lybs.ru
Не спрашивай старого, а бывалого. / Украинская народная мудрость


Книга: Соломия Павлычко Майн Рид, читаемый и перечитуваний (1993)


Соломия Павлычко Майн Рид, читаемый и перечитуваний (1993)

© С.Павличко, 1993

Источник: М.Рід. всадник без головы. К.: Радуга, 1993. 544 с. - С.: 532-537.

Сканирование и корректура: SK, Aerius (), 2004

С первой страницы романа «Всадник без головы» читатель погружается в стихию дикой, нетронутой, своевольной, а следовательно романтической природы. Буквально еще две страницы - и он встречает людей, неудержимых в своих чувствах и непокоренных в своей гордости, вполне соответствующих лаштункам окружающей природы. В этом мире все абсолютное: любовь - то пожизненная, ненависть - то смертельная. Перед ним вырисовываются не характеры с глубинными движениями души, а фигуры, образцы, которые так хочется подражать в юности: блестящие всадники, блестящие охотники, блестящие стрелки, одновременно аристократы за манерами, стилем поведения, даром что вокруг дикие прерии, а в конце выясняется, что они благородные люди еще и по происхождению.

Читатель просто глотал роман и с чувством сожаления за наивной сказкой думает: так в жизни не бывает и вряд ли бывало когда-либо в прошлом. И все же настроение, магия этого произведения рассеется еще не скоро. Его читают уже более ста лет многими языками мира все новые и новые поколения молодых людей и, видимо, будут читать в будущем. Почему?

Да потому, что романтика бессмертна и, пока человек способен мечтать, чувствовать, фантазировать, жить романтика и тоска за экзотикой, рискованными приключениями, дальними и опасными путешествиями.

Именно в романтике кроется тайна более чем вековой популярности произведения английского писателя Томаса Майн Рида «Всадник без головы» (1866) и многочисленных других его романов, как: «Вольные стрелки» (1850), «Охотники за скальпами» (1851), «Белый вождь» (1855), «Квартеронка» (1856), «Оцеола, вождь семинолов» (1858), «Золотой браслет» (1875).

Конечно, романтика - вечное чувство и вечная мечта человека. Однако литературная романтика узаконилася, распространилась вместе с романтизмом - ведущим мироощущением и художественным направлением европейской культуры первой половины XIX века.

Когда Томас Майн Рид родился, а это произошло в Ирландии в 1818 году, живы были еще кумиры и создатели романтической эпохи: Джордж Гордон Байрон, Вальтер Скотт, Томас Мур. Эпоха романтизма [532] была в полном расцвете. Европейские и в частности английские писатели писали готические и исторические романы с увлекательными загадочными интригами и раскрывали мир человеческой души в прекрасных романтических поэмах. Романтизм первой трети XIX века породил сложную, философскую и очень часто пессимистическую литературу, пропитанную духом разочарование, ведь иа земле не воцарилось вожделенное царство разума и справедливости, а мечта, идеал не только не воплотились в действительности, а были безжалостно ней разбиты. Но в нем, конечно, была и романтика дальних морских путешествий, и героика благородных поступков титанических личностей. На базе романтизма позже, в середине и во второй половине прошлого века развился специфический тип литературы, в которой не стало осложненного и філософічного духа, а осталась только легкая, оптимистичная, жизнеутверждающая романтика, экзотика и героика путешествий, борьбы не с космическим, а с каким-то конкретным злом, воплощенным в одной відразливій фигуры вроде Кассия Колхауна - той борьбы, где добро всегда побеждает.

В 1840 году Томас Майн Рид, двадцятидволітній сын ирландского священника, приехал в Новый Орлеан в штате Луизиана. Этого же года Фенимор Купер пишет четвертую книгу своего цикла романов о Кожаный Чулок - «Следопыт» (цикл начался в 1823 году роман «Пионеры», а завершился в 1841 романом «Зверобой»), начиная специфически американскую романтическую тему - тему освоения и покорения нового континента, героической гибели индейских племен, наконец тему границы, или же фронтира, от которой берет начало популярный по сей день, особенно в Америке, жанр литературы и кино. «Всадник без головы» - это один из предшественников современных вестернов - романов и кинофильмов о освоения «Дикого Запада».

В жанре вестерна (от английского слова west - «запад») фильмы уже давно вытеснили книги, и современные любители часто не знают ни его литературной, ни реальной истории. Вестерн как жанр берет начало в XIX веке, и, к сожалению, подавляющему большинству современных вестернов далеко до талантливости романов Майн Рида или к произведениям первооткрывателя этого жанра - выдающегося американского писателя Фенимора Купера.

Во времена, когда родился Фенимор Купер (а это произошло в конце XVIII века в штате Нью-Джерси, на Атлантическом побережье Америки), фронтир пролегал совсем рядом, обозначая границу между цивилизацией колонизаторов и «варварским» миром аборигенов-индейцев.

Сам фронтир на сороковые годы уже передвинулся далеко на запад, В ту часть Америки, которая сегодня называется средним западом, на землю безграничных прерий и пустынь, неуклонно направляясь к Скалистых гор и каньонов, чтобы, одолев их, достичь побережья Тихого океана. [533]

Американская Мечта - вера в быстрое обогащение на новом материке с его огромными природными дарами - привлекала в Америку все новых и новых иммигрантов на протяжении всего XIX века. Среди них было особенно много ирландцев, которые миллионами покидали родину, гонимые нищетой и тяжелыми искусственным голодом, поддерживаемым в их стране английскими колонизаторами. Среди таких эмигрантов оказался и Майн Рид.

Однако надежда на легкое обогащение - это лишь одно, несколько суженное и збаналізоване значение того сложного и противоречивого понятия, которым в Американская Мечта. Еще в XVIII веке крупные европейские философы, которые назвали себя просвітниками, поняли, что человек несчастный не благодаря своей природе, а благодаря неверной организации общества. Но перестройка европейского общества казалась задачей слишком сложным, а вот построение нового, справедливого строя на голом месте - чем-то вполне реальным. Американская Мечта была большой утопией Европы, давней мечтой европейских либералов. Эта мечта включала свободу личности от любой тирании, прежде всего тирании государства, а еще демократию, изобилие для всех, отсутствие войн. В этом смысле сама идея Америки была частью культурной традиции Европы. Сегодня, с исторической перспективы, мечта европейских просветителей, а позже первых строителей Американского государства, представляется одновременно и прекрасным миражом, и огромным разочарованием (ведь новый строй строился на землях, отобранных у коренного индейского населения, и только война Севера и Юга отменила рабство черных невольников), и колоссальным, еще даже до сих пор не реализованным порывом человеческого духа к свободе.

Томас Майн Рид, бедняк и романтик, искал в Америке свое Эльдорадо, свою Американскую Мечту. Правда, он нашел ее не совсем там, где ожидал. Три года после своего приезда в Новый Орлеан, этого американского Парижа, который позже станет родиной и столицей американского джаза, он путешествовал по Югу Соединенных Штатов и Мексике, менял профессии, ни одна из которых не принесла финансового успеха, и накапливал жизненные впечатления, чтобы позже положить их в основу всемирно известных романов, которыми зачитуватиметься целая Европа и которые в свой образ ту Американскую Мечту запитают.

От 1843 года Майн Рид три года работал журналистом в Филадельфии, где познакомился и сблизился с американской интеллектуальной элитой. Среди его знакомых был и несчастный, униженный тяжелыми, полуголодными условиями своей жизни, а после смерти признанный одним из крупнейших американских писателей - Эдгар Аллан По.

В 1846-48 годах Майн Рид принимает участие в войне США и Мексики. [534]

Тогда Америка оторвала от Мексики немалый кусок земли, который ныне является территорией двух штатов, а Майн Рид получил погоны каштана и тяжелое ранение, которое серьезно сказалось на его здоровье в старшем возрасте. Видимо, он гордился этим военным званием, даже романы часто подписывал «Капитан Майн Рид».

В 1849 году Майн Рид вернулся в Европу, чтобы принять участие в революционных событиях, начавшихся 1848 года и всколыхнули целый Старый Мир. Однако он спізнявся. Революция уже закончилась. Поселившись в английской столице, бывший журналист и капитан американской армии начал писать и один по одному выдавать романы, которые быстро принесли ему широкую популярность.

В 1867 году Майн Рид в последний раз приехал в США с надеждой осесть в этой стране навсегда. Но и эта попытка не удалась, поэтому он снова, теперь уже навсегда, возвращается в Англию.

Последние годы жизни посвятил литературе. Имел слабое здоровье, древняя мексиканская рана очень сказывалась, а в конце жизни (Майн Рид умер в 1883 году) он стал фактически инвалидом.

Приключенческий роман, тем более вестерн, имеет, как правило, свои схемы и стереотипы. Здесь обязательны пламенные, роковые страсти - любовь, ревность, ненависть. Здесь должны быть соперники, как Морис Джеральд и Кассий Колхаун, и соперницы - в «Всаднике без головы» это креолка и мексиканка. Здесь должен быть герой, как Морис - молодой, красивый, благородный, таинственный,- и антигерой или романтический негодяй,- как капитан Колхаун, что воплощает самые отрицательные человеческие черты.

Но здесь есть и охотник Зеб Стамп, что расследует преступление Колхауна и ведет читателя по следам детективной истории, одинокая фигура (это так же обязательный стереотип таких произведений), естественный человек и истинный демократ.

И есть еще один герой романа - прерия.

«Прерия, мисс Пойндекстер,- это большая книга, удивительная большая книга, надо только уметь ее читать. Пусть Зеб Стамп и не очень ученый, но эту науку он знает хорошо»,- говорит охотник, который по сути является самым интересным персонажем романа.

Автор подробно описывает природу прерии, животных, которые там живут, их привычки. Койоты, ягуары, грифы, табуны мустангов, колючие кактусы, фауна и флора оживают под пером писателя, со страниц его романа пышет горячая техасская прерия. Сама ее природа - бури и смерчи, жаркие дни и холодные ночи - экзотическая и роман- -тична.

Однако в романе «Всадник без головы» является не сама только таинственная любовная история - здесь затронута и немного реальной истории. В 1835 Году англо-американские колонисты провозгласили независимость Техаса [535] от Мексики, в следующем году мексиканское войско вступило в Техас, однако в течение нескольких следующих лет эта теория существовала как своеобразная самостоятельная республика вплоть до 1845 года, когда Техас был принят в США на правах штата. В ответ на это Мексика объявила ту самую войну, в которой принимал участие Майн Рид и которую она, как известно, проиграла.

Майн Рид создал достаточно объективную картинку послевоенного заселения Техаса, на фоне которой происходит «удивительная техасская история». Здесь и пограничные форты, и индейские племена, находящиеся в состоянии непрочного мира с белыми колонистами, и мексиканские поселения (правда, прежние хозяева Техаса уже живут в чужом государстве), и южные плантаторы, которые пристранствовали сюда с сотнями черных рабов, и фермерские поселки, и одинокие охотники.

В романе Майн Рида, как к нему в романах Купера, находим и оптимизм, и фатализм фронтира. С одной стороны - жизнь на границе уравнивает всех, оно демократическое, здесь бедный мустангер и южный аристократ пользуются равными правами, а с другой, есть рабы-не-игры, есть профессии, обречены на вымирание,- это профессии главных героев - ловца лошадей и охотника, есть самосуды, «регуляторы», банды негодяев - пиратов прерий, есть варварское право сильнейшего. -

О реальной жизни техасских прерий Майн Рид пишет меньше. Ведь тогда его романы принадлежали бы не до приключенческого, а до реалистического жанра. Хотя он, несомненно, знает из собственного опыта черную труд и лишения, которых приходилось терпеть новоприбывшим в тяжелых климатических условиях полупустынь и прерий. Такая избирательность взгляда писателя, продиктованная законами определенного жанра, вполне понятна. Роберт Луис Стивенсон - другой выдающийся мастер приключенческого жанра, автор «Острова сокровищ» и «Черной стрелы»,- вспоминал о своем путешествии с иммигрантами через всю Америку, от побережья Атлантики до Калифорнии. В этом путешествии его поразили грубость, нищета, жестокость великого передвижения народов по Америке. Однако ничего такого не отразилось на страницах его знаменитых романов. В одной из критических статей Стивенсон писал: «Будем в меру своих сил учить народ радости. И будем помнить, что уроки должны звучать бодро и воодушевленно, должны укреплять в людях мужество».

Этот принцип Стивенсон назвал принципом мужественного оптимизма и положил в основу своего творчества. Но его можно распространить на целый жанр, где приключения сочетаются с романтикой, а также на целую линию мировой литературы, начатую еще «Робинзоном Крузо» Даниэля Дефо.

В современной жизни почти не осталось экзотики. Парусники или индейские наряды можно найти разве что в музеях. В сегодняшнем мире слишком мало оптимизма и оснований для него и не хватает [536] мужества. Но тоска за экзотикой, за мужественными гонками верхом по степи осталась. Поэтому прощаем Майн Рідові наивность, поверхностность, некоторую литературную бездарность, - ведь они компенсируются утверждению обычных, простых истин и чувств, без которых жизнь так же немыслима, как и без сложных философий.

Соломия Павлычко

© Aerius, 2005




Текст с

Книга: Соломия Павлычко Майн Рид, читаемый и перечитуваний (1993)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Соломия Павлычко Майн Рид, читаемый и перечитуваний (1993)

На предыдущую