаров, которые находятся на стадии роста.

Матрица делится на четыре части, которые соответствуют различным типам бизнеса с различными характеристиками получения и расходования денежных средств.

BCG предложила следующую классификацию и соответствующие стратегические рекомендации

1. Знаки вопроса (небольшая доля, быстрый рост) - SBU (стратегические бизнес-единицы), которые имеют низкую долю на рынках, которые быстро растут. Имеются в виду продукты, которые находятся на начальной стадии цикла жизни. Для увеличения доли рынка они требуют больших инвестиций. Чаще всего финансовые затраты на них значительно превышают доход, который они приносят. Поэтому руководство должно решить вопрос о возможности продолжения их инвестирования или ликвидации, откуда и название.

2. Звезды (значительная доля, быстрый рост) - SBU, которые занимают большую долю рынка, быстро растет. Речь идет о товарах на стадии роста. Большая доля доходов от них товарами идет на улучшение их собственной позиции. С замедлением роста рынка «звезды» могут стать «дойными коровами».

3. Дойные коровы (значительная доля, медленный рост) - продукты, достигли стадии зрелости. За счет значительной доли рынка они имеют наибольшую экономию в затратах и приносят предприятию наибольшую прибыль, которую можно направить на развитие других SBU (продуктов).

4. Собаки (небольшая доля, медленный рост) - продукты, достигли стадии зрелости и упадка. Пока они дают прибыль, его следует инвестировать в «звезды» и «знаки вопроса». При угрозе убыточности их снимают с производства, если не имеет стратегических соображений относительно роста рынка.

Матрицу BCG можно построить на основе:

- экспертных оценок;

- количественных данных, полученных из финансовой отчетности компании;

- с помощью методов статистической обработки данных.

Вопросы для проверки усвоенных знаний

1. Назовите виды реальных инвестиций.

2. В чем заключается необходимость реальных инвестиций?

3. Назовите основные результаты капитальных вложений.

4. Приведите классификацию реальных инвестиций.

5. От чего зависит объем привлеченных инвестиций?

6. Охарактеризуйте жизненный цикл инвестиционного проекта.

7. Дайте определение работ, которые относятся к различных фаз и стадий цикла инвестиционного проекта.

8. Какие могут быть причины отклонения инвестиционного проекта?

9. Из каких разделов состоит технико-экономическое обоснование (ТЭО) инвестиционного проекта?

10. Охарактеризуйте бизнес-план инвестиционного проекта.

11. Что включает финансовый план инвестиционного проекта?

12. Охарактеризуйте налоговый план инвестиционного проекта.

13. Как рассчитываются показатели ликвидности и рентабельности?

14. Охарактеризуйте маркетинговое планирование.

Тесты для проведения контроля

1. До реальных инвестиций (инвестиции в производственные фонды) относятся:

а) вложения в основной капитал производственных предприятий и инвестиции, направленные на увеличение прибыли;

б) инвестиции, направленные на рост материально-технических запасов; вложения в основной капитал производственных предприятий и инвестиции, направленные на рост материально-технических запасов;

г) инвестиции, направленные на увеличение оборотных средств.

2. Экспертиза проекта:

а) должна обеспечить детальный анализ всех аспектов проекта;

б) должна обеспечить экономический анализ последствий реализации проекта;

в) это вывод по отдельным разделам проекта (производственным, маркетинговым, финансовым).

3. Маркетинговая стратегия при разработке инвестиционного проекта:

а) анализ спроса;

б) анализ спроса и конкуренции;

в) исследование рынка и разработка стратегии поведения фирмы (предприятия) на рынке после реализации проекта.

4. Срок жизни проекта:

а) продолжительность строительства (монтажа оборудования);

б) средневзвешенный срок службы основного оборудования;

в) расчетный период, продолжительность которого определяется с учетом срока возврата вложенного капитала и требований инвестора.

5. Технико-экономическое обоснование инвестиций - это:

а) документ, содержащий обоснование целесообразности и эффективности инвестиций в проект;

б) документ, в котором детализируются и уточняются решения, принятые на прединвестиционной фазе;

в) метод выбора стратегических решений.

6. Жизненный цикл (фазы) проекта:

а) замысел - разработка концепции и ТЭО - выполнение проектно - сметной документации - строительство и ввод в эксплуатацию;

б) тоже самое, что и (а) плюс эксплуатационная фаза;

в) тоже самое, что и (б) плюс ликвидационная фаза.

Книга: Инвестиции - Данилов

СОДЕРЖАНИЕ

1. Инвестиции - Данилов
2. Организационно-экономические основы инвестирования Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционной деятельности
3. Глава 2. Субъекты инвестиционной деятельности
4. Глава 3. Иностранные инвестиции
5. Глава 4. Свободные экономические зоны
6. Финансовые инвестиции Глава 5. Ценные бумаги: порядок их выпуска и обращения
7. 6. Институты рынка ценных бумаг
8. Глава 7. Фондовые и биржевые индексы
9. Глава 8. Управление портфелем ценных бумаг
10. Реальные инвестиции Глава 9. Характеристика и обоснование реальных инвестиции
11. Глава 10. Диагностика принятия инвестиционных решений
12. Глава 11. Финансовое планирование капиталовложений
13. Глава 12. Оценка и страхование рисков проекта
14. Приложение № 2 Фонды, которые предоставляют гранты и кредиты
15. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

На предыдущую